Екатеринбург |
|
11 марта 2021 г. |
Дело N А60-20349/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Сухановой Н.Н., Жаворонкова Д.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск (ИНН: 6625004730, ОГРН: 1036601476922; далее - Администрация г. Первоуральск, организатор торгов, податель жалобы) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2020 по делу N А60-20349/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
организатора торгов - Чемерикина П.С. (доверенность от 25.05.2020);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН: 6658065103, ОГРН: 1036602648928; далее - Свердловское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) - Сехина В.С. (доверенность от 20.02.2021).
Администрация г. Первоуральск обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа от 07.02.2020 по жалобе N 066/01/18.1-235/2020.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Отдел капитального строительства" (далее - общество "Отдел капитального строительства", претендент на участие в торгах).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация г. Первоуральск просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Податель жалобы, ссылаясь на судебную практику по делам N А60-5412/2017, N А60-55522/2018, N А60-20185/2019, настаивает на том, что оспоренное решение Свердловского УФАС России вынесено неправомерно, поскольку на Администрацию г. Первоуральск судом возложена обязанность установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:58:0113001:113 как "строительство коммунально-складского помещения" и организовать торги на право аренды указанного участка с названным видом использования.
В обоснование своей позиции организатор торгов, приводя требования статей 1, 10, 421, 448, 607, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 6, 39.2, 39.8, 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 30, 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), указывая на положения Правил землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденных Решением Первоуральской городской Думы от 26.08.2010 N 241 (далее - Правила землепользования и застройки территории г. Первоуральск), утверждает о том, что арендодатель сам выбирает конкретный вид разрешенного использования, а антимонопольный орган ошибочно требует в документации о проведении аукционов указать все виды разрешенного использования.
Возражая против выводов судов, организатор торгов полагает, что в нарушение статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) претендент на участие в торгах не указал и суды не исследовали действия Администрации г. Первоуральск, которые помешали обществу "Отдел капитального строительства" принять участие в аукционе.
Письменные мотивированные отзывы на кассационную жалобу антимонопольный орган, претендент на участие в торгах в материалы дела не представили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в Свердловское УФАС России 22.01.2020 поступила жалоба общества "Отдел капитального строительства" на действия (бездействие) Администрации г. Первоуральск, совершенные при организации и проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номером 66:58:0116002:471 (Лот N 1), местоположение: Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Трубников, в 10 м на юг от д. 52, разрешенное использование "деловое управление", в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 1 425 кв.м.; с кадастровыми номером 66:58:0113001:113 (Лот N 2), местоположение: Свердловская обл., г. Первоуральск, шоссе Динасовское, 2, разрешенное использование "склады", в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 400 кв.м. (извещение N 281219/0163433/01 на сайте https://torgi.gov.ru)
07.02.2020 вынесено решение антимонопольного органа по жалобе N 066/01/18.1-235/2020, которым жалоба претендента на участие в торгах признана обоснованной, организатор торгов признан нарушившим подпункт 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса, что выразилось в неразмещении в извещении о проведении указанных аукционов сведений обо всех видах разрешенного использования земельных участков с указанными кадастровыми номерами, о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.
Полагая, что оспариваемое решение Свердловского УФАС России нарушает права и законные интересы Администрации г. Первоуральск, последняя обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из правомерности оспоренного решения антимонопольного органа, поскольку нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (бездействии) установлены.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему антимонопольному законодательству Российской Федерации, а также практике его применения на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, к субъектам Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 124 ГК РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов гражданского права. От имени субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, согласно пункту 3 статьи 53 ГК РФ должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно- технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними
В силу части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за 30 дней до дня проведения аукциона предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в течение 14 дней со дня поступления заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
Согласно статье 76 Правил землепользования и застройки территории г. Первоуральск, общественно-деловые зоны предназначены для застройки территории многофункциональными комплексными объектами и специализированными объектами общественно-делового назначения, в том числе: ОД(К) Комплексная общественно-деловая зона. Комплексная общественно-деловая зона - территории, застроенные или планируемые к застройке объектами социального обслуживания, бытового обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, культурного развития, религиозного использования, общественного управления, обеспечения научной деятельности, ветеринарного обслуживания, рынков, магазинов, общественного питания, гостиничного обслуживания.
Основные виды разрешенного использования: социальное обслуживание, бытовое обслуживание, культурное развитие, общественное управление, деловое управление, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения.
Вспомогательные виды использования: коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, земельные участки (территории) общего пользования.
На основании подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в частности, о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения)
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и сторонами не оспаривается, основанием для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:0116002:471, 66:58:0113001:113 явились постановления Администрации г. Первоуральск от 09.12.2019 N 2103 "О проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене, по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Трубников, в 10 м на юг от д. 52, с видом разрешенного использования - деловое управление"; от 16.12.2019 N 2147 "О проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене, по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, шоссе Динасовское, 2, с видом разрешенного использования - склады".
Извещение N 281219/0163433/01 о проведении указанных аукционов размещено на сайте www.torgi.gov.ru 28.12.2019, на сайте городского округа Первоуральск (https://prvadm.ru/), а также опубликовано в газете "Вечерний Первоуральск" от 30.12.2019 N 102 (192108).
Из материалов дела следует, что в пунктах 3.1.1, 3.2.1 извещения о проведении аукционов для земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:471 указан исключительно один вид разрешенного использования "деловое управление", для земельного участка с кадастровым номером 66:58:0113001:113 - "склады".
Материалами дела также подтверждается и из пояснений организатора торгов следует, что согласно извещению о проведении аукционов допустимые параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства (земельные участки с кадастровым номерами 66:58:0116002:471, 66:58:0113001:113) - в соответствии с Правилам землепользования и застройки территории г. Первоуральск (ознакомиться можно в период приема заявок по адресу: Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Советская, д. 1, этаж 1).
Судами также установлено, что в извещении о проведении аукциона относительно земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:471 указаны следующие сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения:
1) АО "ГАЗЭКС" - N 3/3.5-3/180 от 07.11.2019 - возможность подключения объекта капитального строительства на данном земельном участке имеется от действующего подземного газопровода высокого давления (Р-0,6 МПа) D-57 мм (сталь).
Срок действия технических условий, порядок и срок подключения объекта к газораспределительной сети определяется согласно Правилам подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314). Плата за подключение устанавливается в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области о 24.12.2014 N 268-ПК "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям газораспределительных организаций на территории Свердловской области".
2) ОАО МРСК УРАЛА Филиал "Свердловэнерго" производственное отделение западные электрические сети - N СЭ/ЗЭС/01-21/10332 от 28.10.2019 - в указанном районе отсутствуют сети ОАО МРСК УРАЛА.
3) ППМУП "Водоканал" - N 87-19 от 28.10.2019 - по водоснабжению возможная точка подключения - участок кольцевого водопровода Ду-300 мм ул. Трубников, с западной стороны запрашиваемого участка; максимальная присоединяемая нагрузка - 18,9 мЗ/сут., по водоотведению возможная точка подключения - участок магистрального канализационного коллектора Ду-500 мм, с юго-восточной стороны запрашиваемого участка, максимальная присоединяемая нагрузка - 26,4 мЗ/сут. АО "Горэлектросеть" - N 365 от 12.11.2019 - сети АО "Горэлектросеть" по данному адресу отсутствует.
4) АО "Облкоммунэнерго" - N 50-07/50/21-143 от 31.10.2019 - электроснабжение данного земельного участка возможно от сетей АО "Облкоммунэнерго".
5) ООО "СТК" - N 513072-14-1006 от 25.10.2019 - имеется возможность подключить к существующим тепловым сетям объект капитального строительства на запрашиваемой территории.
В извещении о проведении аукциона относительно земельного участка с кадастровым номером 66:58:0113001:113 указаны следующие сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения:
1) АО "ГАЗЭКС" - N 3/3.5-3/170 от 21.10.2019 - техническая возможность подключения объекта капитального строительства имеется от действующего подземного газопровода высокого давления 2 категории (Р0,6 МПа) D-377 мм (сталь) в районе гаражного кооператива по ул. Ленина после железнодорожного пути.
2) ППМУП "Водоканал" - N 1261 от 20.09.2019 - в указанном районе отсутствуют сети централизованного водоснабжения и водоотведения, находящиеся в хозяйственном ведении ППМУП "Водоканал".
3) ООО "СТК" - N 513072-14-00875 от 26.09.2019 - в настоящее время отсутствует техническая возможность подключения, из-за отсутствия тепловых сетей в данной застройке.
4) АО "Горэлектросеть" - N 324 от 24.09.2019 - АО "Горэлектросеть" не имеет технической возможности для подключения к электрическим сетям данного земельного участка.
5) ОАО МРСК УРАЛА Филиал "Свердловэнерго" производственное отделение западные электрические сети - N СЭ/ЗЭС/01-21/10122 от 21.10.2019 - подключение к сетям ОАО МРСК УРАЛА Филиал "Свердловэнерго" земельного участка невозможно, по причине их отсутствия в указанном районе.
6) АО "Облкоммунэнерго" - N 50-07/50/И-112 от 25.09.2019 - электроснабжение объекта капитального строительства от сетей АО "Облкоммунэнерго" возможно.
Срок действия технических условий составляет не менее 2-х лет со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Плата производится согласно договору об осуществлении технологического присоединения.
Срок подключения объекта капитального строительства составляет не менее 4-х месяцев с даты подписания договора на технологическое присоединение.
Технические условия на присоединение к электрическим сетям могут быть выданы только после подачи заявки на присоединение энергопринимающих устройств заявителем, где будет указана максимальная мощность, категория надежности, уровень питающего напряжения.
В целом выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о несоответствии закону действий Администрации г. Первоуральск при проведении аукционов на право заключения договора аренды спорных земельных участков, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что обжалуемое решение антимонопольного органа является правильным, поскольку нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (бездействии) установлены по той причине, что организатором торгов в извещении не указаны необходимые сведения обо всех видах разрешенного использования данных участков, о допустимых параметрах разрешенного строительства, а также о технических условиях подключения, что является нарушением законодательства Российской Федерации, в частности, ГК РФ, Земельного кодекса. Подателем жалобы в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные факты не опровергнуты.
Ссылки подателя жалобы на судебную практику в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении дел судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. В рассматриваемом случае суды оценили обстоятельства конкретного дела и пришли к обоснованному выводу о правомерности принятия обжалованного решения заинтересованного лица. Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов не имеется. И, кроме того, судебные акты по делам N А60-5412/2017, N А60-55522/2018, N А60-20185/2019 о возложении обязанности провести торги с видом разрешенного использования "строительство коммунально-складского помещения" не содержат противоречия с обстоятельствами рассматриваемого спора, поскольку указанный вид разрешенного использования охватывается соответствующим перечнем, в частности, Правилами землепользования и застройки территории г. Первоуральск. Соответственно необходимость выполнения требований судебных актов не подразумевает возможности уклонения от требований, прямо закреплённых в законодательстве.
Довод подателя жалобы о нарушении статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку рассматриваемые действия Администрации г. Первоуральск не помешали обществу "Отдел капитального строительства" принять участие в аукционе, подлежат отклонению как несостоятельные. Намерения претендента на участие в торгах очевидно зависят от надлежащим образом объявленного аукциона, поскольку заинтересованность его участника напрямую зависит от предложенных условий использования земельных участков.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований организатора торгов о признании недействительным решения Свердловского УФАС России от 07.02.2020 по жалобе N 066/01/18.1-235/2020.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все аргументы Администрации г. Первоуральск, приведённые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2020 по делу N А60-20349/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.