Екатеринбург |
|
11 марта 2021 г. |
Дело N А07-724/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Тороповой М.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Буранбаевой Хадии Мухамедьяновны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2020 по делу N А07-724/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к индивидуальному предпринимателю Буранбаевой Хадие Мухамедьяновне (далее - предприниматель Буранбаева Х.М.) о расторжении договора о субсидировании субъекта малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса и возврате выделенной субсидии.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Буранбаева Х.М. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель полагает, что запрета на получение субсидии лицом, которое ранее было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, действующее законодательство не содержит. Также заявитель поясняет, что прекращение первичной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя состоялось до принятия муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее субсидий не получала, требования, предусмотренные муниципальной программой предпринимателем соблюдены.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ) одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах).
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1.4 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок N 1), утвержденного в рамках "Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017-2020 г." постановлением Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан от 28.12.2016 N 2366 (далее - муниципальная программа), основными требованиями к субъектам малого и среднего предпринимательства на момент подачи заявления на предоставление финансовой поддержки, а также на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о субсидировании, для предоставления финансовой поддержки в рамках настоящего Порядка являются: а) соответствие требованиям и условиям предоставления финансовой поддержки, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком; б) государственная регистрация деятельности на территории Республики Башкортостан; в) отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации; г) осуществление видов экономической деятельности, являющихся приоритетными согласно п. 1.5. настоящего Порядка; д) принятие обязательства по сохранению общего количества рабочих мест, указанных в заявлении на получение финансовой поддержки, в течение 6 месяцев со дня получения финансовой поддержки; е) не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должны иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности; ж) не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; з) не должны являться получателями средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на те же цели предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 2.10 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях: а) не представлены документы (представлены не в полном объеме), предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представленные документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Порядком, либо представлены недостоверные сведения и документы (п. "а" в ред. постановления Правительства РБ от 05.06.2017 N 256); б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли (в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2015 N 281); в) прошло менее трех лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки; г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком; д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме;
е) документы представлены после прекращения их приема (в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2017 N 631); ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса; з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
На основании пункта 3.9 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях: а) не представлены документы, предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представлены недостоверные сведения и документы; б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли; в) прошло менее трех лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки; г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком; д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме; е) документы представлены до начала приема заявок и (или) после прекращения или приостановления их приема; ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса; з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка и условий предоставления финансовой поддержки в виде субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса (далее - Порядок N 2), утвержденного в рамках муниципальной программы, предоставление субсидий в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса осуществляется на конкурсной основе.
В силу пункта 4.2 Порядка N 2 на получение данного вида финансовой поддержки имеют право претендовать субъекты малого предпринимательства.
Согласно пункту 4.5 Порядка N 2 субсидии предоставляются вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года, и соответствующим следующим требованиям: - с даты государственной регистрации на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года; - использование бюджетных средств на развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой; - фактическое вложение собственных средств в развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой и предусмотренного бизнес-планом, в размере не менее 25% от суммы запрашиваемых бюджетных средств; - соответствие условиям предоставления финансовой поддержки, предусмотренным законодательством и муниципальной программой.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, в том числе указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем.
Согласно подпункту 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в следующем порядке: указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 4.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица, вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или индивидуальном предпринимателе сохраняются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом условий, установленных частью 1.1 настоящей статьи, при исключении из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства указания на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что предприниматель Буранбаева Х.М. 10.09.2018 обратилась в администрацию с заявлением на получение финансовой поддержки.
Между администрацией и предпринимателем Буранбаевой Х.М. 10.12.2018 заключен договор N 18 о субсидировании субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса, условиями которого является субсидирование на начальной стадии становления бизнеса за счет средств бюджета в соответствии с муниципальной программой на 2017-2020 г. (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 3.1 договора сумма средств бюджета Республики Башкортостан, предоставляемых получателю по договору в качестве субсидирования, составила 289 866 руб.
На основании пункта 5.2 договора в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком условий предоставления субсидии, установленных программой и настоящим договором, полученные денежные средства подлежат возврату в доход местного бюджета.
Платежным поручением от 24.12.2018 N 14784 администрация перечислила предпринимателю субсидию в размере 289 866 руб.
В ходе проверки правомерности предоставленной субсидии установлено, что ранее в период с 28.10.2005 по 20.07.2012 Буранбаева Х.М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании изложенного администрация 07.11.2019 направила в адрес предпринимателя Буранбаевой Х.М. претензионное письмо N 2232 с просьбой вернуть предоставленную субсидию в размере 289 866 руб. в срок до 25.11.2019.
Письмо ответчиком получено не было, вернулось отправителю 11.12.2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что предприниматель Буранбаева Х.М. не является вновь зарегистрированным субъектом малого предпринимательства, которому в силу пункта 4.5 муниципальной программы может быть предоставлена субсидия по муниципальной программе.
Довод заявителя кассационной жалобы о соответствии предпринимателя Буранбаевой Х.М. требованиям муниципальной программы судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.12.2018 статус вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя гр. Буранбаевой Х.М не принадлежал.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу пункта 4.5 муниципальной программы субсидии предоставляются вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, при этом по состоянию на дату предоставления субсидии - 10.12.2018 предприниматель Буранбаева Х.М. не являлась вновь зарегистрированным субъектом малого предпринимательства, суды обоснованно удовлетворили исковые требования администрации к предпринимателю Буранбаевой Х. М. о расторжении договора о субсидировании субъекта малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса и возврате перечисленных предпринимателю Буранбаевой Х.М. денежных средств.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для их непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
При оформлении объявленной 03.03.2021 резолютивной части постановления Арбитражного суда Уральского округа допущена описка, а именно вместо слов: "кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Буранбаевой Хадии Мухамедьяновны", указаны слова "кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Буранбаевой Хаиды Мухамедьяновны".
В соответствии с частью 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Принимая во внимание, что исправление описки в данном случае не затрагивает существа принятого постановления, и руководствуясь статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции по собственной инициативе исправляет описку, допущенную при оформлении резолютивной части постановления Арбитражного суда Уральского округа по делу N А07-724/2020, указав вместо слов "кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Буранбаевой Хаиды Мухамедьяновны" слова "кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Буранбаевой Хадии Мухамедьяновны".
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2020 по делу N А07-724/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Буранбаевой Хадии Мухамедьяновны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в следующем порядке: указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о создании юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 4.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица, вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или индивидуальном предпринимателе сохраняются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом условий, установленных частью 1.1 настоящей статьи, при исключении из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства указания на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2021 г. N Ф09-611/21 по делу N А07-724/2020