г. Челябинск |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А07-724/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Буранбаевой Хаиды Мухамедьяновны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2020 по делу N А07-724/2020.
Администрация муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к индивидуальному предпринимателю Буранбаевой Хадие Мухамедьяновне (далее - ответчик, ИП Буранбаева, предприниматель) о расторжении договора о субсидировании субъекта малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса и возврате выделенной субсидии.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.08.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе предприниматель (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Так, апеллянт указывает, что в муниципальной программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан, утвержденной постановлением N 2366 от 28.12.2016 (далее - муниципальная программа), нет запрета на получение субсидии лицам, которые ранее были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя.
Апеллянт отмечает, что прекратила деятельность в 2012 году, когда еще не существовало муниципальной программы. Текущее ИП зарегистрировано в мае 2018 года. Таким образом, сам факт открытия и закрытия ИП ранее, до действия данной программы, не влияет на право участия в программе и получения указанной субсидии.
Податель жалобы указывает, что им не было нарушено п. 9.1.11 и п. 9.1.12 муниципальной программы, соблюдены все условия предоставления субсидии: предоставлены все необходимые и достоверные документы, ранее субсидию не получал, нарушений не допускал, целевое использование субсидии было соблюдено, просроченные платежи в бюджете отсутствуют.
Отзыв на жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 10.09.2018 ИП Буранбаевой подано заявление в администрацию на получение финансовой поддержки (л.д. 6, 7).
10 декабря 2018 года между администрацией и ИП Буранбаевой заключен договор о субсидировании субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса N 18 (далее - договор; л.д. 8, 9), согласно условиям которого является субсидирование на начальной стадии становления бизнеса за счет средств бюджета в соответствии с муниципальной программой на 2017-2020 годы (л.д. 15-51) (п. 1.1 договора).
Согласно п. 3.1 договора сумма средств бюджета Республики Башкортостан, предоставляемых получателю по договору в качестве субсидирования составила 289 866 руб.
Платежным поручением от 24.12.2018 N 14784 администрация перечислила предпринимателю субсидию в размере 289 866 руб. (л.д. 10).
На основании п. 5.2 договора, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком условий предоставления субсидии, установленных программой и настоящим договором, полученные денежные средства подлежат возврату в доход местного бюджета.
В соответствии с муниципальной программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017-2020 годы финансовая поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса и условием предоставления субсидии является факт подачи заявления о предоставлении субсидии в течение года с момента регистрации.
В ходе проверки правомерности предоставленных субсидий установлено, что ранее в период с 28.10.2005 по 20.07.2012 Буранбаева Хадия Мухамедьяновна была зарегистрирована как индивидуальный предприниматель (л.д. 52).
07 ноября 2019 года администрация в адрес ИП Буранбаевой направило претензионное письмо N 2232 с просьбой вернуть предоставленную субсидию в размере 289 866 руб. в срок до 25.11.2019 (л.д. 11-13). Письмо ответчиком получено не было, вернулось обратно в администрацию 11.12.2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в суд.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно положениям п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ).
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1 муниципальной программы предоставление субсидий в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса осуществляется на конкурсной основе.
В силу п. 4.2 муниципальной программы на получение данного вида финансовой поддержки имеют право претендовать субъекты малого предпринимательства.
Согласно 4.5 муниципальной программы субсидии предоставляются вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года, и соответствующим следующим требованиям:
- с даты государственной регистрации на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года;
- использование бюджетных средств на развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой;
- фактическое вложение собственных средств в развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой и предусмотренного бизнес-планом, в размере не менее 25% от суммы запрашиваемых бюджетных средств;
- соответствие условиям предоставления финансовой поддержки, предусмотренным законодательством и муниципальной программой.
В соответствии с п. 5.2 договора, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком условий предоставления субсидии, установленных программой и настоящим договором, полученные денежные средства подлежат возврату в доход местного бюджета.
Арбитражным судом первой инстанции, исходя из содержащихся данных в Единых государственных выписках юридических лиц, установлено, что в период с 28.10.2005 по 20.07.2012 ответчик ранее была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности указана "розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
Затем, 11.05.2018 ответчик вновь зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, одним из видов деятельности ответчика является "производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения".
Установив факт нарушения ответчиком условий договора, выразившихся в осуществлении ранее предпринимательской деятельности, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования администрации являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в настоящем случае соглашается с приведенными выводами арбитражного суда первой инстанции.
Так, согласно п. 1.4 муниципальной программы основными требованиями к субъектам малого и среднего предпринимательства на момент подачи заявления на предоставление финансовой поддержки, а также на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о субсидировании, для предоставления финансовой поддержки в рамках настоящего Порядка являются:
а) соответствие требованиям и условиям предоставления финансовой поддержки, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком;
б) государственная регистрация деятельности на территории Республики Башкортостан;
в) отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации;
г) осуществление видов экономической деятельности, являющихся приоритетными согласно п. 1.5. настоящего Порядка;
д) принятие обязательства по сохранению общего количества рабочих мест, указанных в заявлении на получение финансовой поддержки, в течение 6 месяцев со дня получения финансовой поддержки;
е) не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должны иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;
ж) не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
з) не должны являться получателями средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на те же цели предоставления субсидии.
В соответствии с п. 2.10 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях:
а) не представлены документы (представлены не в полном объеме), предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представленные документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Порядком, либо представлены недостоверные сведения и документы (п. "а" в ред. постановления Правительства РБ от 05.06.2017 N 256);
б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли (в ред. постановления Правительства РБ от 30.07.2015 N 281);
в) прошло менее трех лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки;
г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком;
д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме;
е) документы представлены после прекращения их приема (в ред. постановления Правительства РБ от 28.12.2017 N 631);
ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса;
з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
На основании п. 3.9 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях:
а) не представлены документы, предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представлены недостоверные сведения и документы;
б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли;
в) прошло менее трех лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки;
г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком;
д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме;
е) документы представлены до начала приема заявок и (или) после прекращения или приостановления их приема;
ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса;
з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
Согласно п. 4.5 муниципальной программы субсидии предоставляются вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года, и соответствующим следующим требованиям:
- с даты государственной регистрации на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года;
- использование бюджетных средств на развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой;
- фактическое вложение собственных средств в развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой и предусмотренного бизнес-планом, в размере не менее 25% от суммы запрашиваемых бюджетных средств;
- соответствие условиям предоставления финансовой поддержки, предусмотренным законодательством и муниципальной программой.
В силу п. 4.6 муниципальной программы субъект малого предпринимательства может получить одну субсидию, размер которой не должен превышать 300 тыс. рублей. В случае, если учредителями субъекта малого предпринимательства являются несколько физических лиц, указанных в абз. 2 п. 4.3 настоящего Порядка, такому субъекту малого предпринимательства предоставляется субсидия, размер которой не должен превышать произведения числа указанных учредителей на 300 тыс. рублей, но не более 1 млн. рублей. (п. 4.6 в ред. постановления Правительства РБ от 19.03.2016 N 78).
В соответствии с условиями указанной выше муниципальной программы между сторонами был заключен договор о субсидировании субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса от 10.12.2018 N 18, в силу которого предпринимателю была предоставлена субсидия в размере 289 866 руб.
На основании п. 2.2 договора получатель обязался:
использовать бюджетные средства на осуществление приоритетного вида экономической деятельности (10.71.1 Производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения). Полученные денежные средства не могут быть направлены на премирование работников, приобретение жилых помещений, транспортных средств (за исключением спецтехники и специализированных транспортных средств) (п. 2.2.1 договора);
использовать полученные бюджетные средства в соответствии с п. 2.2.1 договора в течении одного года со дня перечисления бюджетных средств на счет получателя (п. 2.2.6 договора);
не допускать в течении двух лет проведения реорганизации, ликвидации, а также введения процедур банкротства в отношении получателя (п. 2.2.7 договора).
В соответствии с п. 5.2 договора, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком условий предоставления субсидии, установленных программой и настоящим договором, полученные денежные средства подлежат возврату в доход местного бюджета.
Арбитражный суд апелляционной инстанции с учетом приведенных выше условий муниципальной программы и договора субсидирования, приходит к выводу о том, что они содержат запрет на получение субсидии лицам, которые ранее были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку в силу п. 4.5 муниципальной программы субсидии предоставляются лишь вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства.
То обстоятельство, что в период с 28.10.2005 по 20.07.2012 ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности указана "розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, свидетельствует о нарушении ИП Буранбаевой условий договора о субсидировании от 10.12.2018 и влияет на право участия в программе и получения указанной субсидии.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2020 по делу N А07-724/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Буранбаевой Хаиды Мухамедьяновны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-724/2020
Истец: Администрация МР Баймакский район РБ, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Буранбаева Х М