Екатеринбург |
|
17 марта 2021 г. |
Дело N А76-9081/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2020 по делу N А76-9081/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" (далее - заявитель, ООО УК "Логист", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", Инспекция) о признании недействительным предписания от 07.02.2020 N 20-5321-172.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Магнитогорска Челябинской области (далее - администрация) и муниципальное предприятие трест "Теплофикация" (далее - МП трест "Теплофикация").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2020 в удовлетворении требований заявителя отказано. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Заявитель просит судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Указывает, что оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность произвести работы на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки системы отопления в многоквартирном доме в части индивидуальных тепловых пунктов. Между тем заявитель подтвердил исполнение своих обязанностей в отношении общедомовой системы отопления, входящей в состав общего имущества дома, нарушений в этой части выявлено не было; спорный бойлер в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не входит и никогда заявителю в управление не передавался; собственниками помещений многоквартирного дома избран непосредственный способ управления домом, заявитель не является управляющей организацией, а оказывает услуги на основании договора, и в состав платы заявителю содержание спорного бойлера не входит; до сентября 2018 года бойлером распоряжалась администрация, так как он находился в реестре муниципальной собственности и был передан в хозяйственное ведение МП трест "Теплофикация", которое является до настоящего времени исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" и использовало бойлер для подогрева холодной воды, за что получало плату, в состав которой входила плата за содержание и ремонт бойлера; 19.03.2018 право хозяйственного ведения на спорный бойлер было прекращено, а с 07.09.2018 бойлер исключен из реестра муниципальной собственности, а заявителю было предложено принять бойлер на обслуживание как общее имущество собственников помещений многоквартирного дома, однако этот бойлер по акту заявителю передан не был; на общем собрании 15.10.2019 собственники помещений приняли решение не принимать спорный бойлер в состав общего имущества, и это решение в установленном порядке не оспорено; спорный бойлер в качестве общего имущества собственникам помещений многоквартирного дома никогда не передавался, и администрация также не считала его таким имуществом; вывод судов о том, что бойлер является общим имуществом собственников дома и заявитель обязан его обслуживать и содержать, не обоснован; спорный бойлер установлен за границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности заявителя и размещен в зоне ответственности МП трест "Теплофикация", а потому заявитель не имеет законных оснований для его обслуживания; формулировка предписания не соответствует принципам законности, конкретности и исполнимости, поскольку возлагает на заявителя обязанность осуществить действия, в отношении не переданного ему имущества. Общество также ссылается на то, что обжалуемые судебные акты вынесены с учетом судебного акта по делу N А76-39409/2019, который принят по иному объекту и с которым заявитель не согласен.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Логист" (ранее - ООО "ЖРЭУ N 5" г. Магнитогорска) зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1087444000270 и осуществляет деятельность по эксплуатации жилого фонда за вознаграждение на договорной основе.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещения многоквартирного дома N 2а по ул. Чаплыгина в г. Магнитогорске от 14.11.2012 собственниками помещений приняты решения: о расторжении договора управления домом с ООО "ЖРЭУ N 5" г. Магнитогорска; о выборе способа управления многоквартирным домом - управление непосредственно собственниками помещений; о заключении с ООО "ЖРЭУ N 5 г. Магнитогорска" договора об оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с указанным решением и заключенным с собственниками помещений гражданско-правового договора заявитель осуществляет содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по названному адресу.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" на основании распоряжения от 27.08.2019 N 19-4545 4559 в отношении ООО УК "Логист" проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой должностным лицом Инспекции установлено, что ООО УК "Логист" не проведены в полном объеме работы на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки системы отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания системы теплоснабжения(отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирном доме N 2а по ул. Чаплыгина, чем нарушены требования пункта 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), пункта 5.1.6. постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), согласно которым испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования должны производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.
Результаты проверки отражены в акте от 30.08.2019, на основании которого ООО УК "Логист" выдано предписание от 30.08.2019 N 19-4545 4559 об устранении указанного нарушения в срок до 27.09.2019. В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений предписано: произвести работы на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки системы отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания системы теплоснабжения (отопления, горячее водоснабжение) в многоквартирном доме N 2А по ул. Чаплыгина (в части индивидуальных тепловых пунктов) в соответствии пунктом 19 Минимального перечня, пунктом 5.1.6 Правил N 170.
На основании распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 14.10.2019 N 19-5478 5474 в отношении ООО УК "Логист" проведена внеплановая проверка по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 30.08.2019 N 19-4545 4559, в ходе которой установлено, что обществом предписание от 30.08.2019 N 19-4545 4559 не выполнено, гидравлические испытания узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки системы отопления не произведены. Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 24.10.2019, на основании которого обществу выдано новое предписание от 24.10.2020 N 19-5478-2 5474 с аналогичными требованиями о производстве гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки системы отопления в многоквартирном доме N 2А по ул. Чаплыгина.
В целях проверки исполнения вновь выданного предписания на основании распоряжения от 13.01.2020 N 20-5321 72 в отношении ООО УК "Логист" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что управляющей организацией не проведены в полном объеме работы на прочность и плотность (гидравлических испытаний) системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 2а по ул. Чаплыгина (в части индивидуальных тепловых пунктов для приготовления горячей воды), чем нарушены положения пункта 19 Минимального перечня, пункта 5.1.6 Правил N 170. В срок, установленный предписанием от 24.10.2020 N 19-5478-2 5474, в Инспекцию ООО УК "Логист" не представлены документы, подтверждающие исполнение предписания в полном объеме. Указанные обстоятельства отражены в акте проверки N 20-5321 72 от 07.02.2020. На основании указанного акта ООО УК "Логист" выдано предписание от 07.02.2020 N 20-5321-1 72 об устранении выявленных нарушений, которым в срок до 13.04.2020 предписано: произвести работы на прочность и плотность (гидравлических испытаний) системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 2А по ул. Чаплыгина (в части индивидуальных тепловых пунктов для приготовления горячей воды) в соответствии пунктом 19 Минимального перечня, пунктом 5.1.6 Правил N 170.
Считая это предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ).
В силу пункта 8 Положения об Инспекции, утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364, она является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
В статье 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2).
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В соответствии с пунктом 11(1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 19 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах, включая испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления.
В пункте 5.1.2 Правил N 170 установлено, что испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования должны проводиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.
Судами установлено, что основанием для выдачи заявителю оспариваемого предписания послужил вывод управления о нарушении им, как организацией, осуществляющей ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома, указанных нормативных требований применительно к размещенному в многоквартирном доме оборудованию - бойлерной установки, осуществляющей подогрев воды для нужд указанного многоквартирного дома.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с Правилами N 491 состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ (пункт 1).
В состав общего имущества включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (подпункт "а" пункта 2).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6).
Суды также установили, что спорная бойлерная установка, размещенная в многоквартирном доме N 2а по ул. Чаплыгина г. Магнитогорска, до 07.09.2018 являлась муниципальной собственностью и в период с 02.12.2005 до 19.03.2018 находилась на праве хозяйственного ведения у ресурсоснабжающей организации - МП трест "Теплофикация" (распоряжением администрации от 02.12.2005 N 6286-Р имущество передано МП трест "Теплофикация" на праве хозяйственного ведения). Постановлением администрации от 19.03.2018 N 2844-П право хозяйственного ведения МП трест "Теплофикация" на эту установку прекращено на основании его заявления. Постановлением администрации от 07.09.2018 N 10692-П установка исключена из реестра муниципального имущества в соответствии с пунктом 2 статьи 36 ЖК РФ.
В письме от 17.04.2018 администрация поставила заявителя в известность о необходимости принятия спорной бойлерной установки на обслуживание. В письме от 27.07.2018 МП трест "Теплофикация" на основании протокола Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации от 18.07.2018 направило обществу копии актов осмотра и передачи индивидуального теплового пункта, а также акты испытаний на прочность и плотность индивидуального теплового пункта. В протоколе от 24.07.2019 N 05/84 зафиксировано решение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации о передаче ООО УК "Логист" технической документации на бойлерную установку. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 2а по ул. Чаплыгина в г. Магнитогорске 05.10.2019 принято решение не включать спорную бойлерную в состав общего имущества многоквартирного дома (протокол от 15.10.2019 N 390-19/2).
Судами указано, что бойлерная установка является частью системы горячего водоснабжения многоквартирного дома и соответствует установленным ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, подп. "а" п. 2 и п. 6 Правил N 491 признакам общего имущества в многоквартирном доме, это оборудование подлежит обязательному обслуживанию в целях недопущения аварийных ситуаций; необходимость этого оборудования для надлежащего содержания многоквартирного дома не отрицается и заявителем. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу законности содержащихся в предписании требований к ООО УК "Логист" как к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Судами отмечено, что к аналогичному выводу пришли суды трех инстанций при рассмотрении дела N А76-39409/2019 по заявлению ООО УК "Логист" к Инспекции об оспаривании ранее выданного обществу применительно к тому же объекту (бойлерной) предписания от 30.08.2019 N 19-4545-24559 (решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.02.2020, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2020).
При таких обстоятельствах, поскольку необходимость выполнения указанных в предписании от 07.02.2020 N 20-5321-172 нормативно установленных мероприятий в отношении спорного оборудования заявителем по существу не оспаривается, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2020 по делу N А76-9081/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Логист" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также установили, что спорная бойлерная установка, размещенная в многоквартирном доме N 2а по ул. Чаплыгина г. Магнитогорска, до 07.09.2018 являлась муниципальной собственностью и в период с 02.12.2005 до 19.03.2018 находилась на праве хозяйственного ведения у ресурсоснабжающей организации - МП трест "Теплофикация" (распоряжением администрации от 02.12.2005 N 6286-Р имущество передано МП трест "Теплофикация" на праве хозяйственного ведения). Постановлением администрации от 19.03.2018 N 2844-П право хозяйственного ведения МП трест "Теплофикация" на эту установку прекращено на основании его заявления. Постановлением администрации от 07.09.2018 N 10692-П установка исключена из реестра муниципального имущества в соответствии с пунктом 2 статьи 36 ЖК РФ.
...
Судами указано, что бойлерная установка является частью системы горячего водоснабжения многоквартирного дома и соответствует установленным ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, подп. "а" п. 2 и п. 6 Правил N 491 признакам общего имущества в многоквартирном доме, это оборудование подлежит обязательному обслуживанию в целях недопущения аварийных ситуаций; необходимость этого оборудования для надлежащего содержания многоквартирного дома не отрицается и заявителем. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу законности содержащихся в предписании требований к ООО УК "Логист" как к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 марта 2021 г. N Ф09-808/21 по делу N А76-9081/2020