Екатеринбург |
|
19 марта 2021 г. |
Дело N А60-10639/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Черкезова Е. О., Жаворонкова Д. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Славянская типография" (далее - общество "Славянская типография", общество, подрядчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2020 по делу N А60-10639/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, принял участие представитель общества "Славянская типография" - Павленко К.А. (доверенность от 30.12.2020).
В здание Арбитражного суда Уральского округа обеспечили явку представители:
Управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) - Сехина В.С. (доверенность от 20.02.2021),
Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр развития туризма Свердловской области" (далее - Учреждение, Центр развития туризма, заказчик) - Бокий А.В. (доверенность от 10.03.2021).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 10.02.2020 N 066/06/104-456/2020 о внесении сведений о заявителе, его учредителях Кленяеве Владимире Васильевиче, Новокщенове Викторе Викторовиче, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кленяеве Владимире Васильевиче, в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2020 (судья Окулова В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 (судьи Савельева Н.М., Васильева Е.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Выражает несогласие с выводами судов о направлении заказчиком полного объема исходных данных в установленный срок, что, по мнению кассатора, не является обоснованным и не согласуется с имеющимися в деле доказательствами. Суды не приняли во внимание просрочку заказчиком представления необходимых для исполнения обязательств подрядчика фотоматериалов; факт просрочки исполнения заказчиком обязанности по предоставлению подрядчику фотоматериалов является значимым для настоящего дела. Допущенная судом апелляционной инстанции ошибка в совокупном толковании пунктов 3.1, 3.7 и 3.8 контракта обусловила несоответствующий действительности вывод о надлежащем исполнении заказчиком обязанности по предоставлению исходных данных и непосредственным образом сказалась на результате рассмотрения дела. Выражает несогласие с распределением бремени доказывания. Уточняет, что впоследствии, несмотря на принятие заявителем мер к надлежащему исполнению обязательств, заказчик настоял на прекращении договора, обратный вывод судов полагает необоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу Центр развития туризма просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, 15.11.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362300359119000055, закупочная документация на выполнение работ по разработке оригинал-макетов и изготовлению тиража полиграфической продукции, направленной на продвижение НХП Свердловской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 98 850 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 26.11.2019 N 0362300359119000055-3 общество признано победителем электронного аукциона (извещение N 0362300359119000055). Протокол размещен в единой информационной системе 26.11.2019.
Между Центром развития туризма и обществом "Славянская типография" заключен контракт от 09.12.2019 N 0362300359119000055 на выполнение работ по разработке оригинал-макетов и изготовлению тиража полиграфической продукции, направленной на продвижение НХП Свердловской области (далее - контракт). Срок выполнения работ по контракту не позднее 20.12.2019.
В силу пункта 3.1. Приложения N 1 к контракту заказчик передает подрядчику графические материалы для изготовления дизайн-макета Каталога не позднее 1 (одного) календарного дня с даты заключения контракта.
В соответствии с пунктом 3.4. Приложения N 1 к контракту заказчик предоставляет подрядчику информацию для включения в Каталог не позднее 3 (трех) календарных дней с даты заключения контракта.
В пункте 3.2. Приложения N 1 к контракту указано, что направление вариантов дизайн-макета внутреннего блока и обложки на рассмотрение заказчику не позднее 3 (трех) календарных дней с даты заключения контракта. заказчик принимает или указывает на необходимые доработки (при необходимости) дизайн-макета внутреннего блока и обложки, направленных подрядчиком.
Заказчиком 24.12.2019 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с невыполнением обязательств по контракту со стороны подрядчика.
В антимонопольный орган поступило заявление учреждения о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе "Славянская типография", исполнителе по контракту.
Решением Управления от 10.02.2020 N 066/06/104-456/2020 внесены сведения о заявителе, его учредителях Кленяеве Владимире Васильевиче, Новокщенове Викторе Викторовиче, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кленяеве Владимире Васильевиче, в реестр недобросовестных поставщиков срок на два года.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что поскольку материалами дела подтверждается факт неисполнения контракта по вине подрядчика, заказчиком принято обоснованное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, послужившее основанием для включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Апелляционный суд также не нашел оснований для удовлетворения требований заявителя, признав правомерным вывод антимонопольного органа о наличии в действиях исполнителя существенных нарушений, послуживших основанием для одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контрактов со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда, или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В силу части 9 статьи 95 Федерального Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как установили суды, по результатам проведения электронного аукциона между заказчиком и подрядчиком заключен контракт на выполнение работ не позднее 20.12.2019. Условиями контракта предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения обязательств.
Пунктом 3 Технического задания (Приложение N 1) к контракту определен объем работ, выполняемых подрядчиком в ходе исполнения контракта, по разработке оригинал-макетов и изготовлению тиража полиграфической продукции направленной на продвижение народных художественных промыслов Свердловской области (далее также - НХП Свердловской области).
Пунктом 3.1 определены обязанности заказчика по определению объема работ. Согласно данному пункту заказчик передает подрядчику графические материалы для изготовления дизайн-макета Каталога не позднее 1 (одного) календарного дня с даты заключения контракта.
Графические материалы - это брендбук, визуальная концепция фирменного стиля, адресованная целевой аудитории организации.
Согласно пункту 1.2 Технического задания каталог содержит краткую информацию о НХП Свердловской области, карту Свердловской области с обозначением основных мест бытования НХП, краткую информацию (включая историческую) о каждом отдельном виде производства (перечень видов производства и субъектов НХП предоставляется заказчиком не позднее трех дней с даты заключения контракта), информацию о местах производства и изделий (адреса и контактная информация), фотографии изделий.
В соответствии с пунктом 3.4. Технического задания к контракту заказчик предоставляет подрядчику информацию для включения в Каталог не позднее 3 (трех) календарных дней с даты заключения контракта.
Из анализа пунктов 1.2, 3.1, 3.4 Технического задания к контракту следует, что в обязательство заказчика для выполнения подрядных работ исполнителя по контракту входит:
- предоставление графических материалов (не позднее 1 дня с даты заключения контракта);
- предоставление информации о перечне видов производства, субъектов НХП, местах производства, адреса, контактная информация (не позднее 3 дней с даты заключения контракта).
Заказчиком 10.12.2019 направлено в адрес подрядчика письмо N 2944, к которому приложен перечень мест традиционного бытования НХП Свердловской области (со всей необходимой информацией) для каталога. В тексте письма содержится ссылка для скачивания графических материалов в электронном виде.
Таким образом, суды пришли к выводу, что заказчиком все возложенные на него контрактом и техническим заданием обязанности в установленные сроки были выполнены.
Апелляционный суд отклонил доводы о том, что причиной неисполнения контракта подрядчиком послужило нарушение заказчиком срока (не позднее 1 календарного дня с даты заключения контракта) предоставления исходных данных, как неподтвержденные материалами дела.
Рассмотрев доводы о том, что заказчик обязан был также предоставить в адрес исполнителя фотографии, суд апелляционной инстанции указал на содержание пункта 3.7 Технического задания, из которого следует, что требование по количеству и качеству фотографий (не менее 50 и не более 100, не менее 300 dpi) предъявляется к результату работ.
Пунктом 3.8 Технического задания устанавливается обязанность исполнителя при необходимости приобрести авторские права/лицензии на использование фотографий в разрабатываемом оригинал-макете.
Таким образом, согласно условиям контракта именно подрядчик обязан самостоятельно найти фотографии, приобрести их, а затем передать исключительное право использования результата интеллектуальной деятельности заказчику (пункт 3.13).
Проанализировав положения пунктов 3.7, 3.8, 3.9, 3.12 Технического задания, в том числе по срокам выполнения, объему, качеству, суд указал, что они адресованы подрядчику, а не заказчику.
Согласно пункту 4.1 контракта срок выполнения работ определен 20.12.2019.
В силу пункта 3.3 контракта доработки производятся заказчиком своими средствами без дополнительной оплаты в срок, согласованный с Заказчиком, но не позднее трех рабочих дней.
В пункте 3.2. Технического задания к контракту указано, что направление вариантов дизайн-макета внутреннего блока и обложки на рассмотрение Заказчику производится не позднее 3 (трех) календарных дней с даты заключения контракта. Заказчик принимает или указывает на необходимые доработки (при необходимости) дизайн-макета внутреннего блока и обложки, направленных подрядчиком.
Суды установили, что письмом от 11.12.2020 года N 2950 заказчик попросил подготовить заранее необходимые документы и выслать их на предварительное согласование на адреса электронной почты.
В письме от 13.12.2019 г. N 2973 заказчик сообщил подрядчику, что им не исполнена обязанность по изготовлению предварительных вариантов дизайн-макетов и оригинальных текстов в адрес заказчика в срок не позднее 3 календарных дней с даты заключения контракта.
В письме от 18.12.2019 N 3011 заказчик просил предоставить необходимые документы в срок до 20.12.2019.
Несмотря на указанные обстоятельства, разрабатываемые дизайн-макеты каталога поступили в адрес заказчика за рамками срока исполнения обязательств - 23.12.2019, хотя, согласно пункту 4.1. контракта, услуги должны быть оказаны до 20.12.2019.
Направленные по истечении срока исполнения обязательств в адрес заказчика дизайн-макеты каталога снова требовали доработки.
После надлежащего уведомления о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, общество "Славянская типография" не предприняло попыток устранить нарушение условий государственного контракта, послужившие основанием для принятия такого решения, в течение 10 дней с даты уведомления (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом как верно отмечено судами, общество "Славянская типография" имело возможность ознакомиться с аукционной документацией (в том числе с ее технической частью) до подачи заявок на участие в аукционе. Заявитель, заключая контракт на выполнение работ для государственных нужд (за счет бюджетных средств), должен был осознавать, что контрактом установлены кратчайшие сроки для исполнения обязательств по договору.
В антимонопольный орган поступило заявление заказчика о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об исполнителе по контракту.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 11 Правил, уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13 следует, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Основанием для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков послужило решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с неисполнением подрядчиком условий Контракта.
Учитывая, что обязательства по контракту подрядчиком не исполнены ни до установленного контрактом срока исполнения обязательства, ни после истечения данного срока и получения уведомления о принятии решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Оценив представленные в материалах дела доказательства, суды установили виновный характер действий (бездействия) подрядчика. Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнить принятые на себя обязательства, подрядчик не представил. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не оспорено.
На основании изложенного, суды не нашли оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку вывод антимонопольного органа о наличии в действиях исполнителя существенных нарушений, послуживших основанием для одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика, правомерен и обоснован надлежащими доказательствами.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2020 по делу N А60-10639/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Славянская типография" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
...
Из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13 следует, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2021 г. N Ф09-538/21 по делу N А60-10639/2020