Екатеринбург |
|
22 марта 2021 г. |
Дело N А71-18515/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Полуяктова А.С., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Удмуртского регионального фонда "Развитие селитебных территорий "ДАУР" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020 по делу N А71-18515/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Удмуртский региональный фонд "Развитие селитебных территорий "ДАУР" (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка с местоположением г. Ижевск, Октябрьский район, территория севернее Дома природы, 150 квартал (кадастровый номер 18:26:000000:371) для проведения изыскательских работ, выраженного в письме Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 30.07.2019 N 01-06/07209, обязании администрации предоставить фонду земельный участок с местоположением г. Ижевск, Октябрьский район, территория севернее Дома природы, 150 квартал (кадастровый номер 18:26:000000:371) в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год (11 месяцев).
Решением суда первой инстанции от 17.08.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.11.2020 решение суда отменено. В удовлетворении заявленных фондом требований отказано.
В кассационной жалобе фонд просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Со ссылкой на положения статьи 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 161, статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель настаивает на том, что испрашиваемый лесной участок может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год
Более того, заявитель настаивает на присвоении спорному земельному участку зоны Ж1, в связи с чем полагает, что действия по отказу в заключении договора аренды заявителю являются незаконными.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что фонд обратился с заявлением о предоставлении лесного участка с кадастровым номером 18:26:000000:371 в аренду без проведения аукциона для проведения экологических и изыскательских работ для дальнейшего строительства многоэтажного и малоэтажного, малозатратного, эффективного строительства в целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда".
В качестве основания предоставления земельного участка без торгов заявитель указал на постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 161.
Отказывая фонду в предоставлении лесного участка с кадастровым номером 18:26:000000:371 в аренду без проведения аукциона, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска как структурное подразделение администрации сослалось на отсутствие оснований для предоставления испрашиваемого участка, предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации.
Полагая отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, выраженный в письме от 30.07.2019 N 01-06/07209, в предоставлении земельного участка с местоположением г. Ижевск, Октябрьский район, территория севернее Дома природы, 150 квартал, кадастровый номер 18:26:000000:371 для проведения изыскательских работ, незаконным, заявитель обратился в суд.
Признавая отказ незаконным и возлагая на заинтересованное лицо обязанность предоставить земельный участок в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год (11 месяцев), суд исходил из того, что предоставление заявителю спорного лесного участка в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона не противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, отметив, что статья 105 Лесного кодекса Российской Федерации, на которую сослалось заинтересованное лицо, утратила силу с 1 июля 2019 г.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1, 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Согласно частям 4, 5 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов заключаются договоры в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Согласно статье 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесной участок, в том числе расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 161 утверждено Положение о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения предоставление лесного участка в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу подпункта "г" пункта 7 Положения основанием для отказа в предоставлении лесного участка в аренду является запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке.
В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Виды разрешенного использования лесов приведены в части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 110 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Городские леса также отнесены к категории защитных лесов.
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (статья 111 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (часть 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации).
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суд апелляционной инстанции установил, что испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 18:26:000000:371, местоположением г. Ижевск, Октябрьский район, территория севернее Дома природы, 150 квартал, относится к землям населенных пунктов, отнесен к категории городских лесов, имеет соответствующий данной категории вид разрешенного использования.
Приняв во внимание, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, при этом строительство и эксплуатация объектов капитального строительства в городских лесах запрещены, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств изменения вида разрешенного использования участка, руководствуясь установленным в пункте 7 Положения положением о том, что запрет на осуществление заявленного вида использования лесов на спорном лесном участке является основанием для отказа в предоставлении лесного участка в аренду, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа администрации незаконным и возложения на администрацию обязанности по предоставлению земельного участка в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона, на основании чего обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных фондом требований.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020 по делу N А71-18515/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Удмуртского регионального фонда "Развитие селитебных территорий "ДАУР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, при этом строительство и эксплуатация объектов капитального строительства в городских лесах запрещены, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств изменения вида разрешенного использования участка, руководствуясь установленным в пункте 7 Положения положением о том, что запрет на осуществление заявленного вида использования лесов на спорном лесном участке является основанием для отказа в предоставлении лесного участка в аренду, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа администрации незаконным и возложения на администрацию обязанности по предоставлению земельного участка в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона, на основании чего обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных фондом требований."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 марта 2021 г. N Ф09-819/21 по делу N А71-18515/2019