г. Пермь |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А71-18515/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Н.А.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации муниципального образования "Город Ижевск",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2020 года по делу N А71-18515/2019
по заявлению Удмуртского регионального фонда "Развитие селитебных территорий "ДАУР" (ОГРН 1191832004627, ИНН 1831193427)
к Администрации муниципального образования "Город Ижевск"
третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска,
о признании отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Удмуртский региональный фонд "Развитие селитебных территорий "ДАУР", г. Ижевск (далее - заявитель, общество) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Ижевск", г. Ижевск (далее - ответчик, Администрация) о признании отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка с местоположением г. Ижевск, Октябрьский район, территория севернее Дома природы, 150 квартал (кадастровый номер 18:26:000000:371) для проведения изыскательских работ, выраженного в письме Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 30.07.2019 N 01-06/07209, незаконным и обязании Администрации муниципального образования город Ижевск предоставить Удмуртскому региональному фонду "Развитие селитебных территорий "ДАУР" земельный участок с местоположением г. Ижевск, Октябрьский район, территория севернее Дома природы, 150 квартал (кадастровый номер 18:26:000000:371) в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год (11 месяцев). Требования уточнены заявителем в судебном заседании 30.06.2020 в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заинтересованное лицо, администрация города Ижевска, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что предоставление лесного участка в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации. Основания для предоставления земельного участка без торгов с учетом положений ст. 39.6 ЗК РФ в данном случае отсутствуют. Испрашиваемый участок находится в зоне городских лесов, в границах которой не предусмотрено размещение жилых домов. Указание комиссии на положения ст. 105 ЛК РФ в качестве основания отказа является технической ошибкой.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Удмуртский региональный фонд "Развитие селитебных территорий "ДАУР", г. Ижевск обратился с заявлением о предоставлении лесного участка с кадастровым номером 18:26:000000:371 в аренду без проведения аукциона для проведения экологических и изыскательских работ для дальнейшего строительства многоэтажного и малоэтажного, малозатратного, эффективного строительства в целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда".
В качестве основания предоставления земельного участка без торгов заявитель сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 161.
Отказывая заявителю в предоставлении лесного участка с кадастровым номером 18:26:000000:371 в аренду без проведения аукциона для проведения экологических и изыскательских работ для дальнейшего строительства многоэтажного и малоэтажного малозатратного эффективного строительства в целях исполнения национального проекта "Жилье и городская среда" на срок 11 месяцев Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска как структурное подразделение Администрации муниципального образования "Город Ижевск" сослалось на отсутствие оснований предусмотренных ст. 39.6 Земельного кодекса РФ и ст. 105 Лесного кодекса РФ.
Полагая отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, выраженный в письме от 30.07.2019 N 01-06/07209, в предоставлении земельного участка с местоположением г. Ижевск, Октябрьский район, территория севернее Дома природы, 150 квартал, кадастровый номер 18:26:000000:371 для проведения изыскательских работ (л.д. 9), принятый на основании заявления от 05.07.2019 (л.д. 88), незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая отказ незаконным и возлагая на заинтересованное лицо обязанность предоставить земельный участок в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год (11 месяцев), суд исходил из того, что предоставление заявителю спорного лесного участка в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона не противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, отметив, что статья 105 ЛК РФ, на которую сослалось заинтересованное лицо, утратила силу с 1 июля 2019 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В ч.ч. 4, 5 ст. 71 Лесного кодекса РФ указано, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии правилами ч. 1 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, поименованных в ч. 2 указанной статьи.
В частности без проведения торгов заключаются договоры в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Заявителем лесной участок испрашивается для проведения экологических и изыскательских работ для дальнейшего строительства многоэтажного и малоэтажного, малозатратного, эффективного строительства в целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда".
Испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 18:26:000000:371, местоположением г. Ижевск, Октябрьский район, территория севернее Дома природы, 150 квартал, является землями населенных пунктов, отнесен к категории городских лесов, имеет соответствующий данной категории вид разрешенного использования.
Согласно статье 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201- ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесной участок, в том числе расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 161 утверждено Положение о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ (далее - Положение). Настоящее Положение устанавливает порядок предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, на срок не более 1 года для выполнения изыскательских работ (далее - предоставление лесного участка в аренду) (пункт 1 Положения).
Предоставление лесного участка в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Основанием для отказа в предоставлении лесного участка в аренду является: а) осуществление использования лесов на лесном участке, на который претендует заявитель, другими гражданами и (или) юридическими лицами, исключающего проведение изыскательских работ; б) представление документов с нарушением требований, установленных пунктом 5 настоящего Положения; в) представление заявителем недостоверных сведений; г) запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке; д) отсутствие запрашиваемых в соответствии с пунктом 5(1) сведений.
Решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду может быть обжаловано в судебном порядке.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено подразделение земель по целевому назначению. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пункт 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Виды разрешенного использования лесов приведены в ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 25 ЛК РФ).
В силу положений ст. 110 Лесного кодекса РФ защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Городские леса также отнесены к категории защитных лесов. В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ст. 111 ЛК РФ).
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 116 Лесного кодекса РФ в городских лесах запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (ч. 3 указанной статьи).
Поскольку лесной участок может быть предоставлен в аренду для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса, инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 1 ст. 47 ГК РФ), испрашиваемый участок отнесен к категории городских лесов, доказательств изменения вида разрешенного использования участка не приведено, строительство и эксплуатация объектов капитального строительства в городских лесах запрещены, при этом в силу п. 7 Положения N 161 запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке является основанием для отказа в предоставлении лесного участка в аренду, оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и возложения на Администрацию обязанности по предоставлению земельного участка в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона не имелось.
Заявленные Удмуртским региональным фондом "Развитие селитебных территорий "ДАУР" требования удовлетворению не подлежат.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2020 года подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2020 года по делу N А71-18515/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных Удмуртским региональным фондом "Развитие селитебных территорий "ДАУР" требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-18515/2019
Истец: Удмуртский региональный фонд "Развитие селитебных территорий "ДАУР"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Ижевск"
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска