Екатеринбург |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А50-38222/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптимум Инвест-Строй" на решение Арбитражного суда Пермского края от 31.08.2020 по делу N А50-38222/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Оптимум Инвест-Строй" (далее - общество "Оптимум Инвест-Строй") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Финансовая экспертиза" (далее - общество "Финэкс") о признании недействительным отчета от 27.03.2019 N 126-148 об оценке имущества, подлежащего взысканию, в рамках исполнительного производства: движимое имущество, тяговая подстанция 2 БКТП ТП-1728, РУ 6кВ, РУ 0,4 кВ., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Батумская, 9, по состоянию на 27.03.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Кировскому району г. Перми Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Якимов Денис Олегович и инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми.
Решением суда от 31.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Оптимум Инвест-Строй" просит отменить обжалуемые судебные акты в полном объеме, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, необоснованный отказ в проведении судебной экспертизы. Как указал заявитель, по данным бухгалтерского учета на 27.03.2019 года остаточная стоимость БКТП составляет 4 729 036 руб. Указанная стоимость определена на основании и в соответствии с правилами ведением бухгалтерского учета и федеральным законодательством Российской Федерации. По мнению заявителя, стоимость БКТП, определенная в оспариваемом отчете, является заниженной, несоответствующей требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. Заявитель утверждает, что неправильная оценка спорного имущества не может способствовать реализации целей и задач, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Общество "Оптимум Инвест-Строй" указывает, что истец для оспаривания отчета выполнил все необходимые действия для назначении экспертизы; БКТП являлось единственным имуществом, за счет которого истец мог погасить задолженность в полном объеме перед третьим лицом - ИФНС России по Кировскому району г.Перми. Исковое заявление было подано в защиту прав и законных интересов истца с единственной целью - для пополнения бюджета за счет оставшегося имущества.
Как следует из материалов дела, 20.11.2017 на основании поступившего в службу судебных приставов акта органа, осуществляющего контрольные функции от 16.11.2017 N 19323 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Кировскому району г. Перми Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Якимовым Денисом Олеговичем возбуждено исполнительное производство N 217145/17/59003-ИП в отношении общества "Оптимум Инвест-Строй" о взыскании с него в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми обязательных платежей и санкций в размере 3221403,23 руб.
Судебным приставом Якимовым Д.О. постановлением от 06.03.2019 к участию в указанном исполнительном производстве привлечен специалист общества "Финэкс" Подоляк Т.И., которой поручена оценка арестованного имущества должника - тяговая подстанция 2БКТП ТП - 1728, РУ 6кВ, РУ 0,4 кВ.
На основании произведенной оценки оценщиком общества "Финэкс" Подоляк Т.И. 27.03.2019 подготовлен отчет N 126-148, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 27.03.2019 составила 661192 руб. с учетом НДС и 550993 руб. без учета НДС.
Не согласившись с указанным отчетом, общество "Оптимум Инвест-Строй" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 7 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", положениями абзаца 3 пункта 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", установил, что заявление об оспаривании отчета истцом подано в арбитражный суд 19.12.2019, то есть с нарушением установленного законом 10-дневного срока.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске истцом срока, предусмотренного для оспаривания отчета об оценке, установив, что срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год (пункт 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доказательств нарушения оценщиком при проведении оценки и подготовке оценочного отчета законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки истцом не приведено.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Пунктом 3 части 4 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в тех случаях, когда судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При осуществлении оценочной деятельности оценщик обязан соблюдать требования Закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона N 135-ФЗ).
Статьей 20 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 утвержден Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", который определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.
Так, под стоимостью объекта оценки понимают наиболее вероятную расчетную величину, определенную на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости согласно требованиям Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)".
Согласно пункту 3 ФСО N 3 отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В пункте 5 ФСО N 3 закреплены основные принципы, которых должен придерживаться оценщик при составлении отчета об оценке, а именно: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Из разъяснений пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" следует, что оспаривание достоверности определения независимым оценщиком величины стоимости объекта оценки путем предъявления самостоятельного иска возможно в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, судом апелляционной инстанции установлено, что истцом не приведено доказательств нарушения оценщиком при проведении оценки и подготовке оценочного отчета законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, а также не приведено доказательств нарушения принципов законности, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследования (статья 65 АПК РФ).
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что данные оборотно-сальдовой выписки по счету 01.01 за март 2019 года в отсутствие каких-либо объективных доказательств несоответствия рыночной стоимости оцениваемого имуществ либо нарушения законодательства об оценочной деятельности при проведении оценки не могут являться единственным основанием для признания требований обоснованными.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленного требования судами отказано правомерно.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся с несогласием истца с указанной в отчете стоимостью имущества и необходимостью в связи с этим назначения судебной экспертизы, судом кассационной инстанции отклоняются.
Руководствуясь статьей 82 АПК РФ, с учетом отсутствия доказательств обоснованных сомнений в достоверности оценочного отчета, суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку отчету от 27.03.2019 N 126-148 об оценке имущества, исходя из установленных статьей 71 АПК РФ правил оценки имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 31.08.2020 по делу N А50-38222/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптимум Инвест-Строй" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 20 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 утвержден Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", который определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.
...
Из разъяснений пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" следует, что оспаривание достоверности определения независимым оценщиком величины стоимости объекта оценки путем предъявления самостоятельного иска возможно в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 марта 2021 г. N Ф09-864/21 по делу N А50-38222/2019