Екатеринбург |
|
29 марта 2021 г. |
Дело N А60-15723/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М. В.,
судей Рябовой С.Э., Купреенкова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистая вода" (далее - общество "Чистая вода", истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2020 по делу N А60-15723/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Чистая вода" - Тарасов И.Н. (доверенность от 12.01.2021 N 7).
Общество "Чистая вода" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к администрации Полевского городского округа (далее - администрация, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении муниципального контракта на выкуп объектов централизованной системы водоотведения южной части г. Полевского, расположенных по адресу: Свердловская область, город Полевской, Западный промышленный район, 4/3.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственность "Капитал-Оценка".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2020 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Чистая вода", просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В обоснование своей позиции, ссылаясь на пункты 4,5 статьи 22 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) общество "Чистая вода", указывает на то, что вывод судов о наличии у органа местного самоуправления права наложить запрет на выведение объектов водоотведения из эксплуатации на три года одновременно с принятием решения о выкупе объектов, основан на неверном толковании судами норм права. Помимо этого, общество "Чистая вода" считает, что вывод судов об отсутствии запланированных в бюджете Полевского городского округа денежных средств на выкуп объектов водоотведения, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами при рассмотрении спора и соответствует материалам дела, общество "Чистая вода" является собственником объектов централизованной системы водоотведения южной части г. Полевского, находящейся по адресу: РФ, Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 4/3, и которая включает следующие объекты:
- 20 объектов недвижимости;
- оборудование из 65 позиций.
Общество "Чистая вода" запланировало вывод объектов централизованного водоотведения из эксплуатации.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ, общество "Чистая вода" направило письмо от 21.12.2018 N 2112/1 в администрацию с уведомлением о выводе из эксплуатации объектов централизованной системы водоотведения: комплекс очистных сооружений полной биологической очистки, находящихся в г. Полевской.
Для проведения независимой оценки, администрация, на основании муниципального контракта от 14.10.2019 N 30, привлекла общество "Капитал-оценка". По результатам оценки, стоимость объектов системы централизованного водоснабжения общества "Чистая вода" составляет 154 665 700 руб.
Руководствуясь частью 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ, постановлением администрации от 21.06.2019 N 346-ПА "О выкупе объектов централизованных систем водоотведения в южной части города Полевского" решено выкупить объекты централизованной системы водоотведения, принадлежащие обществу "Чистая вода", а также поручено разработать план мероприятий по выкупу. Договор купли - продажи в адрес общества "Чистая вода" направлен не был.
Общество "Чистая вода", полагая, что процедура выкупа объектов централизованного водоотведения в силу частей 1 и 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ должна быть завершена уже через 6 месяцев с момента получения уведомления о выводе объектов из эксплуатации, но в любом случае не позднее 1 года с момента такого уведомления, направило в адрес администрации оферту в виде муниципального контракта от 18.10.2019 на приобретение объектов централизованной системы водоотведения комплекса очистных сооружений полной биологической очистки находящиеся в г. Полевской, принадлежащих на праве собственности обществу "Чистая вода".
Ответным письмом Главы Полевского городского округа от 19.11.2019 N 7388 подтверждено намерение ответчика выкупить объекты централизованной системы водоотведения общества "Чистая вода". Подписанный договор купли-продажи в адрес общества не поступил.
Поскольку договор купли-продажи между сторонами не заключен, истец обратился в суд с требованием урегулировать возникшие разногласия между обществом "Чистая вода" и Полевским городским округом в лице Администрации Полевского городского округа при заключении муниципального контракта на выкуп объектов централизованной системы водоотведения южной части г. Полевского, расположенных по адресу Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 4/3.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Обращаясь в суд с требованием об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, истец каких либо разногласий по конкретным условиям договора не привел, указав при этом в обоснование заявленных требований на положения части 4 статьи 445 Гражданского кодекса российской Федерации, согласно которой если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, и изложив соответствующие указанной норме обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 4 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" услуги по водоснабжению и водоотведению относятся к социально значимым, в связи с чем включены в число вопросов местного значения городского, сельского поселения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 416-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывод объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
В силу части 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления поселения, городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения водоотведения.
Согласование вывода объектов централизованных систем, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов (пункт 3 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ).
Частью 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения.
В случае согласования вывода объекта централизованной системы водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан организовать водоотведение иными способами (пункт 6 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Таким образом, по смыслу названых положений Закона N 416-ФЗ органу местного самоуправления предоставлено два альтернативных способа реагирования на поступившее заявление о выводе объекта сетей водоснабжения из эксплуатации: либо согласовать такой вывод, либо продолжать эксплуатацию соответствующего объекта самостоятельно (путем выкупа либо путем аренды).
С учетом социальной значимости услуг по водоснабжению и водоотведению указанные нормы Закона N 416-ФЗ направлены на обеспечение баланса интересов собственников сети водоснабжения либо водоотведения, оказывающих соответствующие услуги абонентам, и общественных интересов, в том числе при выводе таких систем из эксплуатации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно постановлению администрации "О выкупе объектов централизованных систем водоотведения в южной части города Полевского" от 21.06.2019 администрацией в установленный срок принято решение о выкупе спорного объекта.
Первому заместителю Главы Администрации поручено разработать план по реализации решения о выкупе спорного объекта.
На основании муниципального контракта от 14.10.2019 N 30 обществом "Капитал-оценка" проведена независимая оценка, по результатам которой, стоимость объектов системы централизованного водоснабжения общества "Чистая вода" составляет 154 665 700 руб.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о соблюдении администрацией требований, установленных статьей 22 Закона N 416-ФЗ.
Согласно статье 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Указанная статья отсылает к положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно нормам части 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Порядок заключения контракта установлен статьей 79 Бюджетного кодекса, согласно которой в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями.
Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Как установлено судами, бюджетом Полевского городского округа на 2020 год не запланированы бюджетные инвестиции на выкуп очистных сооружений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности, установив, что администрация в установленные сроки приняла решение о выкупе спорного объекта, план мероприятий по выкупу спорного объекта разрабатывается, учитывая, что на 2020 год не запланированы бюджетные инвестиции по выкупу спорного объекта, руководствуясь положениями указанных норм, суда правомерно не усмотрели оснований для вывода об уклонении администрации от заключения муниципального контракта с истцом и удовлетворения заявленных требований, верно отметив, что при изложенных обстоятельствах требования об урегулировании разногласий, возникших при заключении контракта, являются преждевременными и не имеют фактических оснований.
Доводы общества "Чистая вода", изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и обоснованно не приняты во внимание, выводов судов об отсутствии оснований для удовлетворения требования об урегулировании разногласий, возникших при заключении муниципального контракта, так же как и о понуждении к заключению контракта, не опровергают, о нарушении судами норм права не свидетельствуют, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку определением Арбитражного суда Уральского округа от 05.02.2021 заявителю жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с общества "Чистая вода" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.08.2020 по делу N А60-15723/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистая вода" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Чистая вода" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно нормам части 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Порядок заключения контракта установлен статьей 79 Бюджетного кодекса, согласно которой в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2021 г. N Ф09-845/21 по делу N А60-15723/2020