Екатеринбург |
|
31 марта 2021 г. |
Дело N А60-41027/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Лукьянова В. А., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ГАЗЭКС" (далее - общество "ГАЗЭКС") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.10.2020 по делу N А60-41027/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) - Сехина В.С. (доверенность от 20.02.2021 N 210);
общества "ГАЗЭКС" - Фокша Т.А. (доверенность от 30.12.2020 N 009-04/2021).
Общество "ГАЗЭКС" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании незаконным постановления от 05.08.2020 N 066/04/9.21-431/2020 о привлечении к административной ответственности оп части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 09.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 решение суда изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 05.08.2020 по делу N 066/04/9.21-431/2020 об административном правонарушении в части назначения штрафа в размере, превышающем 400 000 руб.".
В кассационной жалобе общество "ГАЗЭКС" просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что общество "ГАЗЭКС" не является по смыслу Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314) исполнителем во взаимоотношениях с Захаровой С.В., следовательно, у него не имелось правовых оснований направить ей проект договора подключения к газораспределительным сетям, принадлежащим на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию СО "Газовые сети" (далее - предприятие).
В связи с этим общество "ГАЗЭКС" полагает, что надлежащим исполнителем по Правилам N 1314 является предприятие, которое обязано осуществить подключение жилого дома Захаровой С.В. к желаемой сети газораспределения. Следовательно, в действиях общества "ГАЗЭКС" отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, Управлением вынесено постановление от 05.08.2020 N 066/04/9.21-431/2020 о привлечении общества "ГАЗЭКС" по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Полагая, что названное постановление антимонопольного органа незаконно, общество "ГАЗЭКС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии состава вмененного административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции о наличии состава вмененного обществу "ГАЗЭКС" административного правонарушения, изменил решение суда в части признания незаконным постановления в части назначения штрафа в размере, превышающем 400 000 руб.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1314).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами N 1314 (пункт 62 Правил N 1314).
Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении), в которой указываются и к которой прикладываются документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69, 71 Правил N 1314 (пункт 64 Правил N 1314).
На основании пункта 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69, 71 Правил N 1314, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах: а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе, посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя; б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае заключения договора о подключении с заявителями второй и третьей категорий, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) для указанных категорий заявителей требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства газораспределительных сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином законном основании и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании; в) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 20.07.2019 Захарова С.В. направила в общество "ГАЗЭКС" заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, п. Нейво - Рудянка, ул. Ржанникова, д. 33, к сети газораспределения, максимальный часовой расход газа 5 куб. м.
Антимонопольным органом установлено, что обществом "ГАЗЭКС" уведомление в соответствии с пунктом 73(1) Правил N 1314 Захаровой С.В. не направлено. Письмом от 02.08.2019 общество "ГАЗЭКС" уведомило Захарову С.В. лишь о том, что в районе принадлежащего ей объекта капитального строительства отсутствуют газораспределительные сети общества "ГАЗЭКС", для заключения договора подключения следует обратиться в предприятие.
Согласно письменным объяснениям общества "ГАЗЭКС" расстояние от точки подключения на границе земельного участка Захаровой С.В. до газопровода, эксплуатируемого обществом "ГАЗЭКС" с рабочим давлением 0,6 Мпа составляет 492 м, при подключении объекта капитального строительство к вышеуказанной сети газораспределения необходимо будет выполнить согласование пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими третьим лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями), плата за подключение составит 1 874 260 руб. 99 коп.
В связи с этим судами верно сделан вывод о нарушении обществом "ГАЗЭКС" Правил N 1314, выразившемся в не предоставлении Захаровой С.В. в срок, установленный подпунктом "б" пункта 74 Правил N 1314, проекта договора о подключении (технологическим присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Доказательств, подтверждающих направление заявителю проекта договора в установленный срок, суду не представлено.
В связи с этим, суды, установив, что общество "ГАЗЭКС" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, пришли к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом "ГАЗЭКС" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства. Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества "ГАЗЭКС" в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "ГАЗЭКС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Однако суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А60-22065/2020, а также обстоятельства того, что Захарова С.В. выразила отказ от присоединения к сети газораспределения общества "ГАЗЭКС", правомерно счел возможным снизить размер административного штрафа до 400 000 руб.
Поскольку судом апелляционной инстанции изменено решение суда первой инстанции в части размера назначенного административного штрафа, суд кассационной инстанции, полагает необходимым оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу N А60-41027/2020 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ГАЗЭКС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом "ГАЗЭКС" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства. Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества "ГАЗЭКС" в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "ГАЗЭКС" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Однако суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения с учетом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела N А60-22065/2020, а также обстоятельства того, что Захарова С.В. выразила отказ от присоединения к сети газораспределения общества "ГАЗЭКС", правомерно счел возможным снизить размер административного штрафа до 400 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2021 г. N Ф09-1018/21 по делу N А60-41027/2020