Екатеринбург |
|
01 апреля 2021 г. |
Дело N А76-3856/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М. В.,
судей Столярова А. А., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - Межрегиональное управление Росимущества, ответчик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2020 по делу N А76-3856/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Министерства Культуры Челябинской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Министерства внутренних дел России по Закрытому административно-территориальному образованию город Озерск Челябинской области (далее - Управление МВД России по ЗАТО г. Озерск, истец), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Межрегиональному управлению Росимущества с требованием об обязании ответчика принять в казну Российской Федерации:
- нежилое помещение, расположенное по адресу Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, д. 37, помещение N 1, общей площадью 404,4 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101022:132;
- нежилое помещение, расположенное по адресу Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, д. 37, помещение N 2, общей площадью 198,6 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101022:133;
- нежилое помещение, расположенное по адресу Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, д. 37, помещение N 4, общей площадью 41,5 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101022:134;
- здание медвытрезвителя, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Ермолаева, д. 4, площадью 391,5 кв.м, кадастровый номер 74:41:0101021:119;
- металлическое ограждение (благоустройство), расположенное по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Ермолаева, д. 4, протяженностью 79,0 м, кадастровый номер 74:41:0101021:110;
- обязать ответчика принять в казну Российской Федерации земельный участок, находящийся в федеральной собственности, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Ермолаева, д. 4, общей площадью 2807 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101021:17.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство культуры Челябинской области.
Решением суда Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрегиональное управление Росимущества, просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. В обоснование свей позиции, заявитель жалобы указывает, что обязание принять имущество в казну является незаконным, так как нарушает интересы собственника, в частности, подменяя право собственника на изъятие имущества, переданного в оперативное управление, обязанностью осуществить указанное действие. Межрегиональное управление Росимущества отмечает, что сохранение имущества в оперативном управлении Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск не влечет для него каких-либо негативных последствий, которые могут являться безусловным основанием для обязания собственника имущества - Российской Федерации в лице Межрегионального управления Росимущества, осуществить принятие излишнего имущества в казну. Содержание спорного имущества осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, и, в случае передачи имущества в казну, его содержание будет осуществляться также за счет средств федерального бюджета, что, по мнению заявителя, приводит к нецелесообразным тратам бюджетных средств. Более того, Межрегиональным управлением Росимущества ведется работа по поиску потенциальных правообладателей спорных объектов недвижимого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу Управление МВД России по ЗАТО г. Озерск просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - управление Росимущества в Челябинской области) от 18.09.2008 N 1134-р "О закреплении имущества на праве оперативного управления" за Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск закреплены на праве оперативного управления нежилые помещения, расположенные по адресу Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, д. 37:
- помещение N 1, общей площадью 404,7 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101022:132;
- помещение N 2, общей площадью 198,6 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101022:133;
- помещение N 4, общей площадью 41,5 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101022:134.
Распоряжением управления Росимущества в Челябинской области от 03.07.2007 N 1098-р "О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления" за Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск закреплено на праве оперативного управления здание медвытрезвителя, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Ермолаева, д. 4, площадью 391,5 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101021:119.
Распоряжением Межрегионального управления Росимущества от 05.12.2017 N 681-р "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск Челябинской области" за Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск закреплено на праве оперативного управления металлическое ограждение (благоустройство), расположенное по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Ермолаева, д. 4, протяженностью 79,0 м, кадастровый номер 74:41:0101021:110.
Постановлением Главы города Озерска Челябинской области от 24.07.2003 N 2221 "О передаче УВД г. Озерска в бессрочное пользование земельных участков для размещения объектов УВД" за Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск закреплен на праве оперативного управления земельный участок, находящийся в федеральной собственности, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Ермолаева, д. 4, общей площадью 2807 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101021:17.
Главным управлением МВД России по Челябинской области в адрес Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск направлены копии письменных согласий МВД России (от 13.11.2019 исх. N 22/4/1- 23240, от 13.11.2019 исх. N 22/4/1-23241, от 14.11.2019 исх. N 22/4/1-23370) на прекращение права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск вышеуказанным недвижимым имуществом и земельным участком.
На основании полученных согласий Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск 29.11.2019 в адрес Межрегионального управления Росимущества направило заявления о прекращении права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом:
на земельный участок, находящийся в федеральной собственности, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Ермолаева, д. 4, общей площадью 2807 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101021:17 от 29.11.2019 исх. N 75/16-13639;
на металлическое ограждение (благоустройство), расположенное по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Ермолаева, д. 4, протяженностью 79,0 м, кадастровый номер 74:41:0101021:110; на здание медвытрезвителя, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Ермолаева, д. 4, площадью 391,5 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101021:119 от 29.11.2019 исх. N 75/16-13641;
на помещение N 1, общей площадью 404,7 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101022:132; помещение N 2, общей площадью 198,6 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101022:133; помещение N 4, общей площадью 41,5 кв. м, кадастровый номер 74:41:0101022:134. расположенные по адресу Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, д. 37 от 29.11.2019 исх. N 75/16-13640
Из Межрегионального управления Росимущества в адрес Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск поступил ответ от 06.12.2019 исх. N 15882, в котором сообщалось о том, что пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. При этом согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером 74:41:0101021:17 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 74:41:0101021:119, 74:41:0101021:110.
На этом основании руководителем Межрегионального управления Росимущества было отказано Управлению МВД России по ЗАТО г. Озерск в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101021:17.
В адрес Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск поступил ответ из Межрегионального управления Росимущества 18.12.2019 исх. N 16569, из которого следует, что заявления о прекращении права оперативного управления в отношении имущества с кадастровыми номерами 74:41:0101021:119; 74:41:0101021:110; 74:41:0101022:132; 74:41:0101022:133; 74:41:0101022:134 рассмотрены и в территориальные органы федеральных органов государственной власти направлены предложения с просьбой рассмотреть возможность принятия на баланс спорного имущества.
Решения относительно заявленных Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск требований о прекращении права оперативного управления письмо Межрегионального управления Росимущества от 18.12.2019 N 16569 не содержит.
До настоящего времени, действенных мер со стороны Межрегионального управления Росимущества по существу направленных заявлений не предпринято.
Распоряжения об изъятии у Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск избыточного имущества и земельного участка с кадастровыми номерами: 74:41:0101021:119; 74:41:0101021:110; 74:41:0101022:132; 74:41:0101022:133; 74:41:0101022:134; 74:41:0101021:17 из оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования не вынесено.
Управлением МВД России по ЗАТО г. Озерск от 23.01.2020 исх. N 75/16-553 направлено в адрес Межрегионального управления Росимущества письмо с просьбой дать ответ по существу направленных заявлений о прекращении права оперативного управления в отношении имущества с кадастровыми номерами 74:41:0101021:119; 74:41:0101021:110; 74:41:0101022:132; 74:41:0101022:133; 74:41:0101022:134; 74:41:0101021:17, однако, до настоящего времени ответ по существу не получен.
Спорное имущество Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск не используется по назначению в соответствии с целями его деятельности, при этом на истца возложены дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию указанного имущества и уплате налогов.
Ссылаясь на то, что ответчик на протяжении длительного времени уклоняется от принятия спорного имущества, Управление МВД России по ЗАТО г. Озерск обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обладает правом на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
В силу положений статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества (пункт 1); собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием (пункт 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
На основании положений пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено названным Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу положений пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из системного толкования приведенных выше положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации следует предусмотренная законом возможность отказа от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.
При рассмотрении дела судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорное имущество закреплено за истцом на праве оперативного управления.
Обращение Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск с соответствующим заявлением к Межрегиональному управлению Росимущества свидетельствует об отказе от права оперативного управления не используемого им по назначению имущества.
Спорный объект недвижимого имущества не используются истцом в полном объеме для осуществления его деятельности.
Данный отказ согласован надлежащим образом с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
В пункте 4 указанного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), Межрегиональное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Челябинской области, иного федерального имущества, расположенного на территории Челябинской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным Положением.
В силу пункта 4.1.9 Типового положения территориальный орган Росимущества, в том числе производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что спорное имущество не используется заявителем по назначению в соответствии с целями его деятельности, при этом на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию имущества, поскольку собственник спорного имущества Российская Федерация, отказ Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск от права оперативного управления данным имуществом не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении имущества, суды пришли к правильному выводу о реализации истцом своего права на отказ от права оперативного управления спорным имуществом и наличии оснований для передачи этого имущества в казну Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворили исковые требования.
При этом суды верно отметили, что законодательство не ставит в прямую зависимость право на добровольный отказ от права оперативного управления имуществом с передачей такого имущества в управление другим органам государственной власти.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных обстоятельств, правильность выводов судов не опровергают и о нарушении норм права не свидетельствуют, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2020 по делу N А76-3856/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), Межрегиональное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Челябинской области, иного федерального имущества, расположенного на территории Челябинской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным Положением.
В силу пункта 4.1.9 Типового положения территориальный орган Росимущества, в том числе производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2021 г. N Ф09-49/21 по делу N А76-3856/2020