Екатеринбург |
|
08 апреля 2021 г. |
Дело N А60-15869/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А.А.,
судей Сидоровой А.В., Черемных Л. Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрида" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2020 по делу N А60-15869/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Фрида" - Николаева А.М. (доверенность от 15.04.2019 б/н);
Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" - Бычкова А.А. (доверенность от 18.12.2020 N 4-А).
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - предприятие "Специализированная автобаза", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фрида" (далее - общество "Фрида", ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 317638 в сумме 52 774 руб. 53 коп., неустойки, начисленной на основании пункта 6.2 договора за период с 21.01.2020 по 17.03.2020 в сумме 1 416 руб. 79 коп., почтовых расходов в сумме 81 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество "Фрида" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить.
По мнению заявителя жалобы, исходя из буквального толкования Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) от 21.05.2019 N 44-ПК, тариф в размере 395 руб. 31 коп. установлен на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Ответчик указывает на то, что решение Свердловского областного суда от 03.09.2019 по делу N 3а-311/2019 вступило в законную силу 26.02.2020 и не распространяет свое действия на правоотношения сторон, возникшее с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Общество "Фрида" ссылается на пункт 7 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами спором об оплат энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", согласно которому в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
От предприятия "Специализированная автобаза" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором истец просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования "г. Екатеринбург" (на основании конкурсного отбора и соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 12.01.2018).
Между предприятием "Специализированная автобаза" и обществом "Фрида" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 317638.
Предприятие "Специализированная автобаза" надлежащим образом исполняло свои обязанности в течение расчетных периодов (январь - декабрь 2019 года), принимало твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления и обеспечивало их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями настоящего договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как указал истец, в нарушение условий договора обязательства по оплате оказанных услуг ответчиком не выполнены, в связи с чем у него образовалась задолженность в общей сумме 52 774 руб. 53 коп.
Истец направил в адрес ответчика претензию с требованием погасить задолженность, претензия оставлена без удовлетворения, что послужило для истца основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Не оспаривая факт оказания соответствующих услуг, их объем, ответчик оспаривает стоимость оказанных истцом услуг.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал обоснованным применение истцом тарифа, установленного Постановлением РЭК Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК (за период с 01.01.2019 по 31.03.2019), в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 14.03.2019 N 21-ПК (за период с 01.04.2019 по 31.05.2019), в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 14.03.2019 N 44-ПК (с 01.06.2019 по 31.12.2019).
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) данных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора (пункты 8(12), 8(17) Правил N 1156).
Пунктом 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Согласно Постановлению РЭК Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК установлен единый тариф на 2019 год на услугу по обращению с ТКО, равный 581,47 (без НДС) и с (учетом НДС) - 697,76 руб./куб.м.
Постановлением РЭК Свердловской области от 14.03.2019 N 21-ПК изменен установленный ранее долгосрочный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в период с 01.04.2019 г по 30.06.2019 единый тариф составлял 571 руб. 71 коп. (без НДС) и с (учетом НДС) - 686,05 руб./куб.м.
Во исполнение предписания ФАС России от 06.05.2019 N СП/37430/19 Постановлением РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК изменен установленный ранее долгосрочный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям Свердловской области, единый тариф составляет 474 руб. 37 коп. (с учетом НДС). Данное Постановление ступает в силу с 01.06.2019 (пункт 6).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе типовой договор, отчет о вывозе ТКО, официальные письма РЭК Свердловской области, руководствуясь вышеназванными положениями законодательства с учетом выводов, изложенных в судебных актах по делу N 3а-311/2019, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета платы за услуги по обращению с ТКО за период с января по декабрь 2019 года.
При этом судами установлено, что решением Свердловского областного суда от 05.04.2019 по делу N 3а-175/2019, вступившим в законную силу, тарифы, установленные Постановлением РЭК Свердловской области от 15.12.2018 N 200-ПК (в редакции Постановления РЭК Свердловской области от 14.03.2019 N 21-ПК) в размере 697,76 руб. / куб. м (с НДС) за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, 686,05 руб. / куб. м (с НДС) за периоды с 01.04.2019 г. признаны экономически обоснованными.
Решением Свердловского областного суда от 03.09.2019 по делу N 3а-311/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 45-АПА19-36, с момента вступления в законную силу решения суда пункты 3, 4 Постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК, предусматривающие уменьшение тарифа за услуги по обращению с ТКО для регионального оператора, признаны недействующими.
При этом, Свердловской областной суд в решении по делу N 3а-311/2019 указал, что при установлении тарифов с применением метода индексации РЭК Свердловской области занизил необходимую валовую выручку, исключив из состава затрат предприятия "Спецавтобаза" определенные виды расходов, что нашло отражение в оспариваемом Постановлении N 44-ПК.
Согласно пункту 25 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
Таким образом, с учетом совокупности двух юридических фактов: действующий порядок вступления в законную силу Постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК "О внесении изменений в некоторые Постановления РЭК Свердловской области" - (пункт 6 - вступает в силу с 01.06.2019), а также вступившее в законную силу решение Свердловского областного суда от 03.09.2019 (изменение тарифа в оспариваемой части признано неправомерным), суды первой и апелляционной инстанции вопреки доводам ответчика правомерно признали обоснованным применение истцом при расчете исковой соответствующих тарифов.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает верным вывод судов об отсутствии правовых оснований для перерасчета тарифа за период с января по декабрь 2019 года.
Ввиду нарушения сроков оплаты оказанных услуг, истцом заявлено требование о взыскании неустойки в сумме 1 416 руб. 79 коп., начисленной на основании пункта 6.2 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 317638 за период с 21.01.2020 по 17.03.2020.
Судом первой инстанции расчет неустойки проверен и признан верным. Контррасчет неустойки ответчик не представил (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2020 по делу N А60-15869/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
А.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
...
Решением Свердловского областного суда от 03.09.2019 по делу N 3а-311/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 45-АПА19-36, с момента вступления в законную силу решения суда пункты 3, 4 Постановления РЭК Свердловской области от 21.05.2019 N 44-ПК, предусматривающие уменьшение тарифа за услуги по обращению с ТКО для регионального оператора, признаны недействующими.
...
Согласно пункту 25 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, решение об установлении тарифов не имеет обратной силы."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф09-1555/21 по делу N А60-15869/2020