Екатеринбург |
|
09 апреля 2021 г. |
Дело N А50-4750/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Столярова А.А., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.08.2020 по делу N А50-4750/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - Оплетина А.Б. (доверенность от 11.01.2021 N 07);
Федерального казенного предприятия "Пермский пороховой завод" - Остапчук М.И. (доверенность от 30.09.2019).
Федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод" (далее - предприятие "ППЗ") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - управление) о признании незаконным бездействия по неоказанию государственной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования предприятия на основании заявления от 19.12.2019 N 64-02/18124 в отношении следующих земельных участков:
земельный участок площадью 15 000 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, кооператив "Лесной", кадастровый номер 59:01:1713297:1244, разрешенное использование: под строительство кооперативных овощехранилищ;
земельный участок площадью 60 000 кв. м, расположенный по адресу: в лесных кварталах N 5, 6 приписной лесной дачи завода им. С.М. Кирова, без кадастрового номера, разрешенное использование: под строительство оранжереи;
земельный участок площадью 386 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, ул. Магистральная, с кадастровым номером 59:01:1713291:13, разрешенное использование: насосная станция, для подкачки теплоносителя;
земельный участок площадью 5700 кв. м, расположенный по адресу: на углу улиц Адмирала Нахимова и Магистральной и на углу улиц Автозаводская и Адмирала Нахимова квартала N 3016 Кировского района, без кадастрового номера, разрешенное использование: для строительства жилых домов;
земельный участок площадью 13 400 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, с кадастровым номером 59:01:1713058:1, разрешенное использование: здание(я) жилое;
земельный участок площадью 11 600 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, с кадастровым номером 59:01:1713060:1, разрешенное использование: здание(я) жилое;
земельный участок площадью 24 800 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, с кадастровым номером 59:01:1713064:1, разрешенное использование: здание(я) жилое.
Решением суда первой инстанции от 24.08.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Со ссылкой на положения пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", заявитель полагает, что принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования предприятия "ППЗ" по спорным земельным участкам возможно только после проведения межевания и установления границ земельных участков. Вместе с тем заявитель отмечает, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:1713297:1244, 59:01:1713292:13, 59:01:1713058:1, 59:01:1713060:1, 59:01:1713064:1 не установлено в соответствии с земельным законодательством, соответственно определить местоположение данных участков не представляется возможным. Кроме того, по мнению заявителя, также невозможно идентифицировать земельные участки площадью 60 000 кв. м и 5700 кв. м. в отсутствие уникальных характеристик - кадастровых номеров земельных участков. Более того, заявитель отмечает, что отсутствует какая-либо информация о местоположении границ данных участков, сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанные земельные участки в Едином государственном реестре также отсутствуют.
С учетом изложенного заявитель полагает несостоятельным вывод судов о том, что заявление предприятия "ППЗ" от 19.12.2019 N 64-02/18124 содержит всю необходимую информацию, необходимую для принятия соответствующего решения.
Предприятие "ППЗ" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 названного Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьи 39.2 данного Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 названного Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В силу пункта 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия органом власти решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования предоставляется перечень документов: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей. 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок, в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 621 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.2 Административного регламента предусмотрено, что государственная услуга по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки предоставляет Росимущество, а также его территориальные органы.
Результатом предоставления государственной услуги является принятие распорядительного акта о прекращении права на земельный участок (пункт 2.6 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 2.7 Административного регламента государственная услуга по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки предоставляется в течение 1 месяца со дня регистрации заявления в Росимуществе или в его территориальном органе.
Пунктом 2.9 Административного регламента установлен перечень документов, которые заявитель предоставляет для получения государственной услуги.
Пункт 2.13 Административного регламента содержит прямой запрет Росимуществу и его территориальным органам требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также для приостановления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено (пункты 2.14, 2.15 Административного регламента).
В пункте 2.16 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой им услуги, а именно:
земельный участок не относится к федеральной собственности;
наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка;
заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о прекращении права.
При поступлении документов, необходимых для выполнения административной процедуры, ответственный исполнитель Росимущества или его территориального органа осуществляет их рассмотрение на предмет комплектности, а также оснований для отказа в выполнении административных процедур.
Максимальный срок выполнения данного действия составляет 1 рабочий день (пункт 3.3 Административного регламента).
В случае, если к заявлению о предоставлении государственной услуги не представлены документы, указанные в пункте 2.9 Административного регламента, или представлен неполный комплект документов, указанных в пункте 2.9 Административного регламента, ответственный исполнитель Росимущества или его территориального органа обеспечивает подготовку, согласование и подписание в адрес заявителя письма о возможности повторно представить заявление с приложением необходимого комплекта документов.
В случае, если представлен неполный комплект документов, к письму в адрес заявителя прилагаются (возвращаются) представленные заявителем документы (пункт 3.4 Административного регламента).
Максимальный срок подготовки такого письма составляет 1 рабочий день (пункт 3.5 Административного регламента).
При наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги ответственный исполнитель Росимущества или его территориального органа обеспечивает подготовку, согласование и подписание в адрес заявителя соответствующего письма (пункт 3.6 Административного регламента).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что предприятию "ППЗ" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат:
земельный участок площадью 15 000 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, кооператив "Лесной", кадастровый номер 59:01:1713297:1244, разрешенное использование: под строительство кооперативных овощехранилищ,
земельный участок площадью 60 000 кв. м, расположенный по адресу: в лесных кварталах N 5 и 6 приписной лесной дачи завода им. С.М. Кирова, без кадастрового номера, разрешенное использование: под строительство оранжереи,
земельный участок площадью 386 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, ул. Магистральная, с кадастровым номером 59:01:1713291:13, разрешенное использование: насосная станция, для подкачки теплоносителя,
земельный участок площадью 5700 кв. м, расположенный по адресу: на углу улиц Адмирала Нахимова и Магистральной и на углу улиц Автозаводская и Адмирала Нахимова квартала N 3016 Кировского района, без кадастрового номера, разрешенное использование: для строительства жилых домов,
земельный участок площадью 13 400 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, с кадастровым номером 59:01:1713058:1, разрешенное использование: здание(я) жилое,
земельный участок площадью 11 600 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, с кадастровым номером 59:01:1713060:1, разрешенное использование: здание(я) жилое,
земельный участок площадью 24800 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, с кадастровым номером 59:01:1713064:1, разрешенное использование: здание(я) жилое.
Указанные земельные участки были отведены под строительство непроизводственных объектов предприятию п.я. N 397, заводу им. С.М. Кирова, НПО им. С.М. Кирова на основании: решений Исполнительного комитета Молотовского городского Совета депутатов трудящихся: от 18.06.1955 N 523, от 05.04.1956 N 351 и акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 23.05.1956 N 1670 (земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:1713058:1, 59:01:1713060:1, 59:01:1713064:1); решения Исполнительного комитета Молотовского городского Совета депутатов трудящихся от 07.02.1957 N 133 и акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 23.05.1956 N 1670 (земельный участок на углу улиц Адмирала Нахимова и Магистральной и на углу улиц Автозаводская и Адмирала Нахимова квартала N 3016 Кировского района); решений Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 03.04.1969 N 183 и от 08.05.1969 N 235 "г" (земельный участок в лесных кварталах N 5 и 6 приписной лесной дачи завода им. С.М. Кирова); решения Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 05.01.1972 N 19 (земельный участок с кадастровым номером 59:01:1713291:13); решения Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов от 21.07.1988 N 570 и акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 21.06.1989 N 6080 (земельный участок с кадастровым номером 59:01:1713297:1244).
Предприятие "ППЗ" 19.12.2019 обратилось в управление с заявлением N 64-02/18124 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении указанных земельных участков, ссылаясь на то, что на территории указанных земельных участков отсутствуют объекты капитального строительства, закрепленные на праве оперативного управления за предприятием, земельные участки предприятием не используются, застроены объектами капитального строительства, зарегистрированными за третьими лицами.
Письмом от 22.01.2020 N 59-ЕМ-03/367 управление, со ссылкой на то, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:1713297:1244, 59:01:1713291:13, 59:01:1713058:1, 59:01:1713060:1, 59:01:1713064:1 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, рекомендовало предприятию в возможно короткие сроки провести кадастровые работы по установлению границ данных земельных участков, а также уточнить уникальные характеристики (кадастровые номера) земельного участка площадью 60 000 кв. м, расположенного по адресу: в лесных кварталах N 5 и 6 приписной лесной дачи завода им. С.М. Кирова и земельного участка площадью 5700 кв. м, расположенного по адресу: на углу улиц Адмирала Нахимова и Магистральной и на углу улиц Автозаводская и Адмирала Нахимова квартала N 3016 Кировского района.
Указанным письмом управление также сообщило о готовности рассмотреть вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки после проведения предприятием вышеуказанных работ и предоставления документов согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2011 N 621.
Полагая свои права нарушенными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе заявление от 19.12.2019 N 64-02/18124 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования, письмо управления от 22.01.2020, согласие Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.12.2019, учитывая, что предприятие "ППЗ" при обращении в управление приложило к заявлению все необходимые документы для принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, которые предусмотрены пунктом 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, также приняв во внимание, что сохранение права постоянного (бессрочного) пользования за заявителем возлагает на него дополнительные расходы, связанные с внесением платы за землю, в связи с чем нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что бездействие управления является незаконным, не соответствующим вышеприведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации и положениям Административного регламента.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные предприятием "ППЗ" требования.
Довод управления о том, что принятие решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования возможно только после проведения межевания и установления границ земельных участков, отклонен судом апелляционной инстанции правомерно, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.08.2020 по делу N А50-4750/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.