Екатеринбург |
|
14 апреля 2021 г. |
Дело N А47-17149/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Гавриленко О. Л., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А47-17149/2020 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-Ремстройсервис" (далее - общество "ЖЭУ-Ремстройсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании недействительным и не подлежащим исполнению предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 23.10.2020 N ПР-1315.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2020 заявление общества возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 определение суда первой инстанции отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, определение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЖЭУ-Ремстройсервис" считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществом оспаривается названное предписание, адресованное директору по результатам проверки общества "ЖЭУ-Ремстройсервис" в части не организации (не оборудования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, о чем составлен акт от 23.10.2020 N А-1315.
В ходе проверки инспекцией установлены нарушения в деятельности общества.
Полагая, что названное предписание инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "ЖЭУ-Ремстройсервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении данного заявления, суд первой инстанции указа, что оспариваемое предписание не является ненормативным актом, нарушающим права и законные интересы общества "ЖЭУ-Ремстройсервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку адресовано должностному лицу - директору общества Лаврикову С.В., который в свою очередь может быть привлечен к административной ответственности за его неисполнение в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
На основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, арбитражный суд возвращает заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что обеспечение управления общим имуществом осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме путем выбора способа управления, в том числе посредством управления управляющей организацией.
В силу части 1 указанной статьи, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491, сбор, вывоз, захоронение твердых бытовых отходов являются составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в минимальный перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок.
В рассматриваемом случае общество, являясь управляющей организацией, обязано обеспечивать надлежащее содержание общего имущества жилых домов находящихся в его управлении, при этом в ходе проверки установлены нарушения именно в деятельности общества, а не его директора и меры по устранению выявленных нарушений, которые указаны в предписании, фактически адресованы самому обществу, поскольку именно общество, а не его руководитель, в силу нормативных требований будет нести обязанность по выполнению указанных действий.
С учетом изложенного, руководитель общества "ЖЭУ-Ремстройсервис" является органом управления общества, действует от имени юридического лица и в его интересах, а адресованное ему предписание обязывает устранить нарушения, выявленные в деятельности общества, следовательно оспариваемое предписание следует признать адресованным именно обществу "ЖЭУ-Ремстройсервис" в связи с осуществлением последним деятельности по управлению многоквартирными домами.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отменено определение суда первой инстанции, а вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А47-17149/2020 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491, сбор, вывоз, захоронение твердых бытовых отходов являются составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в минимальный перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 апреля 2021 г. N Ф09-2747/21 по делу N А47-17149/2020
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2589/2022
17.01.2022 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-17149/20
14.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2747/2021
24.02.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1785/2021