г. Челябинск |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А47-17149/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Арямова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-Ремстройсервис" на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2020 по делу N А47-17149/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-Ремстройсервис" (далее - ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований N ПР-1315 от 23.10.2020.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2020 заявление общества возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
С вынесенным определением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит следующие доводы: в Арбитражном суде Оренбургской области приняты к рассмотрению несколько дел по аналогичным предписаниям, выданным должностным лицам управляющих организаций; аналогичное административное исковое заявление об оспаривании предписания было возвращено Ленинским районным судом как не подлежащее рассмотрению в районном суде; спор касается именно экономической деятельности заявителя, так как предписание обязывает должностное лицо организовать выполнение работ по обустройству контейнерных площадок для ТКО для собственников МКД под управлением организации, за счет денежных средств, которые собирает организация в качестве платы за содержание МКД; вывод о нецелевом расходовании денежных средств, полученных за содержание общего имущества МКД, может привести к привлечению общества к административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается предписание ГЖИ по Оренбургской области N ПР-1315 от 23.10.2020, которое адресовано директору общества по результатам проверки соблюдения ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис" лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в части не организации (не оборудования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, о чем составлен акт проверки от 23.10.2020 N А-1315.
В ходе проверки установлены нарушения в деятельности общества.
Не согласившись с указанным предписанием ГЖИ по Оренбургской области, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Возвращая заявление обществу, суд первой инстанции исходил из того, что предписание адресовано должностному лицу - директору ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис" Лаврикову С.В., именно для него указанное предписание обязательно к исполнению и, в свою очередь, может повлечь привлечение директора общества к административной ответственности за его неисполнение в соответствии со статьей 19.5 КоАП РФ. В этой связи суд пришел к выводу о том, что обжалуемое предписание не является ненормативным актом, нарушающим права и законные интересы ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд возвращает заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
Из части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обеспечение управления общим имуществом осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме путем выбора способа управления, в том числе посредством управления управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 указанной статьи, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491, сбор, вывоз, захоронение твердых бытовых отходов являются составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в минимальный перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок.
В силу части 1 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис", являясь управляющей организацией, обязано обеспечивать надлежащее содержание общего имущества находящихся в его управлении жилых домов.
Как было указано ранее, предписание ГЖИ по Оренбургской области от N ПР-1315 от 23.10.2020 адресовано директору ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис" по результатам проверки соблюдения обществом лицензионных требований, которой установлено не организация (не оборудование) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества. То есть, проверкой установлены нарушения в деятельности общества, а не его директора.
При этом, меры к устранению выявленных нарушений, которые указаны в предписании (обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении, путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества; представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупных габаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов), фактически адресованы самому обществу, поскольку именно общество, а не его руководитель, в силу нормативных требований будет нести обязанность по выполнению указанных действий.
Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В данном случае руководитель ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис" является органом управления общества, действует от имени юридического лица и в его интересах, адресованное ему предписание обязывает устранить нарушения, выявленные в деятельности общества, законным представителем которого он является.
Таким образом, оспоренное предписание следует признать адресованным именно ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис" в связи с осуществлением последним деятельности по управлению многоквартирными домами.
Также, суд апелляционной инстанции учитывает, что определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 30.12.2020 возвращено административное исковое заявление ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис" к ГЖИ по Оренбургской области о признании незаконным и отмене предписания, также адресованного директору общества, ввиду неподсудности спора суду общей юрисдикции.
На основании изложенного, определение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2020 о возвращении заявления подлежит отмене в соответствии с положениями пункта 4 части 1, части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на обжалуемое в рамках настоящего дела определение арбитражного суда государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.12.2020 по делу N А47-17149/2020 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-17149/2020
Истец: ООО "ЖЭУ-Ремстройсервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, Прокуратура Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2589/2022
17.01.2022 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-17149/20
14.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2747/2021
24.02.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1785/2021