Екатеринбург |
|
20 апреля 2021 г. |
Дело N А60-18946/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Ященок Т.П., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2020 по делу N А60-18946/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (далее - министерство, заявитель) - Якунин Е.В. (доверенность от 11.01.2021 N 7, паспорт, диплом);
Управления - Федорова А.О. (доверенность от 15.04.2021 N 219, паспорт, диплом).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к антимонопольному органу о признании недействительными решения по жалобе N 066/01/18.1-1181/2019 (далее - решение), предписания по жалобе N 066/01/18.1-1181/2020 (далее - предписание).
Решением суда от 24.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), неверную оценку заявки общества с ограниченной ответственностью "Автобусный центр" (далее - общество "Автобусный центр").
Заявитель жалобы полагает, что оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными, поскольку действия общества "Автобусный центр" не соответствовали требованиям Федерального закона N 220-ФЗ, конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области (далее - конкурсная документация), утвержденной Приказом министерства от 28.01.2020 N 30 "О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам" (далее - Приказ N 30).
Управление отмечает, что на момент подачи заявки общество "Автобусный центр" обязательство по подтверждению наличия на праве собственности или ином законном основании транспортного средства соответствующего требованиям конкурсной документации к транспортному средстве на себя не приняло. Соответственно, у организатора торгов не имелось оснований для допуска заявки общества "Автобусный центр" к участию в торгах.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу управления - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Туринское автотранспортное предприятие" (далее - общество "Туринское автотранспортное предприятие") на действия организатора торгов (министерства), совершенного при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 733Б "Ирбит АС - Екатеринбург (Автовокзал Южный)", управлением названная жалоба признана обоснованной. В действиях министерства установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ, пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 2.1 конкурсной документации, что выразилось в допуске заявки общества "Автобусный центр", не принявшего на себя обязательства подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Согласно оспариваемому предписанию министерству необходимо принять все зависящие от него меры по отмене протоколов от 17.03.2020 N 2 допуска к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области и N 3 оценки и сопоставления заявок, допущенных к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты антимонопольного органа не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя ввиду ошибочности вывода о наличии в действиях министерства выявленных нарушений.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований у организатора торгов для отклонения заявки общества "Автобусный центр" сделаны на основании приложенного названным обществом к поданной заявке гарантийного письма от 27.02.2020 с обязательством по приобретению транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области в соответствии с условиями конкурсной документации.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из совокупности части 1 статьи 198, части 5 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган.
Свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установившими данный маршрут (часть 1 статьи 19 Закона об организации перевозок).
К участию в открытом конкурсе в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, принявшие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Приказом министерства N 30 утверждены Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация.
Одним из требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, которым они должны соответствовать для допуска к участию в открытом конкурсе, в подпункте 2 пункта 2.1 конкурсной документации является принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Пунктом 4.8 конкурсной документации установлено, что в случае, если победитель конкурса или участник конкурса, получающий свидетельство на основании пункта 4.7, указали в конкурсном предложении в столбце 8 - "обязательство по приобретению транспортных средств", то они обязаны представить в Уполномоченный орган документы, подтверждающие приобретение во владение транспортных средству указанных в конкурсном предложении, на момент оформления свидетельства и карт маршрута, но не позднее 10-ти рабочих дней до начала осуществлению регулярных перевозок, а именно - даты, указанной в пункте 4.11.
В соответствии с разделом 4 конкурсной документации установлено, что в случае, если победитель открытого конкурса (участник, заявке которого присвоен первый номер) не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области обществами "Автобусный центр" и "Туринское автотранспортное предприятие" поданы соответствующие заявления.
Протоколом от 17.03.2020 N 2 к участию в открытом конкурсе допущены обе заявки, протоколом от 17.03.2020 N 3 первый рейтинг присвоен обществу "Автобусный центр".
Общество "Туринское автотранспортное предприятие" обратилось с жалобой в антимонопольный орган на действия организатора торгов при организации и проведении данного открытого конкурса.
Оспариваемым решением антимонопольного органа признана обоснованной жалоба общества "Туринское автотранспортное предприятие" на действия организатора торгов - министерства, совершенные при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 733Б "Ирбит АС - Екатеринбург (Автовокзал Южный)", выразившиеся в неправомерном допуске заявки общества "Автобусный центр", не принявшего на себя обязательства подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Признавая оспариваемый вывод антимонопольного органа незаконным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из положений аукционной документации, в том числе пунктов 4.8-4.11 конкурсной документации, которыми установлена обязанность представить министерству документы, подтверждающие приобретение во владение транспортных средств, указанных в конкурсном предложении, на момент оформления свидетельства и карт маршрута, но не позднее 10-ти рабочих дней до начала осуществления регулярных перевозок (срок действия свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса: с 20 апреля 2020 года), а не в момент подачи заявки.
При этом суды правомерно учли, что в составе заявки общества "Автобусный центр" имелось гарантийное письмо от 27.02.2020 с обязательством по приобретению транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области в соответствии с условиями конкурсной документации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая положения подпункта 2 пункта 2.1, пункта 4.8 конкурсной документации, сделали правомерный вывод о том, что участники открытого конкурса, принимающие на себя обязательство подтвердить в установленные конкурсной документацией сроки наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой, на момент подачи заявки могут не иметь в собственности или на ином законном основании заявленные транспортные средства и как следствие - документов, подтверждающих оснащение в установленном порядке обозначенных транспортных средств навигационными системами типа ГЛОНАСС, в силу чего указанные документы не могут быть приложены к заявке на участие в открытом конкурсе вместе с гарантийным обязательством, в связи с чем, согласились с позицией министерства об ошибочности вывода антимонопольного органа о наличии в действия заказчика нарушений и удовлетворили заявленные им требования.
Довод антимонопольного органа о том, что судами не учтен тот факт, что в гарантийном письме общество "Автобусный центр" выразило подтверждение своей обязанности по представлению доказательств наличия в его владении необходимых для осуществления регулярных перевозок транспортных средств иными словами и выражениями, чем это сформулировано в конкурсной документации, подлежит отклонению. Указанный довод не опровергает выводы судов об отсутствии у министерства оснований для непринятия заявки общества "Автобусный центр", в том числе в связи с тем, что соответствующее обязательство названный участник торгов на себя принял.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Между тем несогласие стороны с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2020 по делу N А60-18946/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Туринское автотранспортное предприятие" (далее - общество "Туринское автотранспортное предприятие") на действия организатора торгов (министерства), совершенного при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 733Б "Ирбит АС - Екатеринбург (Автовокзал Южный)", управлением названная жалоба признана обоснованной. В действиях министерства установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ, пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 2.1 конкурсной документации, что выразилось в допуске заявки общества "Автобусный центр", не принявшего на себя обязательства подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
...
К участию в открытом конкурсе в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, принявшие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2021 г. N Ф09-786/21 по делу N А60-18946/2020