г. Пермь |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А60-18946/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тиуновой Н.П.,
при участии в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от заявителя, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Якунин Е.В. по доверенности от 10.01.2020, диплом, паспорт.
от иных лиц - представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 июля 2020 года
по делу N А60-18946/2020
по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (ОГРН 1106658002285, ИНН 6658355934)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Туринское автотранспортное предприятие", общество с ограниченной ответственностью "Автобусный центр"
о признании недействительным решения и предписания по жалобе N 066/01/18.1-1181/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению ФАС по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения по жалобе N 066/01/18.1-1181/2019, и предписания по жалобе N 066/01/18.1-1181/2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение и предписание признано недействительным и на антимонопольный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Свердловское УФАС России обжаловало решение суда в апелляционном порядке.
Заинтересованное лицо, антимонопольный орган, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь в обоснование жалобы на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, настаивает на законности оспариваемого решения.
В жалобе антимонопольный орган указывает, что заявка третьего лица ООО "Автобусный центр" не соответствовала требованиям конкурсной документации, поскольку участником на момент подачи заявки не подтвержден факт законности владения транспортными средствами. Требование п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона об организации регулярных перевозок, пп. 2 п. 2.1 раздела 2 Конкурсной документации является формально определенным, а также является критерием допуска на право участие в открытом конкурсе, следовательно, неисполнение указанного требования является в соответствии с п. 3.1 Конкурсной документации основанием для отклонения заявки такого участника.
Заявитель по делу представил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, поддержанный участвующим в судебном заседании представителем, просил отказать в удовлетворении апелляционных жалоб, решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в судебном разбирательстве, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда не направил, письменные отзывы не представили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.01.2020 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства (mtrans.midural.ru) в разделе "Пассажирские перевозки" опубликованы извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 733Б "Ирбит АС - Екатеринбург (Автовокзал Южный)".
Согласно пункту 1.1 конкурсной документации открытый конкурс проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) и закона Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 160-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения Свердловской области" (далее - Закон N 160-ОЗ).
На участие в указанном конкурсе подано две заявки:
1) ООО "Автобусный центр" (ИНН 66788000802), дата и время подачи заявки - 28.02.2020 в 10:25;
2) ООО "Туринское автотранспортное предприятие" (ИНН 6656005363), дата и время подачи заявки - 28.02.2020 в 11:20.
Согласно протоколу от 17.03.2020 N 2 допуска к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области, к участию в оспариваемом конкурсе допущены два участника:
1) ООО "Автобусный центр" (ИНН 66788000802);
2) ООО "Туринское АТП" (ИНН 6656005363).
17.03.2020 конкурсной комиссией осуществлена процедура оценки и сопоставления заявок, о чем составлен протокол от 17.03.2020 N 3 оценки и сопоставления заявок, допущенных к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области, согласно которому заявкам участников конкурса присвоен следующий рейтинг:
1 рейтинг - ООО "Автобусный центр" - количество баллов 77;
2 рейтинг - ООО "Туринское автотранспортное предприятие" - количество баллов 75.
Победителем открытого конкурса является ООО "Автобусный центр".
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту N 733Б "Ирбит АС - Екатеринбург (Автовокзал Южный)" победителю открытого конкурса не выдано.
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Туринское автотранспортное предприятие" (вх. N 01-7859 от 23.03.2020) на действия (бездействие) организатора торгов в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, совершенные при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области: Лот N 1 - N 733Б "Ирбит АС - Екатеринбург (Автовокзал Южный)".
По результатам рассмотрения жалоба Свердловским УФАС России признана обоснованной, в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области установлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона об организации перевозок, п. 3.1 и пп. 2 п. 2.1 Конкурсной документации, что выразилось в допуске заявки ООО "Автобусный центр", не принявшего на себя обязательства подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области выдано предписание - принять все зависящие от него меры по отмене Протокола от 17.03.2020 N 2 допуска к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области и Протокола от 17.03.2020 N 3 оценки и сопоставления заявок, допущенных к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области.
Полагая, что решение и предписание являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела пришел к выводу о доказанности совокупности оснований для признания решения и предписания антимонопольного органа недействительным и удовлетворил требования заявителя.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ под свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок понимается документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок выдается по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области издан Приказ от 28.01.2020 N 30 "О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам" (далее - Приказ N 30).
Приказом N 30 утверждены Извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам (далее - Извещение о проведении конкурса) и Конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области (далее - Конкурсная документация).
Свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, установившими данный маршрут (ч. 1 ст. 19 Закона об организации перевозок).
Согласно пункту 1.2 Конкурсной документации уполномоченным органом выступает Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области.
К участию в открытом конкурсе в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, принявшие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Одним из требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, которым они должны соответствовать для допуска к участию в открытом конкурсе, в пп. 2 п. 2.1 Конкурсной документации является принятие на себя обязательства, в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 3.1 конкурсной документации все заявки, указанные в протоколе вскрытия конвертов с Заявками, в срок, установленный настоящей документацией, рассматриваются конкурсной комиссией и отклоняются в случае:
- несоответствия Перевозчика требованиям допуска к участию в открытом конкурсе, указанным в пункте 2.1 раздела 2 настоящей документации;
- несоответствия транспортных средств Перевозчика требованиям пункта 2.2 раздела 2 настоящей документации;
- отсутствия в составе Заявки, представленной Перевозчиком, документов, предусмотренных пункте 2.6 раздела 2 настоящей документации;
- нарушения требований к оформлению Заявки, указанных в пунктах 2.4 и 2.5 настоящей документации;
- отсутствия подписи полномочного лица на документах по Формам N N 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.8.
Как следует из материалов дела, 29.01.2020 на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области http://mtrans.midural.ru. размещено извещение о поведении конкурса.
В соответствии с Протоколом от 02.03.2020 N 1 вскрытия конвертов с заявлениями на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области на участие в конкурсе были поданы 2 заявки: ООО "Автобусный центр" и ООО "ТАП".
Протоколом от 17.03.2020 N 2 допуска к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области (далее - Протокол от 17.03.2020 N 2) к участию в открытом конкурсе допущены ООО "Автобусный центр" и ООО "ТАП".
Протоколом от 17.03.2020 N 3 оценки и сопоставления заявок, допущенных к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области (далее - Протокол от 17.03.2020 N 3) 1 рейтинг присвоен ООО "Автобусный центр".
ООО "ТАП" обратился с жалобой в антимонопольный орган указав, что организатором торгов в нарушение п. 3.1 Конкурсной документации допущено ООО "Автобусный центр" к участию в открытом конкурсе. ООО "Автобусный центр" не представлены сведения о том, что на момент подачи заявки транспортное средство оборудовано системой ГЛОНАСС.
Свердловским УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ООО "ТАП" установлено, что участником ООО "Автобусный центр" представлено гарантийное письмо от 27.02.2020 с обязательством по приобретению транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области в соответствии с условиями конкурсной документации, приложены подтверждающие документы.
Антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Министерством как организатором торгов пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ, пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 2.1 конкурсной документации, выразившемся в допуске к участию в открытом конкурсе заявки ООО "Автобусный центр", не принявшего на себя обязательства подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
К участию в открытом конкурсе в силу пункта 2 части 1 статьи 23 Закона об организации перевозок допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, принявшие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Одним из требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, которым они должны соответствовать для допуска к участию в открытом конкурсе, в подпункте 2 пункта 2.1 Конкурсной документации является принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Пунктом 4.8 Конкурсной документации установлено, что в случае, если победитель конкурса или участник конкурса, получающий свидетельство на основании пункта 4.7., указали в конкурсном предложении в столбце 8 - "обязательство по приобретению транспортных средств", то они обязаны представить в Уполномоченный орган документы, подтверждающие приобретение во владение транспортных средству указанных в конкурсном предложении, на момент оформления свидетельства и карт маршрута, но не позднее 10-ти рабочих дней до начала осуществлению регулярных перевозок, а именно даты, указанной в пункте 4.11.
В соответствии с разделом 4 конкурсной документации установлено, что в случае, если победитель открытого конкурса (участник, заявке которого присвоен первый номер) не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции верно указано, что согласно пунктам 4.8-4.11 конкурсной документации для победителя открытого конкурса установлена обязанность представить в Министерство документы, подтверждающие приобретение во владение транспортных средств, указанных в конкурсном предложении, на момент оформления свидетельства и карт маршрута, но не позднее 10-ти рабочих дней до начала осуществлению регулярных перевозок (срок действия свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса: с 20 апреля 2020 года), а не в момент подачи заявки.
Бремя определения исчерпывающего перечня документов несет организатор торгов. Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений Закона об организации перевозок (ч. 2 ст. 24 Закона об организации перевозок).
Конкурсная документация должна содержать четкие, конкретные, не допускающие двойного толкования и понимания требования, понятные любому заявителю. Закон содержит общее указание на "документы", однако заказчик должен перечислить конкретные документы, необходимые к представлению.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Учитывая положения аукционной документации (подпункт 2 пункта 2.1, пункт 4.8 конкурсной документации), суд первой инстанции обоснованно отметил, что участники открытого конкурса, принимающие на себя обязательство подтвердить в установленные конкурсной документацией сроки наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой, на момент подачи заявки могут не иметь в собственности или на ином законном основании заявленные транспортные средства и как следствие - документов, подтверждающих оснащение в установленном порядке обозначенных транспортных средств навигационными системами типа ГЛОНАСС, в силу чего указанные документы не могут быть приложены к заявке на участие в открытом конкурсе вместе с гарантийным обязательством.
Выводы управления о наличии в действиях заказчика нарушений, обоснованно признаны судом первой инстанции как не подтвержденные материалами дела.
В рассматриваемом случае в составе заявки ООО "Автобусный центр" представлено гарантийное письмо от 27.02.2020 с обязательством по приобретению транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области в соответствии с условиями конкурсной документации.
Доводы антимонопольного органа о не соответствии принятого участником открытого конкурса на себя обязательства требованиям подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 Конкурсной документации, отклоняются, как не соответствующие положениям Федерального закона N 220-ФЗ, а так же рассматриваемой конкурсной документации. Указанное обстоятельство влечет недействительность решения и предписания антимонопольного органа.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, которые получили надлежащую оценку суда и свидетельствуют о несогласии ее заявителя с правовой оценкой, которую дал суд первой инстанции доводам лиц, участвующих в деле, и доказательствам, представленным в материалы дела.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалы дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы антимонопольного органа.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 июля 2020 года по делу N А60-18946/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18946/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "АВТОБУСНЫЙ ЦЕНТР", ООО "Туринское автотранспортное предпиятие"