Екатеринбург |
|
23 апреля 2021 г. |
Дело N А60-29997/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е.Г.,
судей Вербенко Т.Л., Гайдука А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ключевской завод ферросплавов" (ОГРН: 1026602174103, ИНН: 6652002273; далее - общество "КЗФ") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2020 по делу N А60-29997/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Паритет" (ОГРН: 1186658084580, ИНН: 6685155765; далее - общество "УК "Паритет") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о возложении на общество "КЗФ" обязанности включить в договор теплоснабжения и поставки горячей воды (для целей оказания коммунальных услуг - для УК, ТСЖ, ЖК) от 21.06.2019 N 481 объект - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Свердловская область Сысертский район, п. Двуреченск, ул. Горная, д. 1А.
Решением суда от 28.09.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "КЗФ" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя, делая вывод о неправомерности отказа ответчика от заключения договора с истцом, суды не учли положения пункта 1 части 1, части 8 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Как указывает общество "КЗФ", прямые договоры ресурсоснабжения между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией в спорном многоквартирном доме были заключены в 2018 году, и данные договоры не были расторгнуты с РСО.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "УК "Паритет" (потребитель) и обществом "КЗФ" заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды (для целей оказания коммунальных услуг - для УК, ТСЖ, ЖК) от 21.06.2019 N 481, в соответствии с пунктом 1 которого потребитель приобретает тепловую энергию для целей оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения в отношении собственников и пользователей помещений многоквартирных домов и содержания общего имущества таких объектов, находящихся в его управлении.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания от 05.12.2018 собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: Свердловская область Сысертский район, п. Двуреченск, ул. Горная, д. 1А принято решение о заключении договоров теплоснабжения и поставки горячей воды (для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению) с РСО - обществом "КЗФ".
Впоследствии, 10.03.2020 собственники указанного дома приняли решения о заключении договора управления многоквартирным домом с обществом "УК "Паритет" и об утверждении порядка начисления и оплаты за коммунальные услуги через общество "УК "Паритет".
В связи с принятием собственниками данного решения заявитель обратился в адрес общества "КЗФ" с письмом от 21.05.2020 N 49 о внесении изменения в договор от 21.06.2019 N 481 путем включения в него спорного многоквартирного дома.
Поступившая в адрес общества "КЗФ" заявка о внесении изменений в договор была отклонена с указанием на то, что в отношении спорного дома коммунальные услуги оказываются на основании прямых договоров с собственниками помещений в указанном доме в соответствии с частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ, в связи с чем ответчик указал, что на основании части 8 указанной статьи Кодекса договор в отношении указанного дома с обществом "УК "Паритет" не заключается.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 7 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", общество "УК "Паритет" обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении общества "КЗФ" к заключению договора в отношении спорного многоквартирного дома.
Суд первой инстанции, принимая во внимание наличие решения общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома об утверждении порядка начисления и оплаты за коммунальные услуги через общество "УК "Паритет", пришел к выводу об отсутствии волеизъявления собственников на сохранение порядка предоставления услуг и расчетов напрямую ресурсоснабжающей организации, в связи с чем признал необоснованным уклонение общества "КЗФ" от заключения договора с вновь избранной управляющей компанией в отношении спорного многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал законными и обоснованными.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На исполнителе коммунальных услуг лежит обязанность заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящих Правил (подпункт "б" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 808).
Единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана: заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям; заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (пункт 12 Правил N 808).
Согласно пункту 40 Правил N 808 единая теплоснабжающая организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента получения надлежаще оформленной заявки и необходимых документов направить заявителю 2 экземпляра подписанного проекта договора.
Пункт 8 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предоставляет ресурсоснабжающей организации право отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Часть 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в следующих случаях: 1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса; 2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения; 3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерности отказа общества "КЗФ" во включении в договор теплоснабжения и поставки горячей воды, заключенный с управляющей организацией, заявленного многоквартирного дома.
Судами учтено, что собственники многоквартирного дома при выборе новой управляющей организации - общества "УК "Паритет" 10.03.2020 на общем собрании приняли решение об утверждении порядка начисления и оплаты за коммунальные услуги через управляющую компанию (вопрос N 8 повестки собрания, протокола от 10.03.2020).
При этом суды признали, что принятие такого решения об утверждении порядка начисления и оплаты за коммунальные услуги непосредственно через общество "УК "Паритет" свидетельствует о волеизъявлении собственников осуществлять расчеты за коммунальные услуги именно с управляющей компанией и, соответственно, об отсутствии волеизъявления собственников на сохранение порядка предоставления услуг и расчетов напрямую ресурсоснабжающей организации.
Суды также обоснованно отметили отсутствие оснований для вывода о том, что указанное решение принято собственниками помещений за пределами полномочий.
Обратного из материалов дела не следует.
Доказательства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в спорном многоквартирном доме решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при выборе управляющей организации, действовавшего до 10.03.2020, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды правомерно обязали общество "КЗФ" включить в договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 21.06.2019 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Свердловская область Сысертский район п. Двуреченск ул. Горная, д.1А.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем положений действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2020 по делу N А60-29997/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ключевской завод ферросплавов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Сирота |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в следующих случаях: 1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса; 2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения; 3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2021 г. N Ф09-1704/21 по делу N А60-29997/2020