Екатеринбург |
|
23 апреля 2021 г. |
Дело N А71-10643/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Сафроновой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2020, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение от 23.10.2020) по делу N А71-10643/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Лепсе-Быт" (далее - общество "Лепсе-Быт", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее - Управление Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, ответчик) о взыскании задолженности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за декабрь 2017 года в сумме 7 179 руб. 59 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 09.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не представлены договор управления многоквартирным домом, протокол общего собрания помещений многоквартирного дома с определением лица, представляющего интересы всех собственников помещений многоквартирного дома, с определением тарифов на содержание и ремонт общего имущества, не представлен отчет о выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества за декабрь 2017 года, либо иной документ, подтверждающий факт оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Ответчик указывает, что платежные поручения на оплату оказанных услуг в адрес Управления Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области истцом не направлялись.
Управление Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области ссылается на то, что в отсутствие заключенного государственного контакта ответчик не правомочен осуществлять оплату задолженности, а лимиты, утвержденные на конкретный финансовый год в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, не могут выходить за пределы соответствующего финансового года.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "Лепсе-Быт" на основании договора управления многоквартирным домом от 30.04.2015 N 12/15-Би (далее - договор) осуществляет управление многоквартирным домом N 2, расположенным по адресу: ул. Лепсе, г. Киров.
Российской Федерации на праве собственности принадлежат нежилые помещения, площадью 111,1 кв.м. и 165,8 кв.м., расположенные по адресу: г. Киров, ул. Лепсе, д. N 2.
Неисполнение ответчиком обязательства собственника по уплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за декабрь 2017 года явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 46, 154, 156, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу закона обязан нести расходы на содержание находящегося у него во владении, пользовании, распоряжении помещения, независимо от отсутствия договорных отношений, участвовать в расходах на содержание общего имущества дома и оплачивать коммунальные услуги.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 4 статьи 227 Кодекса в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 451-ФЗ), действующей с 01.10.2019, не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела, в частности, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует учитывать, что, по общему правилу, порядок судопроизводства определяется в соответствии с федеральным законом, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных актов (часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 3 Кодекса, часть 5 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, требования о взыскании денежных средств по договорным обязательствам казенных учреждений не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства в силу части 4 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, как отмечено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, взыскание с государственных органов денежных средств связано с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку исковое заявление подано 08.09.2020, то есть после вступления в силу Закона N 451-ФЗ (01.10.2019), а производство по настоящему делу возбуждено 09.09.2020, при принятии искового заявления к производству суду первой инстанции надлежало установить возможность/невозможность рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изложенных обстоятельствах суд округа полагает, что судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, поскольку рассмотрение дела в упрощенном порядке напрямую влияет на процессуальные права и законные интересы участвующих в деле лиц, в связи с чем, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить нарушение норм процессуального права - разрешив вопрос о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, рассмотреть спор в надлежащей процедуре с учетом разъяснений пунктов 13, 19 Постановления N 13, касающихся применения статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений и приравненных к ним органов государственной власти в части исполнения исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2020, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение от 23.10.2020) по делу N А71-10643/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить нарушение норм процессуального права - разрешив вопрос о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, рассмотреть спор в надлежащей процедуре с учетом разъяснений пунктов 13, 19 Постановления N 13, касающихся применения статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений и приравненных к ним органов государственной власти в части исполнения исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2021 г. N Ф09-965/21 по делу N А71-10643/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-965/2021
05.10.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13678/20
22.06.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-10643/20
23.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-965/2021
24.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13678/20
23.10.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-10643/20