Екатеринбург |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А71-14994/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Токмаковой А. Н., Кангина А. В.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - общество "Чистый город", общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.10.2021 по делу N А71-14994/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи принял участие представитель общества "Чистый город" - Узлова О.В. (доверенность от 08.12.2020 N 29, диплом).
Общество "Чистый город" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Западно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о признании недействительным предписания от 11.06.2019 N 29-О/2.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Чистый город" просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая на неисполнимость оспариваемого предписания, которое не содержит конкретных указаний относительно совершения необходимых действий; приводит довод о том, что обществом отходы не изолировались и не захоронялись; отмечает, что установление класса опасности отходов осуществлено управлением путем визуального осмотра; указывает также, что общество не вправе осуществлять деятельность по обработке (сортировке) поступающих для размещения отходов производства и потребления ввиду отсутствия соответствующей лицензии на указанные виды деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 29.04.2019 N 103-П, от 15.05.2019 N 119-П, в период с 14.05.2019 по 15.05.2019 и 30.05.2019 по 04.06.2019; от 04.06.2019 N 146-П управлением в отношении общества проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства, о чем составлен акт от 11.06.2019 и 11.06.2019 N 29.
В ходе проверки установлено, что общество "Чистый город" в соответствии с лицензией от 28.12.2018 N 018140/П осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов I-IV классов опасности на полигоне ТБО, расположенном на 31 км Нылгинского тракта; 14.05.2019, 30.05.2019 проведено обследование территории полигона, расположенного по адресу: Завьяловский район, 31 км Нылгинского тракта, земельный участок с кадастровым номером 18:08:01001:98.
В ходе осмотра 30.05.2019 установлено, что на теле полигона обществом "Чистый город" размещены следующие виды отходов (фото N 1,2,3,4,5 фототаблицы к акту осмотра от 30.05.2019): лом алюминиевых банок из - под напитков (код по ФККО 46220005515); отходы упаковочного картона незагрязненные (код по ФККО 40518301605); отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 43411002295); отходы полиэтиленовой тары незагрязненные (код по ФККО 43411004515); шины пневматические автомобильные отработанные (код по ФККО 92111001504).
Управлением составлены акты обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований с фототаблицами от 14.05.2019, от 30.05.2019.
Указанные обстоятельства послужили основанием для постановки вывода об осуществлении обществом "Чистый город" захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, что явилось основанием для выдачи оспариваемого предписания, пунктом 1 которого обществу предписано в срок до 04.06.2020 устранить допущенные нарушения.
Полагая, что предписание управления не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "Чистый город" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ) захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 1 названного закона под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 4); размещение отходов - хранение и захоронение отходов (абзац 5); сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (абзац 17); обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (абзац 19).
Согласно пунктам 30, 80, 91, 92, 86 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р, лом алюминиевых банок из-под напитков, отходы упаковочного картона незагрязненные, шины пневматические автомобильные отработанные, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной являются отходами производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
Судами установлено, что общество "Чистый город" в соответствии с лицензией осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов I-IV классов опасности на полигоне ТБО, расположенном на 31 км Нылгинского тракта.
Обществом "Чистый город" с обществом "Спецавтохозяйство" - Региональным оператором заключен договор от 30.10.2018 N 59-САХ на осуществление захоронения твердых коммунальных отходов. Прием отходов на полигон осуществляется в соответствии с "Инструкцией по приему отходов на полигон общества "Чистый город".
Материалами дела подтверждается, что по месту фактического осуществления деятельности общества "Чистый город": Удмуртская Республика, Завьяловский район, полигон ТБО, 31 км Нылгинского тракта на полигоне размещены следующие виды отходов: лом алюминиевых банок из-под напитков, отходы упаковочного картона незагрязненные, шины пневматические автомобильные отработанные, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной.
Судами также приняты во внимание установленные решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2020 по делу N А71-15486/2019 обстоятельства
Кроме того, действия управления по проведению в отношении общества плановой выездной проверки оспаривались обществом в Арбитражный суд Удмуртской Республики, решением которого действия управления признаны законными. В решении суда установлен перечень нарушений, выявленных в ходе проверки, в том числе указано, что общество "Чистый город" осуществляет захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, что является нарушением пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р.
За размещение (захоронение) отходов, в состав которых входят полезные компоненты, в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. Постановлением от 12.09.2019 Завьяловского районного суда Удмуртской Республики, вступившим в законную силу, общество привлечено к административной ответственности по статьи 8.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного и принимая во внимание положения частей 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу, что общество осуществляло захоронение отходов, входящих в перечень отходов, захоронение которых запрещено распоряжением Правительства от 25.07.2017 N 1589-р
Поскольку доказательств принятия обществом "Чистый город", каких-либо мер по недопущению размещения отходов, в состав которых входят полезные компоненты на полигоне, не представлено, довод о том, что выявленные отходы не являются отходами, образованными в результате деятельности общества, судами обоснованно не принят, поскольку именно на обществе "Чистый город", как организации, которая осуществляет размещение отходов на полигоне и лежит обязанность по совершению необходимых действий, направленных на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191, суды пришли к верному выводу, что оспариваемое предписание содержит конкретное нарушение, которое необходимо устранить, установлен срок исполнения предписания, содержится ссылка на правовое основание выдачи предписания. Конкретные мероприятия, предписание не содержит, поскольку возложение на общество обязанности по устранению выявленных нарушений предполагает возможность самостоятельного выбора им способа исполнения.
Довод о неисполнимости предписания ввиду отсутствия указания на совершение конкретных действий подлежит отклонению, поскольку оспариваемым предписанием констатирован факт нарушения пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, для устранения которого установлен годичный срок, таким образом, из оспариваемого предписания однозначно следует обязанность общества по недопущению впредь выявленного нарушения. Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что конкретный способ устранения нарушения вправе выбрать сам хозяйствующий субъект.
Таким образом, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Все доводы общества повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.10.2021 по делу N А71-14994/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.