Екатеринбург |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А34-16617/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Поротниковой Е. А., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2020 по делу N А34-16617/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области.
В судебном заседании приняла участие представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана Пысина А.А., действующая по доверенности от 29.04.2021.
Общество с ограниченной ответственностью ООО "Жилищно-коммунальная организация Фортуна" (ИНН: 4501158067, ОГРН: 1104501001549; далее - ООО "ЖКО "Фортуна") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана (ИНН: 4501020083; далее - Департамент) о признании недействительным предписания от 27.08.2019 N 241/19.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Административно-техническая инспекция города Кургана" (далее - МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана").
Решением суда от 29.09.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана просит судебные акты отменить, считая ошибочным вывод судов об отсутствии полномочий на выдачу оспоренного предписания.
При рассмотрении спора судами установлено, что должностным лицом Департамента - муниципальным жилищным инспектором - на основании приказа от 31.07.2019 N 583 в порядке муниципального жилищного контроля в отношении ООО "ЖКО "Фортуна" проведена внеплановая выездная проверка по обращению МКУ "Административно-техническая инспекция города Кургана" о нарушении указанной организацией обязательных требований законодательства к содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома по адресу: г. Курган, ул. Школьная, д. 68. В указанном доме в период проверки имелись жилые помещения муниципального жилищного фонда. Согласно приказу подлежали проверке соблюдение ООО "ЖКО Фортуна" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). В результате выявлены вздутие и отслоение штукатурного и окрасочного слоя в местах внутренней отделки стен, потолков в местах общего пользования лестничных клеток подъездов (нарушены пункты 3.2.1, 3.2.8, 3.2.9 Правил N 170); сколы отдельных ступеней на лестничных маршах с 1-го по 5-й этажи подъездов (нарушены пункты 4.8.1., 4.8.4 Правил N 170). Инспектором составлен акт проверки от 27.08.2019 N 554/19. Департаментом ООО "ЖКО "Фортуна" выдано предписание от 27.08.2019 N 241/19 об устранении нарушений законодательства, где предписано в срок до 30.09.2019 восстановить штукатурный и окрасочный слой в отдельных местах внутренней отделки стен, потолков в местах общего пользования лестничных клеток подъездов в соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.8, 3.2.9 Правил N 170; устранить сколы отдельных ступеней на лестничных маршах подъездов в соответствии с пунктами 4.8.1., 4.8.4 Правил N 170 в многоквартирном доме по адресу: г. Курган, ул. Школьная, д. 68. Предписание оспорено ООО "ЖКО "Фортуна" в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования, суды исходили из следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа. Как следует из статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ). Согласно статье 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (часть 1.1). Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1). В отношении лицензиатов органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль (статья 196 ЖК РФ).
Судами установлено, что ООО "ЖКО Фортуна" 06.04.2015 выдана бессрочная лицензия N 014 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Курганской области. Предметом спорной проверки явилось соблюдение ООО "ЖКО Фортуна" обязательных требований к осуществлению лицензируемой деятельности, проверка каких-либо установленных муниципальными нормативными актами требований к содержанию муниципального жилищного фонда не осуществлялась.
Судами полно исследовано содержание Закона Курганской области от 03.10.2012 N 49 "О муниципальном жилищном контроле в Курганской области", решения Курганской городской Думы от 21.05.2014 N 92 "Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории города Кургана", постановления Администрации города Кургана от 18.07.2013 N 5202 в результате установлено, что отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в порядке, предусмотренном ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Департамент не наделён.
Заявителем кассационной жалобы данный вывод судов не опровергнут.
Сами по себе доводы заявителя жалобы о проведении проверки в порядке, предусмотренном ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 N 303-КГ17-13604 также не подтверждает неправильное применение судами норм материального права, так как допустимость проведения муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность на основании лицензии, при соблюдении условий, установленных законодательством, не являлась спорной в настоящем деле.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2020 по делу N А34-16617/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами полно исследовано содержание Закона Курганской области от 03.10.2012 N 49 "О муниципальном жилищном контроле в Курганской области", решения Курганской городской Думы от 21.05.2014 N 92 "Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории города Кургана", постановления Администрации города Кургана от 18.07.2013 N 5202 в результате установлено, что отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в порядке, предусмотренном ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Департамент не наделён.
...
Сами по себе доводы заявителя жалобы о проведении проверки в порядке, предусмотренном ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 N 303-КГ17-13604 также не подтверждает неправильное применение судами норм материального права, так как допустимость проведения муниципального жилищного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность на основании лицензии, при соблюдении условий, установленных законодательством, не являлась спорной в настоящем деле."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2021 г. N Ф09-1988/21 по делу N А34-16617/2019