Екатеринбург |
|
14 мая 2021 г. |
Дело N А60-20189/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения культуры "Дом культуры "Новоуральский" (далее - учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2020 по делу N А60-20189/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
В судебном онлайн-заседании приняли участие представители:
Счетной палаты Свердловской области (далее - счетная палата) - Васильева Ю.А. (доверенность от 01.12.2020, диплом);
учреждения - Шишкин А.В. (доверенность от 12.05.2021, диплом).
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением к счетной палате с требованием (с учетом уточнения исковых требований принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ):
1. признать незаконным предписание счетной палаты от 07.02.2020 N 01-09/100 в части возложения на учреждение обязанности по возврату в областной бюджет 404 341 руб. 86 коп до 04.06.2020, основанное на выводе, содержащемся в акте от 21.01.2020 N 02-1.16-19-25/29 о том, что "применение учреждением незаконного и необоснованного коэффициента 1,003817638 привело к незаконному расходованию средств иного межбюджетного трансферта в сумме 404 341 руб. 86 коп.".
2. признать незаконным предписание счетной палаты от 07.02.2020 N 01-09/100 в части возложения на учреждение обязанности по возврату в областной бюджет 71 736 руб. 28 коп. до 04.06.2020, основанное на выводе, содержащемся в акте от 21.01.2020 N 02-1.16-19-25/29 о том, что учреждением не по целевому назначению использованы 71 736 руб. 28 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что содержащийся в акте проверки и предписании счетной палаты вывод о том, что "применение незаконного и необоснованного коэффициента привело к незаконному расходованию средств иного межбюджетного трансферта" не основан на положениях и требованиях закона.
Кроме того, в отношении не целевого использования бюджетных средств заявитель указывает, что целевое назначение было определено как "капитальный и текущий ремонт зданий"; учреждение не было уведомлено, что средства межбюджетного трансферта предназначались только для капитального ремонта объектов социальной сферы; отнесение спорных работ к текущему или капитальному ремонту не противоречит заключенному Соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу счетная палата просит оставить кассационную жалобу учреждения без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы счетной палаты на 2019 год в отношении учреждения было проведено контрольное мероприятие "Проверка использования в Новоуральском городском округе субсидии, иных межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2016-2018 годах на социально-экономическое и инфраструктурное развитие муниципальных образований в соответствии с соглашением, заключенным с государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", по результатам которого составлен акт от 21.01.2020 N 02-1.16-19-25/29, вынесено предписание от 07.02.2020 об обеспечении возврата в областной бюджет средств иного межбюджетного трансферта в общей сумме 476 078 руб. 14 коп., использованных незаконно (404 341 руб. 86 коп.) и не по целевому назначению (71 736 руб. 28 коп.).
Не согласившись с указанным предписанием, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав выводы о законности оспариваемого предписания, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанций решение суда оставил в силе.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Как верно указано судами со ссылкой на положения Закона Свердловской области от 12.07.2011 N 62-ОЗ "О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Закон N 62-ОЗ), Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 2 Устава учреждения, утвержденного Постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 10.03.2016 N 422-а, заявитель является автономным учреждением, в связи с чем процедура закупок товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона N 223-ФЗ) (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться, в том числе принятыми ими правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Решением наблюдательного совета учреждения (протокол от 31.03.2017 N 3) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Учреждения (далее - Положение о закупке).
Таким образом, во исполнение статьи 2 Закона N 223-ФЗ, Положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 18 статьи 3.2. Закона N 223-ФЗ под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.
Также подпунктом 1 пункта 10.1 Положения о закупке определено, что договор с победителем закупки заключается Заказчиком в следующем порядке: в проект договора, который прилагается к извещению о проведении закупки, включаются условия исполнения договора, предложенные победителем закупки (единственным участником) в заявке на участие в закупке и цена, предложенная победителем закупки (единственным участником).
Таким образом, возможность изменения сметной документации не предусмотрена.
Кроме того, статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
На основании части 6 статьи 3 Закона 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Материалами дела подтверждено, что в целях реализации соглашения о сотрудничестве между Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Правительством Свердловской области от 23.08.2011 N 1/1767-Д дополнительными соглашениями от 28.12.2015 N 1/1767-Д1, от 27.02.2017 N 6 бюджету Новоуральского городского округа предоставлены средства иного межбюджетного трансферта, как округу, на территории которого расположены организации, осуществляющие деятельность в сфере использования атомной энергии, на социально-экономическое и инфраструктурное развитие, для реализации Перечня мероприятий на 2017 год по Новоуральскому городскому округу.
Отделом культуры Администрации Новоуральского городского округа (далее - отдел культуры) с учреждением заключено соглашение о порядке и условиях предоставления бюджетным и автономным учреждениям Новоуральского городского округа субсидии на иные цели от 08.11.2017 N 75 (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 06.12.2017 N 1) (далее - Соглашение N 75) на проведение капитального и текущего ремонта здании, иных объектов недвижимого имущества, в 2017 году средства иного межбюджетного трансферта перечислены в рамках субсидии на иные цели в сумме 6 726 500 руб.
В 2017 году средства иного межбюджетного трансферта учреждением были использованы не в полном объеме и возвращены в отдел культуры в размере 6 041 500 руб. (отчет об использовании субсидии за 2017 год).
В 2018 году остаток субсидии на иные цели в размере 6 041 500 руб. возвращен отделом культуры учреждению на основании постановления Администрации от 22.01.2018 N 65-а "О направлении в 2018 году остатков субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Отделу культуры Администрации Новоуральского городского округа".
В ходе проведения проверочных мероприятий заинтересованным лицом установлено, что учреждение, руководствуясь нормами Закона N 223-ФЗ, Положения о закупке в рамках исполнения Соглашения от 08.11.2017 N 75, в 2017 году объявило электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту помещении здания Учреждения с приобретением мебели (извещение N 31705707734).
Начальная (максимальная) цена договора по указанным закупкам сформирована без применения иных коэффициентов (норм).
На основании изложенного, договор по результатам закупки заключается и в дальнейшем исполняется на условиях, указанных в извещении и документации о проведении закупки, по цене, предложенной победителем закупки вне зависимости от применяемой победителем системы налогообложения.
Из материалов дела следует, что по итогам электронного аукциона учреждением был заключен договор от 11.12.2017 N 420 с обществом с ограниченной ответственностью "Энергосервис" на выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания учреждения с приобретением мебели. Согласно пункту 2 соглашения от 10.05.2018 о расторжении договора и справке о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 10.05.2018 N 1 фактически выполнены и приняты работы на сумму 2 252 974 руб. 02 коп.
Понижающий коэффициент по итогам аукциона составил 0,823662214.
В локальных сметных расчетах на выполнение работ, являющихся приложением к договору, применен коэффициент, не предусмотренный документацией или результатами аукциона - 1,003817638.
Аналогичная ситуация с применением "коэффициента 1,003817638" сложилась при оформлении актов о приемке выполненных работ формы КС-2.
Таким образом, к стоимости строительно-монтажных работ в локальных сметных расчетах и актах по форме КС-2 фактически применен коэффициент, не предусмотренный документацией.
При таких обстоятельствах, вывод счетной палаты о том, что применение "коэффициента 1,003817638" привело к незаконному расходованию средств иного межбюджетного трансферта в сумме 404 341 руб. 86 коп. подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных учреждением требований.
Относительно обжалуемого пункта предписания счетной палаты о возврате в областной бюджет использованных не по целевому назначению 71 736 руб. 28 коп. до 04.06.2020 и обеспечению устранения бюджетного нарушения путем возврата в доход бюджета Свердловской области данной суммы, судами установлено следующее.
Частью 14.2 статьи 1 ГрК РФ определено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Согласно пункту 3.8 МДС 81-35.2004 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Согласно части 8 статьи 55.24 ГрК РФ текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Пунктом 3.8 МДС 81-35.2004 определено, что предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Согласно пункту 4.1. ВСН 58-88 (р) "Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденные Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН 58-88 (р)), текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). В приложении N 7 ВСН 58-88 (р) приведен перечень видов работ по текущему ремонту, в том числе: замена отдельных участков покрытия полов, заделка выбоин, трещин в цементных, бетонных, асфальтовых полах и основаниях под полы.
Как следует из материалов дела, учреждением в 2018 году был заключен договор подряда от 13.09.2018 N 37 с обществом с ограниченной ответственностью "Ресурс" на работы по "капитальному ремонту полов помещения N 17 (холл) здания учреждения" (работы по заделке выбоин в мозаичных полах и полировке мраморных покрытий).
Пунктом 6 Перечня мероприятий на 2017 год по Новоуральскому городскому округу определено целевое назначение предоставления иного межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету Новоуральского городского округа за счет средств областного бюджета, - "Капитальный ремонт объектов социальной сферы".
Согласно уточненной расшифровке субсидий на проведение капитального и текущего ремонта зданий, иных объектов недвижимого имущества, согласованной отделом культуры, и пояснительной записке N 2 к сведениям об операциях с целевыми субсидиями муниципальному учреждению в 2018 году от 23.10.2018 N 78, учреждению предоставлена субсидия, в том числе, на выполнение работ по "капитальному ремонту полов помещения N 17 (холл)" в сумме 71 736 руб. 28 коп по коду видов расходов "243 Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, установив, что работы по заделке выбоин в мозаичных полах и полировке мраморных покрытий в холле здания учреждения относятся не к капитальному, а к текущему ремонту, суды пришли к верному выводу о том, что направление бюджетных средств и оплата учреждением денежных обязательств в рамках договора от 13.09.2018 N 37 на сумму 71 736 руб. 28 коп. не соответствуют коду видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", по которому учреждению отделом культуры предоставлена субсидия на иные цели за счет средств иного межбюджетного трансферта, а также не соответствуют мероприятию "Капитальный ремонт объектов социальной сферы" Перечня на 2017 год по Новоуральскому городскому округу, что согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание счетной палаты является законным и обоснованным.
Основания для переоценки вывода судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ отсутствуют.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу частью 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2020 по делу N А60-20189/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального автономного учреждения культуры "Дом культуры "Новоуральский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.