Екатеринбург |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А60-34421/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Токмаковой А.Н., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее также - Управление) и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее также - Отделение) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу N А60-34421/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления - Захарова Т.Н. (доверенность от 13.08.2020), Забалуева С.В. (доверенность от 13.08.2020), Олейникова Е.А. (доверенность от 22.12.2020),
Отделения - Юренина О.Ю. (доверенность от 29.01.2019).
общества с ограниченной ответственностью "СТМ-Сервис" далее - заявитель, общество, ООО "СТМ-Сервис", организация) - Шушанов О.П. (доверенность от 01.01.2021),
ООО "СТМ-Сервис" обратилось в арбитражный суд (с учетом уточнения принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее также - АПК РФ) с требованием:
- признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 15.05.2020 N 075С03170001628 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
- признать недействительным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области от 22.05.2020 N 690 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2016 г. в сумме 3 519 318,63 руб., принятое по заявлению ООО "СТМ-Сервис" от 29.01.2020.
- обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СТМ-Сервис" и принять решение о возврате ООО "СТМ-Сервис" сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее также - ОМС) за 2016 г. на сумму 3 519 318,63 руб., направить принятое решение в Межрайонную ИФНС России N 31 по Свердловской области для исполнения в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее -Федеральный закон N 250-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2020 (судья Ремезова Н.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Васильева Е.В.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 15.05.2020 N 075С03170001628 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Признано недействительным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области от 22.05.2020 N 690 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2016 г. в сумме 3 519 318,63 руб., принятое по заявлению ООО "СТМ-Сервис" от 29.01.2020
Суд обязал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и принять решение о возврате ООО "СТМ-Сервис" сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 г. на сумму 3 519 318,63 руб., направить принятое решение в Межрайонную ИФНС России N 31 по Свердловской области для исполнения в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ.
В кассационных жалобах Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Екатеринбурга Свердловской области и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области просят постановление от 12.02.2021 отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывают, что законодательно установлено одновременное начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее также - ОПС) и на ОМС с единой базы для начисления страховых взносов, разграничен только размер тарифа, в то время как в корректирующем расчете по форме РСВ-1 корр. (011) за 2016 год страхователем уменьшены суммы выплат только по ОМС, сумма выплат по ОПС не изменена (строка 200 и строка 210), что противоречит нормам Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ, Закон о страховых взносах).
Указывают, что база для начисления страховых взносов может уменьшиться только за счет необлагаемой базы, суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов и суммы выплат, превышающих предельную величину базы.
Выплаты осуществлялись организацией своим работникам в рамках трудовых отношений и установлена зависимость предоставления гарантий и льгот от выполнения должностных обязанностей, соблюдения трудовой и производственной дисциплины, наличия дисциплинарных взысканий, размер поощрений зависят от стажа работы в организации. Следовательно, все эти выплаты организация обязана отразить в строках 200 и 210 расчета РСВ-1 за 2016 г. в соответствии с утвержденным Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п Порядком заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Представленные заявителем в материалы дела на бумажном носителе многочисленные списки выплат в пользу физических лиц без указания СНИЛС, принадлежность которых к расчетам по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) определить невозможно.
Неверное заполнение формы отчета не может являться основанием правильного исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, а также подтверждением факта и размера излишне уплаченных страховых взносов. По результатам камеральной проверки деятельности ООО "СТМ-Сервис" за 2016 год Управлением факт переплаты или излишней уплаты (взыскания) страховых взносов не установлен.
Поскольку информация заявителем в расчете РСВ отражена некорректно, основания для корректировки базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование, рассчитанной в соответствии со ст. 8 Закона N 212-ФЗ, отсутствуют.
Указывают на наличие оснований для привлечения общества к ответственности за непредставление уточненного расчета РСВ-1 на основании ст. 48 Закона N 212-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "СТМ-Сервис" просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, ссылаясь на его законность.
Как следует из материалов дела, в связи с представлением 23.01.2020 ООО "СМТ-Сервис" корректирующего отчета РСВ-1 за 2016 г. (N 011) Управлением согласно ст. 34, 35 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017 и на основании ст. 20 Федерального закона N 250-ФЗ проведена камеральная проверка, в ходе которой выявлены несоответствия в суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ в отчете по форме РСВ-1 корр. (011) за год 2016 (строка 200 и строка 210).
По результатам проверки Управлением принято решение от 15.05.2020 N 075С03170001628 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, на основании которого факт переплаты страховых взносов не был установлен.
Поскольку по результатам проверки деятельности ООО "СТМ-Сервис" за 2016 год Управлением факт переплаты или излишней уплаты (взыскания) страховых взносов не установлен, Отделением принято решение от 22.05.2020 N 690 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Заявитель, не согласившись с решением, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Коллегия апелляционного суда, отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя требования общества, правомерно исходила из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу статьи 20 действующего Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 21 данного Закона решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В случае если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения соответствующим органом камеральной проверки указанного расчета (пункт 2 статьи 21).
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (пункт 4 статьи 21).
Как следует из материалов дела, рассматриваемые суммы излишне уплаченных страховых взносов возникли в связи с предоставлением плательщиком страховых взносов уточненного расчета за 2016 год и уменьшением базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в связи с исключением из объекта обложения страховыми взносами на ОМС компенсационных выплат, единовременных поощрений, доплат, материальной помощи, предусмотренных разделом 8 "Дополнительные социальные гарантии" Коллективного договора общества, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В результате указанной корректировки у Общества возникла переплата по страховым взносам на ОМС за 2016 год в размере 3 519 318,63 руб. В связи с чем, Общество 29.01.2020 обратилось в Управление с заявлением о возврате образовавшейся переплаты.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Управлением 18.01.2018 на основании ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ ранее проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были проверены первичные документы за период с 2014 г. по 2016 г. включительно. Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, и суммы страховых взносов соответствовали отчетам по форме РСВ-1 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС" организации по состоянию на 18.01.2018.
Выездной проверкой установлено, что организация применяет основной тариф налогообложения правомерно.
Начисление страховых взносов производится от сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за минусом сумм, не подлежащих обложению, как на обязательное пенсионное страхование, так и на обязательное медицинское страхование, в соответствии с п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по следующим тарифам:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации:
22.0 процента в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
10.0 процента свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
2) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5.1 процента.
Таким образом, законодательно установлено одновременное начисление страховых взносов на ОПС и на ОМС, разграничен только размер тарифа.
Заявителем в корректирующем отчете по форме РСВ-1 за 2016 год (N 011), представленном Обществом 23.01.2020 уменьшены суммы выплат только по обязательному медицинскому страхованию, сумма выплат по обязательному пенсионному страхованию не изменена.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за непредставление корректирующего расчета по форме РСВ-1 за 2016 год и для отказа в возврате соответствующих сумм уплаченных страховых взносов.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 1 статьи 7 Закона о страховых взносах определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о страховых взносах база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 названного Закона, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 3 статьи 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 настоящего Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Апелляционным судом установлено, что социально-трудовые отношения, перечень и порядок предоставления работникам социальных гарантий и выплат регулировались в Обществе в 2016 г. Коллективным договором ООО "СТМ-Сервис" на 2014-2016 годы, Положением о социальных гарантиях и выплатах персонала ООО "СТМ-Сервис", утвержденным приказом генерального директора от 25.06.2014 N 222п и другими локальными нормативными актами Общества.
Согласно разделу 8 "Дополнительные социальные гарантии" Коллективного договора Общества все социальные гарантии и выплаты в Обществе разделены на 7 групп.
В 2016 г. Общество на основании раздела 8 Коллективного договора Общества и Положения о социальных гарантиях осуществляло следующие выплаты:
1) Компенсации стоимости санаторно-курортных путевок на оздоровление;
2) Компенсации затрат на пребывание детей в школах-интернатах;
3) Компенсации расходов на оплату проезда железнодорожным транспортом;
4) Единовременного поощрение при увольнении в связи с выходом на пенсию впервые;
5) Оплаты дополнительных дней отпуска (в случае смерти членов семьи, рождения ребенка, регистрации брака);
6) Дополнительного ежемесячное пособие работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет;
7) Доплаты к пособию по беременности и родам;
8) Компенсации затрат на аренду жилья;
9) Компенсации работникам, выполняющим работы вахтовым методом;
10) Материальной помощи неработающим пенсионерам.
Предоставление выплат социального характера, не связанных с оплатой труда работников, не является обязанностью Общества, а производится только при условии наличия у Общества достаточных средств в соответствующих разделах бюджета и с учетом финансово-экономического положения предприятия.
Проанализировав природу указанных выплат, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками Общества своих трудовых обязанностей, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждение за труд), в связи с чем, правомерно исключены ООО "СТМ-Сервис" из базы для начисления страховых взносов.
Данные выводы суда соответствуют правовым позициям, выраженным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, от 03.12.2013 N 10905/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 303-КГ17-6952, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2018 N 309-КГ18-5970.
При этом обоснованность своих требований Общество подтвердило представленными фонду документами: коллективным договором на 2014-2016 годы, Положением о социальных гарантиях и выплатах персонала Общества, сопроводительным письмом с обоснованием правомерности не обложения страховыми взносами выплат социального характера, расшифровкой сумм излишне уплаченных страховых взносов, группировкой начисленных взносов по каждому застрахованному лицу помесячно.
Таким образом, спорные выплаты подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
Общество правомерно представило корректирующий расчет РСВ-1 ПФР за 2016 г. (N 011), в котором отразило исключение указанных выплат из объекта обложения, соответствующее уменьшение базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 г. на 69 006 247,67 руб. и суммы начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 г. на 3 519 318,63 руб.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия правомерно сочла обоснованными доводы Заявителя о наличии у него излишне уплаченных страховых взносов, которые подлежат возврату.
Апелляционным судом также принято во внимание, что ни в акте, ни в решении по камеральной проверке Управление не оспаривает правомерность уменьшения Обществом суммы начисленных страховых взносов на ОМС за 2016 г. путем ее уменьшения на суммы социальных выплат, отраженных в строке 210 корректирующего Расчета РСВ-1 (N 011).
Согласно пунктам 9.3 и 9.13. Порядка заполнения формы расчета РСВ-1 ПФР, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п, по строке 200 РСВ-1 ПФР указываются суммы выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, а по строке 210 РСВ-1 ПФР - суммы выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами на обязательное медицинское страхование.
Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрена обязанность страхователя при представлении корректирующего расчета РСВ-1 ПФР с уменьшением объекта обложения и базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование одновременно уменьшать объект обложения и базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, равно как разделом IV "Заполнение раздела 2 "Расчет страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу" Расчета" Порядка заполнения формы расчета РСВ-1 ПФР, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п, не предусмотрено обязательное равенство строк 200 и 210 РСВ-1 ПФР.
Суд апелляционной инстанции также учел, что в соответствии с ранее действовавшим п. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Аналогичная норма установлена с 01.01.2017 пунктом 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 N 32-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Закона N 250-ФЗ, части 2 статьи 26 Закона N 212-ФЗ и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой данные законоположения в их взаимосвязи в системе действующего правового регулирования ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по ОПС, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.
Данная позиция также легла в основу определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 307-КГ18-21424 по делу N А56-67008/17.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции, обоснованно констатировал закономерность действий Заявителя по отражению суммы страховых взносов на ОМС за 2016 г. не путем увеличения суммы, не подлежащей обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 9 Закона N 212-ФЗ, отраженной в строке 211, а путем уменьшения суммы, являющейся объектом обложения страховыми взносами, отраженной в строке 210 корректирующего Расчета.
В противном случае пенсионному фонду надлежало установить и учесть обстоятельства, изложенные в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2019 N 307-КГ18-21424 по делу N А56-67008/2017.
Суд также отметил, что непредставление корректирующего Расчета РСВ-1 за 2016 г. (N 012) по требованию Управления, равно как расхождение показателей по строкам 200 и 210 РСВ-1 на которое указывал Пенсионный фонд, не препятствовало последнему установить наличие или отсутствие переплаты по страховым взносам на ОМС за 2016 г., так как оно не оказало никакого влияния на заявленную Обществом к возврату сумму переплаты по страховым взносам на ОМС за 2016 г.
При этом, в случае уменьшения Обществом в корректирующем Расчете РСВ-1 за 2016 г. не только суммы выплат по ОМС, отраженной по строке 210, но и суммы выплат по ОПС, отраженной по строке 200, как того требовало Управление, то заявленная в рамках настоящего дела сумма переплаты по страховым взносам на ОМС за 2016 г. не изменилась и осталась в размере 3 519 318,63 руб.
Апелляционная коллегия пришла к обоснованному выводу, что спорная переплата существует объективно, образовалась в результате излишней уплаты Обществом страховых взносов на ОМС за 2016 г., и не зависит от того, в какой части Общество скорректировало суммы начисленных страховых взносов за 2016 г.
С учетом изложенного, суд установил право Общества на возврат данной переплаты, гарантированное статьями 26 и 28 Закона N 212-ФЗ и статьей 21 Закона N 250-ФЗ, и оно не может быть ограничено по причине того, что Пенсионный фонд не согласен со способом корректировки Обществом своих обязательств.
Из материалов дела также следует, что Управлением в адрес общества направлено Требование от 28.01.2020 N 075С06200000001 в котором указано, что "плательщику страховых взносов в течение 5 дней со дня вручения настоящего требования представить необходимые пояснения к расчету, на основе которого проводилась камеральная проверка, либо внести соответствующие исправления в расчет", при этом так же указано на необходимость представить корр. РСВ-1 за 2016/4 в котором строка 200 должна быть равна строке 210.
Непредставление обществом корректирующего расчета РСВ-1 по требованию пенсионного фонда послужило основанием для привлечения Общества к ответственности предусмотренной статьей 48 Федерального закона N 212-ФЗ "Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов".
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ если выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющимся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 48 Закона N 212-ФЗ).
Как верно указано судом, привлечение Общества к ответственности за непредставление исправленного (корректного) расчета основано на неверном толковании фондом вышеуказанных положений Закона N 212-ФЗ.
Часть 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ не обязывает страхователя вносить изменения в свою отчетность (представлять соответствующие уточненные расчеты РСВ-1), если он считает представленный им расчет верным.
Данная норма предоставляет страхователю возможность исправить ошибки, которые допущены случайно и с которыми он согласен. Если же страхователь не согласен с мнением фонда о наличии в отчетности ошибок, он не обязан исправлять эту отчетность, но будет нести риски, связанные с возможностью привлечения его к ответственности. Фонд в последнем случае производит доначисление страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов по итогам проверки.
Статья 48 предусматривает ответственность за непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, которые имеются у страхователя (или должны быть в силу закона).
Более того, суд апелляционной инстанции отметил, что 29.01.2020, в ответ на требование, для подтверждения суммы переплаты Общество направило в Управление расшифровку сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2016 г. с разбивкой по месяцам и по видам выплат.
Однако в акте камеральной проверки от 30.03.2020 N 075С03 170001628 и в решении от 15.05.2020 N 075С03170001628 отсутствует оценка Управления представленных Обществом пояснений, также отсутствует упоминание о том, что в ответ на Требование от 28.01.2020 N 075С06200000001 Обществом были своевременно представлены необходимые пояснения.
Таким образом, судебная коллегия апелляционного суда обоснованно сочла, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение отменила на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт основан на нормах материального права, а содержащиеся в нем выводы подтверждаются установленными по делу фактическим обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу N А60-34421/2020 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Екатеринбурга Свердловской области и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ если выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющимся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 48 Закона N 212-ФЗ).
Как верно указано судом, привлечение Общества к ответственности за непредставление исправленного (корректного) расчета основано на неверном толковании фондом вышеуказанных положений Закона N 212-ФЗ.
Часть 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ не обязывает страхователя вносить изменения в свою отчетность (представлять соответствующие уточненные расчеты РСВ-1), если он считает представленный им расчет верным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2021 г. N Ф09-2026/21 по делу N А60-34421/2020