Екатеринбург |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А71-9575/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство сельского хозяйства и продовольствия) и Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - Министерство финансов) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.12.2020 по делу N А71-9575/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз им. Ленина" (далее - СПК "Колхоз им. Ленина") - Терентьева Ю.В. (доверенность от 23.07.2020 N 5) (посредством онлайн-заседания).
СПК "Колхоз им. Ленина" обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов о взыскании убытков сумме 2 725 779 руб. (с учетом объединения дел N А71-9575/2019 и N А71-8520/2020 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в одно производство для совместного рассмотрения, исключения Министерства финансов из числа ответчиков и ходатайства истца об уточнении требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
В порядке статьи 51 АПК РФ по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Удмуртская Республика в лице Министерства финансов.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.12.2020 исковые требования удовлетворены. С Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия за счет казны Удмуртской Республики в пользу СПК "Колхоз им. Ленина" взысканы денежные средства в размере 2 725 779 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель утверждает, что исполнение обязательств по предоставлению субсидий в соответствии с исполнение обязательств по предоставлению субсидий в 2018 году в рамках Постановления Правительства Удмуртской Республики N 120 ограничено соответствующим финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на 2018 год. Указанные обязательства по предоставлению субсидий в 2019 году исполнены аналогичным способом. Отмечает, что субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из бюджета. Предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства. Вместе с тем апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 Постановление N 120 (в редакции Постановления N 291) недействующим, незаконным не признано, установлено, что обратная сила нормам, изложенным в редакции Постановления N 291, не придана, отсутствует свидетельство о распространении их действия на правоотношения, имевшие место до вступления в силу Постановления N 291. Кроме того, при вынесении указанного судебного акта не рассматривалась правовая позиция, возникшая при подаче сельскохозяйственными товаропроизводителями заявок на предоставление субсидий на приобретение техники и оборудования в 2018 году.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства и продовольствия просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
По мнению заявителя, принятие постановления Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 само по себе не порождает у публично-правового образования в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия обязанности по перечислению субъекту предпринимательской деятельности средств субсидии. Для этого необходимо совершение волевых действий со стороны истца (подача заявки, подписание договора о предоставлении субсидии), которые как подтверждено материалами дела, имели место в 2019 году, то есть после вступления в законную силу и действия Положения о предоставлении субсидии в редакции от 16.07.2018, согласно которому был определен период взимаемый затрат (отчетный финансовый год - 2018 и соответствующий перечень техники). Министерство сельского хозяйства и продовольствия считает необоснованным вывод судов о том, что невыплаченные СПК "Колхоз им. Ленина" субсидии представляют собой убытки истца. Заявитель указывает, что в предоставлении субсидии СПК "Колхоз им. Ленина" отказано правомерно в связи с несоблюдением условий предоставления субсидии. Министерство сельского хозяйства и продовольствия также полагает, что в основу решения по делу суды положили лишь субъективные ожидания истца о получении и размере государственной поддержки, что противоречит смыслу Положения о предоставлении субсидии, по которому определяющим фактором является вовсе не приобретение техники или оборудования, а дата обращения истца в Министерство с заявкой. Кроме того, заявитель ссылается на противоречие выводов судов принципам действия бюджетного законодательства во времени.
В отзыве на кассационную жалобу СПК "Колхоз им. Ленина" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа), а также в рамках возложенных полномочий, Министерство сельского хозяйства и продовольствия как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики".
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 522, на Министерство финансов Удмуртской возложены полномочия по утверждению и доведению предельных объемом бюджетных ассигнований главным распорядителям средств бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Законом Удмуртской Республики от 26.12.2017 N 76-РЗ "О бюджете УР на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", принятым Государственным Советом УР 13.12.2017 N 85-VI (далее - Закон о бюджете УР), были утверждены бюджетные ассигнования на выплату субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования, в размере 191 000 000 руб., а также в соответствии с действующим законодательством, указанные объемы финансирования были доведены до Министерства сельского хозяйства и продовольствия в установленные сроки.
Утвержденные Законом о бюджете УР бюджетные ассигнования, подлежали выплате сельхозтоваропроизводителям, соответствовавшим категориям и критериям отбора получателей субсидий, определенным Положением о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения (здесь и далее, если не указано иное, - в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 N 185) оно определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе (подпункт 1) на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года (далее - субсидия на технику).
В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 Министерством сельского хозяйства и продовольствия проводился прием документов на предоставление субсидии в период с 23.07.2018 по 31.08.2018.
Исходя из указанных условий предоставления субсидии и рассчитывая на ее получение, СПК "Колхоз им. Ленина" по договору от 01.02.2017 N 147-П/СХТ-13 приобрел сельскохозяйственную технику (полуприцеп тракторный самосвальный ПТС-12 (2 ед.) и глубокорыхлитель КАМА ТГР 55.7-300) общей стоимостью 2 868 000 руб. 00 коп., что подтверждается актом приема-передачи товара от 15.05.2017, товарной накладной N 0009908 от 15.05.2017, актом о приеме-передачи объектов основных средств от 15.05.2017 N 66, актом о приеме-передачи объектов основных средств от 15.05.2017 N 67.
Оплата техники произведена истцом в полном объеме по платежным поручениям от 30.03.2017 N 26, от 22.05.2017 N 79.
Согласно паспортам самоходных машин и других видов техники серии RU СВ N 010685 и RU СВ N 010637 производителем указанной техники является акционерное общество "МордовАгроМаш", год производства - 2017. В паспорте имеется отметка, что указанная техника принадлежит в СПК "Колхоз им. Ленина" 25.05.2017.
По договору от 25.04.2017 N 620-П/СХТ-13 СПК "Колхоз им. Ленина" приобрел сельскохозяйственную технику (полуприцеп тракторный самосвальный ПТС-12 (1 ед.) стоимостью 910 000 руб. 00 коп., что подтверждается актом приема-передачи товара от 15.05.2017, товарной накладной от 15.05.2017 N 0009913, актом о приеме-передачи объектов основных средств от 15.05.2017 N 68.
Оплата техники произведена СПК "Колхоз им. Ленина" в полном объеме по платежному поручению от 22.05.2017 N 79.
Согласно паспорту самоходных машин и других видов техники серии RU СВ N 010638 производителем техники является акционерное общество "МордовАгроМаш", год производства - 2017. В паспорте имеется отметка, что указанная техника принадлежит в СПК "Колхоз им. Ленина" 25.05.2017.
Кроме того, по договору от 16.10.2017 N 173Б РС/Б-13 СПК "Колхоз им. Ленина" приобрел сельскохозяйственную технику (Зерносушилка конвейерного типа МИГ-24 (1 ед.)) стоимостью 7 500 000 руб. 00 коп., что подтверждается актом о приеме-передачи здания (сооружения) от 07.07.2018 N 1, товарной накладной от 22.03.2018 N 4.
Оплата техники произведена СПК "Колхоз им. Ленина" в полном объеме по платежным поручениям от 25.10.2017 N 447, от 10.11.2017 N 494, от 15.11.2017 N 503, от 15.12.2017 N 808, от 29.03.2018 N 168, от 09.07.2018 N 471.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, вступившим в законную силу 16.07.2018 и опубликованным на официальном сайте Правительства УР 18.07.2018, внесены изменения в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса", в пункты 6 - 12 Положения (Положение в редакции от 16.07.2018).
СПК "Колхоз им. Ленина", являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики и считая, что приобретенная им сельскохозяйственная техника подходит под условия предоставления субсидии, обратился 29.04.2019 в Министерство сельского хозяйства и продовольствия с заявкой о предоставления субсидии.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия, рассмотрев заявку СПК "Колхоз им. Ленина", приняло решение об отказе в предоставлении ему субсидии, о чем указало в письме от 07.05.2019 N 01923-03/2.
Кроме того, СПК "Колхоз им. Ленина" обратился 30.05.2019 в Министерство сельского хозяйства и продовольствия с заявкой о предоставления субсидии.
На момент обращения СПК "Колхоз им. Ленина" с данными заявками Положение о субсидии действовало в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018N 291, подпунктом 1 пункта 6 которого предусмотрено, что субсидия на технику предоставляется заявителю, если:
договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года;
техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
В соответствии с пунктом 26 Положения в редакции от 16.07.2018 основанием для отказа в предоставлении субсидии является в том числе несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии.
Ссылаясь на наличие убытков в виде непредоставленной субсидии, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16 ГК РФ).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с государственной программой Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 N 102, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 утверждено Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидии (в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 N 185) указанное Положение определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 4 Положения субсидии на технику предоставляются на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются, в частности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется, если техника и (или) оборудование на момент их приобретения не были в употреблении (эксплуатации), а с момента их производства (выпуска) и до даты приобретения прошло более трех лет.
В соответствии с пунктом 10 Положения субсидия предоставляется тракторы сельскохозяйственные мощностью от 150 лошадиных сил и выше.
На основании пункта 13 Положения субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 настоящего Положения (в частности, на тракторы сельскохозяйственные мощностью двигателя более 300 лошадиных сил в размере не более 2 500 000 руб.).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 внесены изменения в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса".
Согласно пункту 6 Положения (в редакции от 16.07.2018) субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года; техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
В соответствии с пунктом 26 Положения (в редакции от 16.07.2018) основанием для отказа в предоставлении субсидии является в том числе несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии.
На момент обращения истца с заявками о получении субсидии (29.04.2019 и 30.05.2019) действовало Положение в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило нарушение подпункта 1 пункта 6 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, согласно которому субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи техники заключены, а приобретенная техника оплачена в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
Ранее действовавшая редакция Положения о субсидии предусматривала, что субсидия предоставляется на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
СПК "Колхоз им. Ленина", являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики, 29.04.2019 и 30.05.2019 обратился за предоставлением субсидии на возмещение части затрат на приобретенную в 2017 году сельскохозяйственную технику.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией Положения истец имел возможность получить субсидию на технику, приобретенную до 15.04.2019, приобретенную в 2018 году (отчетном финансовому году), приобретенную в 2017 году (в году, предшествующему отчетному финансовому году).
Приобретая в мае 2017 года сельскохозяйственную технику, СПК "Колхоз им. Ленина" исходил именно из этого порядка предоставления субсидии.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, которое изменило порядок предоставления субсидии, в том числе исключив возможность получения субсидии на технику, приобретенную в году, предшествующему отчетному финансовому году, и исключило возможность получения субсидии на технику, приобретенную истцом, было опубликовано на сайте www.udmurt.ru 18.07.2018.
В результате СПК "Колхоз им. Ленина" оказался лишенным права на получение субсидии, на которую он мог обоснованно рассчитывать, приобретая и оплачивая сельскохозяйственную технику в мае 2017 года.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 16.10.2018 по делу N 3а-176/2018 пункты 6, 8, 9 Положение о субсидии в редакции от 16.07.2018 признаны соответствующими требованиям закона.
Однако, оставляя решение Верховного Суда Удмуртской Республики без изменения, Верховный Суд Российской Федерации со ссылкой на часть 3 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части своего определения от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 указал, что истолкование органами исполнительной власти Удмуртской Республики на практике пунктов 6, 8 и 9 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, в результате которого приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия Постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени.
Между тем Конституция Российской Федерации содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (которыми в том числе являются и юридические лица).
В соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На основании изложенного, исходя из общих правил о действии закона во времени, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, в связи с чем признали неправомерным отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия в предоставлении субсидии СПК "Колхоз им. Ленина".
При этом судами также принято во внимание, что Удмуртским УФАС России выдано предупреждение, согласно которому Правительству Удмуртской Республики предложено внести изменения в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса", исключив пункты, содержание которых приводит к созданию дискриминационных условий, а также осуществить действия, направленные на восстановление прав сельхозтоваропроизводителей, которым было отказано в получении субсидии на основании таких пунктов названного Положения. Предупреждение признано законным (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2020 по делу N А71-20476/2018).
Установив, что материалами дела подтверждены факт несения истцом убытков, их размер, а также причинно-следственная связь между убытками истца и неправомерными действиями ответчика, суды, проверив расчет убытков истца и признав его верным, правомерно взыскали с Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия за счет казны Удмуртской Республики в пользу СПК "Колхоз им. Ленина" денежные средства в размере 2 725 779 руб.
Доводы Министерства финансов о том, что предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку предоставление субсидии в соответствии с принятым нормативным правовым актом является финансовым обязательством субъекта Российской Федерации, произвольный отказ в исполнении которого является недопустимым.
Довод Министерства сельского хозяйства и продовольствия о необоснованном выводе судов о том, что невыплаченные СПК "Колхоз им. Ленина" субсидии представляют собой убытки истца, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в данном случае убытки у истца возникли в результате отказа ответчика в предоставлении субсидии.
Доводы Министерства сельского хозяйства и продовольствия о противоречии выводов судов принципам действия бюджетного законодательства во времени основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам и подлежат отклонению как несостоятельные.
Иные доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке соответствия выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 АПК РФ) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ). С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статяьми 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.12.2020 по делу N А71-9575/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по тому же дел оставить без изменения, кассационные жалобы Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На основании изложенного, исходя из общих правил о действии закона во времени, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, в связи с чем признали неправомерным отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия в предоставлении субсидии СПК "Колхоз им. Ленина".
При этом судами также принято во внимание, что Удмуртским УФАС России выдано предупреждение, согласно которому Правительству Удмуртской Республики предложено внести изменения в Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса", исключив пункты, содержание которых приводит к созданию дискриминационных условий, а также осуществить действия, направленные на восстановление прав сельхозтоваропроизводителей, которым было отказано в получении субсидии на основании таких пунктов названного Положения. Предупреждение признано законным (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2020 по делу N А71-20476/2018)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2021 г. N Ф09-3331/21 по делу N А71-9575/2019