г. Пермь |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А71-9575/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики: Гараева Э.Ф., паспорт, доверенность от 13.03.2020;
от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
ответчика, Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, и третьего лица, Министерства финансов Удмуртской Республики,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 декабря 2020 года по делу N А71-9575/2019
по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз им. Ленина" (ОГРН 1021800917500, ИНН 1821000588)
к Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228)
третьи лица: Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689)
о взыскании 546 000 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз им. Ленина" (далее - истец, СПК "Колхоз им. Ленина") обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - ответчик) о взыскании убытков сумме 2 725 779 руб. (с учетом объединения дел N А71-9575/2019 и N А71-8520/2020 в порядке ст. 130 АПК РФ в одно производство для совместного рассмотрения, исключения Министерства финансов Удмуртской Республики из числа ответчиков и ходатайства истца об уточнении требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
В порядке ч. 1 ст. 51 АПК РФ по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.12.2020 исковые требования удовлетворены. С Удмуртской Республики в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз им. Ленина" взысканы денежные средства в размере 2 725 779 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 36 629 руб. Истцу из федерального бюджета возвращено 9359 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 435 от 05.06.2019.
Не согласившись с судебным актом, ответчик, Удмуртская Республика в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Согласно доводам апелляционной жалобы, ответчик считает, что основания для предоставления истцу субсидии на возмещение части затрат на приобретение техники отсутствовали, поскольку в силу пункта 6 Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 (в редакции от 16.07.2018), для целей предоставления субсидии договор купли-продажи должен был быть заключен в 2018 году и (или) до 15 апреля 2019 года, однако договоры купли-продажи техники заключены истцом в 2017 году; апеллянт полагает, что размер убытков, предъявленный к взысканию, неправомерно рассчитан истцом исходя из 30% от фактически понесенных расходов на приобретение техники, тогда как в соответствии с пунктом 10 Положения о предоставлении субсидии (в редакции от 16.07.2018) размер предоставляемой субсидии на технику составляет 20 % понесенных затрат на приобретение техники.
Третье лицо, Министерство финансов Удмуртской Республики, также обжалует решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просят решение отменить полностью и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерством финансов УР приведены доводы о том, что судом фактически снято временное ограничение для подачи заявок на предоставление субсидий в рамках недействующей в настоящее время редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса"; ссылаясь на нормы ст. 5, 6, 12 Бюджетного кодекса РФ, апеллянт указывает, что исполнение обязательств по предоставлению субсидий в 2018 году в рамках Постановления Правительства Удмуртской Республики N 120 ограничено соответствующим финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на 2018 год, указанные обязательства по предоставлению субсидий в 2019 году исполнены аналогичным способом; заявитель жалобы отмечает, что субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из бюджета; предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства; Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 Постановление N 120 (в редакции Постановления N 291) недействующим, незаконным не признано, установлено, что обратная сила нормам, изложенным в редакции Постановления N 291, не придана, отсутствует свидетельство о распространении их действия на правоотношения, имевшие место до вступления в силу Постановления N 291, кроме того, при вынесении указанного судебного акта не рассматривалась правовая позиция, возникшая при подаче сельскохозяйственными товаропроизводителями заявок на предоставление субсидий на приобретение техники и оборудования в 2018 году.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика выразил несогласие с решением суда; доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе и в апелляционной жалобе третьего лица, поддержал; просил решение суда отменить, жалобы удовлетворить.
Истец СПК "Колхоз им. Ленина" в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционные жалобы выразил несогласие с доводами апеллянтов, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции без участия представителей истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года N 102 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа), а также в рамках возложенных полномочий, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Минсельхоз УР) как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики".
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Удмуртской Республики, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 декабря 2014 N 522, на Министерство финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин УР) возложены полномочия по утверждению и доведению предельных объемом бюджетных ассигнований главным распорядителям средств бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Законом Удмуртской Республики от 26.12.2017 N 76-РЗ "О бюджете УР на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", принятым Государственным Советом УР 13.12.2017 N 85-VI (далее - Закон о бюджете УР), были утверждены бюджетные ассигнования на выплату субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования, в размере 191 000 000 (Сто девяносто один миллион) руб., а также в соответствии с действующим законодательством, указанные объемы финансирования были доведены до Минсельхоза УР в установленные сроки.
Утвержденные Законом о бюджете УР бюджетные ассигнования, подлежали выплате сельхозтоваропроизводителям, соответствовавшим категориям и критериям отбора получателей субсидий, определенным Положением о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года N 120 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения (здесь и далее, если не указано иное, - в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 N 185) оно определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе (подпункт 1) на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года (далее - субсидия на технику).
В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 марта 2015 года N 120 Минсельхозом УР проводился прием документов на предоставление субсидии в период с 23.07.2018 по 31.08.2018.
Исходя из указанных условий предоставления субсидии и рассчитывая на ее получение, истец СПК "Колхоз им. Ленина" по договору N 147-П/СХТ-13 от 01.02.2017 приобрел сельскохозяйственную технику (Полуприцеп тракторный самосвальный ПТС-12 (2 ед.) и Глубокорыхлитель КАМА ТГР 55.7-300) общей стоимостью 2 868 000 руб. 00 коп., что подтверждается актом приема-передачи товара от 15.05.2017, товарной накладной N0009908 от 15.05.2017, актом о приеме-передачи объектов основных средств N66 от 15.05.2017, актом о приеме-передачи объектов основных средств N67 от 15.05.2017.
Оплата техники произведена истцом в полном объеме по платежным поручениям N 26 от 30.03.2017, N 79 от 22.05.2017.
Согласно паспортам самоходных машин и других видов техники серии RU СВ N 010685 и RU СВ N 010637 производителем указанной техники является АО "МордовАгроМаш", год производства - 2017. В паспорте имеется отметка, что указанная техника принадлежит в СПК "Колхоз им. Ленина" 25.05.2017.
По договору N 620-П/СХТ-13 от 25.04.2017 СПК "Колхоз им. Ленина" приобрел сельскохозяйственную технику (Полуприцеп тракторный самосвальный ПТС-12 (1 ед.) стоимостью 910 000 руб. 00 коп., что подтверждается актом приема-передачи товара от 15.05.2017, товарной накладной N0009913 от 15.05.2017, актом о приеме-передачи объектов основных средств N68 от 15.05.2017.
Оплата техники произведена истцом в полном объеме по платежному поручению N 79 от 22.05.2017.
Согласно паспорту самоходных машин и других видов техники серии RU СВ N 010638 производителем техники является АО "МордовАгроМаш", год производства - 2017. В паспорте имеется отметка, что указанная техника принадлежит в СПК "Колхоз им. Ленина" 25.05.2017.
Кроме того, по договору N 173Б РС/Б-13 от 16.10.2017 СПК "Колхоз им. Ленина" приобрел сельскохозяйственную технику (Зерносушилка конвеерного типа МИГ-24 (1 ед.)) стоимостью 7 500 000 руб. 00 коп., что подтверждается актом о приеме - передачи здания (сооружения) N1 от 07.07.2018, товарной накладной N4 от 22.03.2018.
Оплата техники произведена истцом в полном объеме по платежным поручениям N 447 от 25.10.2017, N 494 от 10.11.2017, N 503 от 15.11.2017, N 808 от 15.12.2017, N 168 от 29.03.2018, N 471 от 09.07.2018.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, вступившим в законную силу 16.07.2018 и опубликованным на официальном сайте Правительства УР 18.07.2018, внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса", в п.п. 6-12 Положения (Положение в редакции от 16.07.2018).
СПК "Колхоз им. Ленина", являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики и считая, что приобретенная им сельскохозяйственная техника подходит под условия предоставления субсидии, обратился 29.04.2019 в Министерство с заявкой о предоставления субсидии.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР, рассмотрев заявку истца, приняло решение об отказе в предоставлении истцу субсидии, о чем указало в письме N 01923-03/2 от 07.05.2019.
Кроме того, СПК "Колхоз им. Ленина" обратился 30.05.2019 в Министерство с заявкой о предоставления субсидии.
На момент обращения истца с данными заявками Положение о субсидии действовало в редакции Постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, подпунктом 1 пункта 6 которого предусмотрено, что субсидия на технику предоставляется заявителю, если:
договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года;
техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
В соответствии с пунктом 26 Положения в редакции от 16.07.2018 основанием для отказа в предоставлении субсидии является в том числе несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии.
Ссылаясь на наличие убытков в виде непредоставленной субсидии, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16 ГК РФ).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
В части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункте 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с государственной программой Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 N 102, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 утверждено Положение о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидии (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 N 185) указанное Положение определяет условия и порядок предоставления субсидии в том числе на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
Согласно пункту 4 Положения субсидии на технику предоставляются на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются, в частности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, зарегистрированным (поставленным на учет) на территории Удмуртской Республики и осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется, если техника и (или) оборудование на момент их приобретения не были в употреблении (эксплуатации), а с момента их производства (выпуска) и до даты приобретения прошло более трех лет.
В соответствии с пунктом 10 Положения субсидия предоставляется тракторы сельскохозяйственные мощностью от 150 лошадиных сил и выше.
На основании пункта 13 Положения субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 настоящего Положения (в частности, на тракторы сельскохозяйственные мощностью двигателя более 300 лошадиных сил в размере не более 2 500 000 руб.).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291 внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса".
Согласно пункту 6 Положения (в редакции от 16.07.2018) субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года; техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
В соответствии с пунктом 26 Положения (в редакции от 16.07.2018) основанием для отказа в предоставлении субсидии является в том числе несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии.
На момент обращения истца с заявками о получении субсидии (29.04.2019 и 30.05.2019) действовало Положение в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило нарушение подпункта 1 пункта 6 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, согласно которому субсидия на технику предоставляется, если договоры купли-продажи техники заключены, а приобретенная техника оплачена в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.
Ранее действовавшая редакция Положения о субсидии предусматривала, что субсидия предоставляется на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.
СПК "Колхоз им. Ленина", являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем Удмуртской Республики, 29.04.2019 и 30.05.2019 обратился за предоставлением субсидии на возмещение части затрат на приобретенную в 2017 году сельскохозяйственную технику.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией Положения истец имел возможность получить субсидию на технику, приобретенную до 15.04.2019, приобретенную в 2018 году (отчетном финансовому году), приобретенную в 2017 году (в году, предшествующему отчетному финансовому году).
Приобретая в мае 2017 года сельскохозяйственную технику, истец исходил именно из этого порядка предоставления субсидии.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, которое изменило порядок предоставления субсидии, в том числе исключив возможность получения субсидии на технику, приобретенную в году, предшествующему отчетному финансовому году, и исключило возможность получения субсидии на технику, приобретенную истцом, было опубликовано на сайте www.udmurt.ru 18.07.2018.
В результате истец оказался лишенным права на получение субсидии, на которую он мог обоснованно рассчитывать, приобретая и оплачивая сельскохозяйственную технику в мае 2017 года.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 16.10.2018 по делу N 3а-176/2018 пункты 6, 8, 9 Положение о субсидии в редакции от 16.07.2018 признаны соответствующими требованиям закона.
Однако, оставляя решение Верховного Суда Удмуртской Республики без изменения, Верховный Суд Российской Федерации со ссылкой на часть 3 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части своего определения от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13 указал, что истолкование органами исполнительной власти Удмуртской Республики на практике пунктов 6, 8 и 9 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, в результате которого приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, регулирующих действие бюджетного законодательства во времени.
Между тем Конституция Российской Федерации содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57. Положение статьи 57, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (которыми в том числе являются и юридические лица).
В соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
При таких обстоятельствах, исходя из общих правил о действии закона во времени, учитывая толкование пункта 6 Положения о субсидии в редакции от 16.07.2018, выявленное Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение от 05.03.2019 N 43-АПГ18-13), суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае к истцу должны применяться условия предоставления субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 N 291.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и правильной оценке представленных доказательств, сформулированы с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.01.2021 N 309-ЭС20-21942 по делу N А71-17134/2019.
Кроме того, Удмуртским УФАС России выдано предупреждение, согласно которому Правительству Удмуртской Республики предложено внести изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 N 120 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса", исключив пункты, содержание которых приводит к созданию дискриминационных условий, а также осуществить действия, направленные на восстановление прав сельхозтоваропроизводителей, которым было отказано в получении субсидии на основании таких пунктов названного Положения. Предупреждение признано законным (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2020 по делу N А71-20476/2018).
Следовательно, отказ Министерства в предоставлении субсидии СПК "Колхоз им. Ленина" не правомерен.
Поскольку взыскание убытков является универсальным способом защиты нарушенного права, неправомерные действия ответчика и получение истцом в связи с этим убытков доказаны, его требования являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Согласно расчету истца размер субсидии составляет 2 752 779 руб. (1 820 000 руб. х 30% + 910 000 руб. х 30% + 6 355 933 руб. 20 коп. х 30%).
Расчет истца судом проверен, признан верным и соответствующим пункту 13 Положения (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 N 185).
Доводы жалобы ответчика о том, что размер субсидии следует исчислять не 30%, а 20%, отклоняется, поскольку, как указано ранее на основании пункта 13 Положения (в редакции от 15.05.2017, подлежащей применению в рассматриваемом случае) субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителей, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 настоящего Положения.
Таким образом, следует признать, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования СПК "Колхоз им. Ленина".
Приведенные в жалобе доводы Министерства финансов УР о том, что предоставляемые субсидии на возмещение части затрат на приобретение и модернизацию техники и оборудования являются лишь способом оказания поддержки сельскохозяйственных производителей Удмуртской Республики, являются правом, а не обязанностью государства, подлежат отклонению. Предоставление субсидии в соответствии с принятым нормативным правовым актом является финансовым обязательством субъекта Российской Федерации, произвольный отказ в исполнении которого является недопустимым.
Иные доводы, изложенные в жалобах, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 декабря 2020 года по делу N А71-9575/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9575/2019
Истец: Сельскохозяйственный "Колхоз им. Ленина"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
Третье лицо: Министерство финансов УР г.Ижевск