Екатеринбург |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А71-8359/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Ященок Т. П., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.10.2020 по делу N А71-8359/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Удмуртской Республики принял участие представитель антимонопольного органа - Дельмухаметов А.В. (доверенность от 07.08.2020, диплом).
До начала судебного заседания от государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Гефест" (далее - ООО СК "Гефест", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании решения управления от 07.05.2020 (далее - решение) по делу N 018/06/106-435/2020 незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение города Ижевска "Служба городского строительства" г. Ижевск, государственное казенное учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" г. Ижевск, акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан".
Решением суда от 20.10.2020 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Управление настаивает на правомерности оспариваемого решения ввиду законности действий аукционной комиссии по отклонению заявки ООО СК "Гефест", как не соответствующей требованиям аукционной документации по причине представления копии исполненного контракта не в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" просит кассационную жалобу антимонопольного органа удовлетворить, обжалуемые судебные акты - отменить, принять новый судебный акт.
Как следует из материалов дела, ООО СК "Гефест" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия закупочной комиссии МКУ г. Ижевска "Служба городского строительства" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ в образовательных учреждениях: "Межшкольный стадион МБОУ "СОШ N 35" по ул. 30 лет Победы, 29 Октябрьского района г Ижевска (далее - работы) (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000120005225, далее = аукцион), мотивированная тем, что аукционная комиссия заказчика неправомерно признала заявку ООО "СК "Гефест" не соответствующей требованиям документации об аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы управлением вынесено оспариваемое решение, которым жалоба названного общества признана необоснованной, поскольку в составе заявки общества содержался контракт, который представлен не в полном объеме (отсутствует приложение N 1); в действиях закупочной комиссии нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не установлено.
Считая оспариваемое решение незаконным, ООО СК "Гефест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличии совокупности оснований для признания решения антимонопольного органа недействительным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются верными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) среди прочих процедур являются аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о закупках в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 закона о контрактной системе в сфере закупок информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 66 Закона о закупках заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2). Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1 статьи 69 Федерального закона).
Согласно пунктам 2, 3 части 6 статьи 69 Закона о закупках предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона; предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о закупках).
Согласно части 1 статьи 31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает ряд единых требований к участникам закупки.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о закупках предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее постановление Правительства РФ N 99).
Пунктом 2 (1) постановления Правительства РФ N 99 (в редакции, действовавшей в спорный период) к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей установлены следующие требования к участникам закупки: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб.
В соответствии с указанной нормой постановления N 99 документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются: - копия исполненного контракта (договора); - копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как следует из материалов дела, согласно извещению и аукционной документации предметом электронного аукциона является выполнение строительно-монтажных работ в образовательных учреждениях: "Межшкольный стадион МБОУ "СОШ N 35" по ул. 30 лет Победы, Октябрьского района г. Ижевска".
Поскольку начальная цена аукциона превышала 10 миллионов руб. установлены аналогичные дополнительные требования, предъявляемые организатором аукциона (заказчиком) к участникам закупки, перечень необходимых документов закреплен в Разделе 10 аукционной документации.
В извещении о проведении электронного аукциона от 15.04.2020, номер (извещения) закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000120005225 и в аукционной документации установлены требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о закупках.
Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ N 99 (в действующей на момент проведения аукциона редакции) участник должен иметь за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб. (п. 10.1 документации об аукционе).
ООО СК "Гефест" в составе второй части заявки представлен государственный контракт N 0313100003717000020-0008274-01 в качестве доказательства соответствия заявителя требованию аукционной документации к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
Отклоняя заявку ООО СК "Гефест", аукционная комиссия указала на то, что названная заявка участника закупки не соответствует требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Закупочная комиссия, установив, что в представленном участником государственном контракте N 0313100003717000020-0008274-01 отсутствует приложение N 1, пришла к выводу о том, что данный государственный контракт представлен не в полном объеме, соответственно, заявка ООО СК "Гефест" не соответствует подпункту 10.1 пункта 10 Информационных карт Документации об аукционе в электронной форме, части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
По результатам проведенной проверки антимонопольный орган согласился с выводами аукционной комиссии заказчика о несоответствии заявки ООО СК "Гефест" требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ N 99.
Делая вывод о неправомерном отклонении аукционной комиссией заявки ООО СК "Гефест", суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что в настоящем случае непредставление участником аукциона приложения N 1 "Техническое задание" к контракту, учитывая, что контракт и приложенные к нему документы содержат всю необходимую информацию о наличии у ООО СК "Гефест" за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, специфического опыта в качестве подрядной организации, правового значения не имеет.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "СК "Гефест" (подрядчик) для подтверждения опыта работы, связанного с предметом контракта, представлен контракт N 0313100003717000020-0008274-01 (далее - контракт), заключенный с ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике" (заказчик).
Согласно п.1.1 контракта ООО СК "Гефест" принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту здания ФГКУ "УВО ВНГ России по Удмуртской Республике" (учебного корпуса), расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 196.
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что работы выполняются в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту) и локальным сметным расчетом (приложение N 2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта (п. 1.2. контракта).
Согласно пунктам 3.1, 3.2 контракта цена контракта составляет 20 013 430,84 руб. и включает все расходы, связанные с выполнением подрядчиком всех обязательств по контракту, в том числе стоимость материалов и оборудования, услуг по использованию машин и механизмов, рабочей силы, накладные расходы, налоги, другие обязательные платежи, необходимые для выполнения подрядчиком всех обязательств по контракту.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (п. 3.3. контракта).
В соответствии с пунктом 2.1.2 указанного контракта подрядчик обязался выполнить работы в порядке, объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), локальным сметным расчетом (приложение N 2 к контракту) и графиком производства работ. Качество работ, применяемых материалов должно соответствовать требованиям нормативной документации, документации об электронном аукционе.
Оплата за выполненные работы производится в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение N 2 к контракту) государственным заказчиком ежемесячно по мере выполнения подрядчиком работ, на основании счета, а также подписанного сторонами и утвержденного государственным заказчиком акта приемки выполненных работ за отчетный период, подписанных сторонами акта о приемке выполненной работы (форма КС-2) и справки о стоимости выполненной работы и затрат (форма КС-3) в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подписания заказчиком документов о приемке (п. 3.5 контракта).
Работы за отчетный период считаются принятыми с даты подписания уполномоченными представителями сторон и утверждения государственным заказчиком акта приемки выполненных работ за отчетный период (п. 4.9 контракта).
Судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что в качестве приложений к контракту ООО "СК "Гефест" в составе заявки представлены соглашение о расторжении контракта от 12.12.2017 на основании части 8 статьи 95 Закона о закупках, и части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, и оплате подрядчику оказанных услуг на сумму 19 074 898,27 руб., справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), N 1 от 31.08.2017, N 2 от 30.09.2017, N 3 от 31.10.2017, N 4 от 30.11.2017, акты о приемке выполненных работ (по форме КС-2) от 01.09.2017 N 1, от 30.09.2017 N 2, N 3, от 31.10.2017 N 4, N 5, от 30.11.2017 N 6, N7, акт от 31.11.2017 приемки объекта капитального строительства.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что контракт N 0313100003717000020-0008274-01 на сумму 20 013 430,84 руб. заключен с ООО СК "Гефест", цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (пункт 3.1, 3.3 контракта), с учетом представленных названным обществом документов первичная документация (акты по форме КС-2, КС-3) достаточна для определения периода осуществления работ и их объема.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, верно применив нормы действующего законодательства, учитывая, что представленные ООО СК "Гефест" в составе второй части заявки документы подтверждают стоимость работ, их вид, объем, сдача-приемка капитально отремонтированного объекта в эксплуатацию свидетельствует об осуществлении данных работ непосредственно ООО СК "Гефест" в пределах трехлетнего срока, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях аукционной комиссии заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе, поскольку со стороны закупочной комиссии имел место формальный подход, в результате которого заявка ООО СК "Гефест" необоснованно отклонена при проведении аукциона; незаконности выводов антимонопольного органа о несоответствии второй части заявки ООО "СК "Гефест" нормам Закона о закупках в связи с непредставлением им Приложения N 1 к контракту N 0313100003717000020-0008274-01.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правильно сочли решение антимонопольного органа неправомерным, не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы ООО СК "Гефест" в праве на получение защиты в административном порядке и обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку свидетельствуют об ошибочном, формальном подходе к применению вышеуказанных норм федерального законодательства к установленным судами обстоятельствам настоящего дела, не соответствуют, в том числе разъяснениям, изложенным в письме ФАС России от 22.05.2020 N ИА/43260/20 "Некоторые вопросы применения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99" в соответствии с которыми ФАС России полагает, что отсутствие в составе заявки на участие в закупке приложений к копии исполненного контракта (договора) само по себе не может являться формальным основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке.
В связи с изложенным нормы материального и процессуального права судами применены правильно, оснований для удовлетворении кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.10.2020 по делу N А71-8359/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, верно применив нормы действующего законодательства, учитывая, что представленные ООО СК "Гефест" в составе второй части заявки документы подтверждают стоимость работ, их вид, объем, сдача-приемка капитально отремонтированного объекта в эксплуатацию свидетельствует об осуществлении данных работ непосредственно ООО СК "Гефест" в пределах трехлетнего срока, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях аукционной комиссии заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе, поскольку со стороны закупочной комиссии имел место формальный подход, в результате которого заявка ООО СК "Гефест" необоснованно отклонена при проведении аукциона; незаконности выводов антимонопольного органа о несоответствии второй части заявки ООО "СК "Гефест" нормам Закона о закупках в связи с непредставлением им Приложения N 1 к контракту N 0313100003717000020-0008274-01.
...
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку свидетельствуют об ошибочном, формальном подходе к применению вышеуказанных норм федерального законодательства к установленным судами обстоятельствам настоящего дела, не соответствуют, в том числе разъяснениям, изложенным в письме ФАС России от 22.05.2020 N ИА/43260/20 "Некоторые вопросы применения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99" в соответствии с которыми ФАС России полагает, что отсутствие в составе заявки на участие в закупке приложений к копии исполненного контракта (договора) само по себе не может являться формальным основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2021 г. N Ф09-2399/21 по делу N А71-8359/2020