Екатеринбург |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А76-50389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю. В., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - УФАС по Челябинской области, управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2020 по делу N А76-50389/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования сервиса "Онлайн заседания" принял участие представитель УФАС по Челябинской области - Копылов С.А. (доверенность от 20.01.2020 N 20).
Публичное акционерное общество "Страховая акционерная компания "Энергогарант" (далее - общество "Энергогарант", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 16.10.2019 по жалобе N 074/07/3-1912/2019, об обязании устранить допущенные нарушения, признании договора от 18.10.2019 N SBR003-190114153200106 недействительным, применении последствий его недействительности.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Горэлектросеть" (далее - общество "Горэлектросеть", заказчик, организатор закупки) страховое акционерное общество "ВСК" (далее - общество "ВСК"), закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - общество "САСТ").
В ходе рассмотрения дела общество частично отказалось от заявленных требований в части признании договора от 18.10.2019 N SBR003-190114153200106 недействительным, применении последствий его недействительности.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2020 принят отказ от заявленных требований в части признания договора от 18.10.2019 N SBR003-190114153200106 недействительной сделкой и применения последствий недействительности сделки, производство по делу в указанной части прекращено. Требования общества удовлетворены, оспариваемое решение управления признано недействительным, на антимонопольный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение либо принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения недействительным, указывая на неисследование судами обстоятельств подачи обществом в антимонопольный орган жалобы после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, что затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, подавших заявки на условиях документации; приводит довод об оставлении судами без внимания правильности определения начальной (максимальной) цены контракта и ценового предложения общества "Энергогарант"; отмечает, что у заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки общества "ВКС" по причине предложения цены ниже установленной заказчиком, поскольку ни положениями о закупке, ни документацией о закупке, отклонение заявки по названному основанию не предусмотрено; указывает на неисполнимость решения суда в части устранения допущенных нарушений в связи с заключением договора на оказание спорных услуг и его исполнением.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществом "Горэлектросеть" 18.09.2019 на электронной площадке в сети "Интернет" www.sberbank-ast.ru размещено извещение о проведении запроса котировок N 31908287568 с предметом закупки - оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО). Начальная (максимальная) цена контракта на 66 транспортных средств определена в размере 366 845 руб. 62 коп.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого запроса котировок в электронной форме от 19.09.2019 победителем признано общество "ВСК" с предложением цены 304 035 руб. 39 коп.
Общество "Энергогарант" 20.09.2019 обратилось в УФАС по Челябинской области с жалобой на действия аукционной комиссии при проведении указанного аукциона, по итогам рассмотрения которой управлением вынесено оспариваемое решение о признании названной жалобы общества необоснованной.
Полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "Энергогарант" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из наличия правовых оснований для признания оспариваемого решения недействительным ввиду следующего.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ Положение о закупке (далее - положение о закупке) является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В рассматриваемом случае положение о закупке товаров, работ, услуг общества "Горэлектросеть" утверждено решением Совета директоров 29.12.2018.
На основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Согласно частям 2, 3, 3.1 статьи 3, части 20 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ в случае осуществления на основании положения о закупке такой конкурентной закупки, как запросе котировок, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора, заказчиком должна быть обеспечена возможность конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком по цене договора как единственному существенному критерию, соответствующему совокупности общих принципов, определенных в части 1 статьи 1 названного закона.
При этом в части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ подчеркивается, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда, урегулированы положениями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ), пунктами 1 и 2 статьи 8 которого предусмотрено, что регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с данным законом актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 данной статьи.
Статьей 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного Закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда (пункт 1). Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного закона. Установленные в соответствии с этим Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя (пункт 6).
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) в спорный период установлены Указанием Банка России от 04.12.2018 N 5000-У (далее - Указание N 5000-У),
В силу пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
Судами в части довода управления о несоблюдении обществом срока для подачи жалобы в антимонопольный орган указано, что согласно информации с официального сайта ЕИС итоги закупки подведены 19.09.2019, жалоба общества "Энергогарант" поступила в управление 23.09.2019, то есть с соблюдением предусмотренного срока.
Как установлено судами, в технической документации (расчете НМЦД) по указанной закупке заказчиком самостоятельно рассчитаны: минимальная цена контракта в размере 366 845 руб. 62 коп.; максимальная цена контракта в размере 581 494 руб. 81 коп., определенные на основании минимального и максимального значения базовых ставок страховых тарифов, установленных Указанием N 5000-У, а также КЕМ в значении 0,8, указанного в базе данных АИС РСА для данного юридического лица, в соответствии с Приложением N 6 к Указанию N 5000-У.
Для участия в закупке поступили четыре заявки, включая заявки общества "Энергогарант" (с предложением цены контракта - 366 845 руб. 62 коп.) и общества "ВСК" (с предложением цены контракта - 304 035 руб. 39 коп.).
Три участника закупки допущены заказчиком к участию, в том числе общества "Энергогарант" и "ВСК", победителем закупки признано общество "ВСК" с предложением о цене контракта в размере 304 035 руб. 39 коп.
Вместе с тем, как верно указано судами, начальная (максимальная) цена контракта (страховая премия) сформирована заказчиком на основании Указания N 5000-У с применением минимальных базовых тарифов на каждое автотранспортное средство.
В соответствии с Указанием N 5000-У, все коэффициенты, помимо коэффициента КБМ, являются постоянными. Влиять на изменение цены контракта может только коэффициент КБМ (коэффициент страховых взносов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиком в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования) который, в свою очередь, находится в прямой зависимости от наличия произошедших ранее у заказчика страховых случаев. При этом применительно к конкретному транспортному средству коэффициент КБМ является одинаковым для всех страховщиков - участников аукциона и не может быть произвольно снижен участником конкурса, на что правомерно обратил внимание суд первой инстанции.
Таким образом, при участии в конкурентных процедурах на заключение контракта на оказание услуг по ОСАГО, участники закупок не имеют возможности конкурировать по цене контракта, поскольку она рассчитывается в одинаковом для всех порядке, с применением одинаковых коэффициентов.
В этой связи заявка участника закупки, уменьшившего цену контракта, подлежит отклонению, как содержащая недостоверные сведений о цене контракта (страховщик не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от нормативно установленных) и не соответствующая аукционной документации.
С учетом изложенного, заявка общества "ВСК" содержащая подобные недостоверные сведения о цене контракта, не соответствовавшие начальной (максимальной) цене контракта, определенной заказчиком, неправомерно допущена к участию в закупке, что повлияло на итоги проведения закупки, о чем правомерно указывалось обществом "Энергогарант" в поданной в антимонопольный орган жалобе.
Принимая во внимание указанное выше, суды пришли к верному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для признания жалобы общества необоснованной.
Довод антимонопольного органа об отсутствии у него полномочий по проверке обоснованности начальной (максимальной) цены контракта при рассмотрении жалобы на действия заказчика, являлся предметом проверки судов и правомерно отклонен, поскольку в рассматриваемой ситуации для целей проверки доводов жалобы участника закупки, необходимость проверки обоснованности начальной (максимальной) цены контракта отсутствовала.
Относительно довода о неисполнимости решения суда в части устранения допущенных нарушений судом апелляционной инстанции со ссылкой на положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 11.04.2000 N 6-П, верно отмечено, что разъяснение вопроса о том, какой способ исполнения судебного акта является правильным и является ли тот или иной способ подходящим, не отнесено к компетенции суда.
С учетом изложенного, судами правомерно удовлетворены заявленные требования общества о признании оспариваемого решения недействительным.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для постановки иных выводов, чем те, к которым пришли суды нижестоящих инстанций.
Кассационная жалоба управления не содержит доводов, свидетельствующих о несоответствии выводов судов установленным ими обстоятельствам по делу, а изложенные в ней доводы повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2020 по делу N А76-50389/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Указанием N 5000-У, все коэффициенты, помимо коэффициента КБМ, являются постоянными. Влиять на изменение цены контракта может только коэффициент КБМ (коэффициент страховых взносов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиком в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования) который, в свою очередь, находится в прямой зависимости от наличия произошедших ранее у заказчика страховых случаев. При этом применительно к конкретному транспортному средству коэффициент КБМ является одинаковым для всех страховщиков - участников аукциона и не может быть произвольно снижен участником конкурса, на что правомерно обратил внимание суд первой инстанции.
...
Относительно довода о неисполнимости решения суда в части устранения допущенных нарушений судом апелляционной инстанции со ссылкой на положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 11.04.2000 N 6-П, верно отмечено, что разъяснение вопроса о том, какой способ исполнения судебного акта является правильным и является ли тот или иной способ подходящим, не отнесено к компетенции суда."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2021 г. N Ф09-2606/21 по делу N А76-50389/2019