Екатеринбург |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А47-8849/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Беляевой Н.Г., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Черниязова Тургалея Байжановича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2020 по делу N А47-8849/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - Мигунова Н.В. (доверенность от 26.05.2020);
индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Черниязова - Ахмедов А.М. (доверенность от 17.12.2020).
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Черниязову Тургалею Байжановичу о взыскании субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства в размере 1 215 143 руб. 62 коп.
Решением суда от 06.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Глава КФХ Черниязов Т.Б. просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное толкование судами условий пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии в нарушение статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, судами не учтено, что согласно пункту 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии предполагается помимо сохранения площадей и поголовья сельскохозяйственных животных, допускается сохранить один из показателей или поголовья сельскохозяйственных животных или засеянных площадей, то есть наличествуют признаки альтернативного обязательства.
Как следует из материалов дела, между Министерством и индивидуальным предпринимателем Черниязовым Т.Б. в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, порядком предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249 - п, заключено соглашение N 23 от 28.05.2019.
В соответствии с пунктом 1.1. предметом соглашения является предоставление из областного бюджета получателю субсидий компенсации части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства.
В силу пункта 2.1. субсидия предоставляется Министерством в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 842, раздел 04, подраздел 05, целевая статья: 1830190690 вид расходов 811 в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 918-пп, на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения в 2019 году в размере: 1215143,62 руб.
Разделом 3 сторонами согласованы условия о порядке предоставления субсидии.
Пунктом 3.1.7. предусмотрено наличие у Получателя сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади) по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 200 и более условных голов животных в целях получения субсидии в соответствии с пп. 5.1. п. 5 Порядка предоставления субсидий.
Наличие у Получателя поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности, в том числе молочных коров, по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 1000 и более голов в соответствии с пп. 5.1. п. 5 Порядка предоставления субсидий (пункт 3.1.8. соглашения).
Согласно п. 4.1. соглашения, Министерство обязуется:
- рассмотреть в порядке и в сроки, установленные Порядком предоставления субсидии, представленные Получателем документы.
- обеспечить предоставление субсидии в порядке и при соблюдении Получателем условий предоставления субсидии, установленных настоящим Соглашением.
- обеспечить в установленном порядке перечисление субсидии.
- определить показатели результативности использования субсидии.
- осуществлять контроль за соблюдением Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
- в случае если Получателем допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренные Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, направить Получателю требование об обеспечении возврата субсидии с указанием срока и денежной суммы, подлежащей возврату в областной бюджет.
- выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий и настоящим Соглашением.
В соответствии с п. 4.3. соглашения Получатель обязуется:
- обеспечить выполнение условий предоставления Субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии, настоящим Соглашением;
- предоставить необходимые для предоставления субсидии документы в соответствии с требованиями, установленными пунктами 7 и 8 Порядка предоставления субсидии;
- обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии: сохранить на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур на уровне 3 257 гектаров и (или) сохранив поголовье сельскохозяйственных животных на уровне голов, имеющихся на 1 января года, в котором предоставляются документы для получения субсидии (крупнорогатый скот - 31 голов, 30 коров, 2079 овец, 124 лошади);
- обеспечить представление Министерству не позднее 1 апреля года, следующего за годом получения субсидии необходимых отчетов и сведений о достижении значений показателей результативности, предусмотренных пунктом 19 Порядка предоставления субсидии.
Как указывает истец, 23.04.2019 предприниматель Черниязов Т.Б. направил в Министерство заявление N 23/20 с документацией о предоставлении субсидии.
После проверки документов, Министерством принято решение о выплате субсидий, платежным поручением N 301547 29.05.2019 денежные средства в размере 1 215 143 руб. 62 коп. перечислены в адрес ответчика.
Из сведений, представленных в Министерство следует, что на 1 января года следующего за годом получения с субсидии у ответчика насчитывается следующее поголовье скота крупный рогатый скот - 34 голов, коров - 30 голов, овец - 2081 голов, лошадей - 127 голов.
Согласно сведениям о посевных площадях яровых и (или) озимых зерновых и (или) о наличии поголовья сельскохозяйственных животных за 2019 год не сохранены посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур их площадь составила 2 519 гектаров, вместо предусмотренных 3117.
Таким образом, как указывает истец, ответчиком не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 4.3.3. соглашения N 23 от 28.05.2019.
В связи с тем, что предпринимателем Главой КФХ Черниязовым Т.Б. не выполнены показатели результативности, сумма полученной субсидии, в соответствии с пунктом 21 Порядка N 249-п, подлежит возврату в полном объеме.
В целях исполнения пункта 4.1.6. соглашения от 28.05.2019 и пункта 21 Порядка N 249-п Министерство в адрес предпринимателя Черниязова Т.Б. направило требование от 20.04.2020 о возврате в добровольном порядке суммы субсидии в размере 1 215 143 руб. 62 коп.
Поскольку ответчиком данная сумма в областной бюджет не возвращена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктами 2, 3 и 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Порядок предоставления субсидий из бюджета Оренбургской области утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п (действовал в период предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 3 названного Постановления контроль за целевым использованием субсидий осуществляет Министерство.
При выявлении обстоятельств, служащих основанием для возврата субсидий, министерство в течение 15 календарных дней направляет получателю письменное уведомление о возврате субсидий в областной бюджет с указанием оснований возврата. Возврат денежных средств осуществляется получателями: в течение финансового года, в котором установлено нарушение, на счет 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации"; после окончания финансового года, в котором установлено нарушение, на счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
В случае не возврата получателями указанных средств в областной бюджет их взыскание осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п с ответчиком заключено соглашение N 23 от 28.05.2019.
Согласно пункту 4.3.3. соглашения N 23 от 28.05.2019 Получатель субсидии обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных условиями Порядка предоставления субсидий и соглашений.
Факт предоставления истцом и получения ответчиком гранта подтверждаются платежным поручением в ходе судебного заседания ответчик, также не оспаривал, перечисление ему суммы гранта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, средства субсидии использованы с нарушением установленного уровня, так площадь посевных и (или) озимых зерновых культур и (или) о наличии поголовья сельскохозяйственных животных за 2019 не сохранены посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур, вместо предусмотренных пунктом 4.3.3. соглашения 3 257 гектар, засеяно 2 519.
На момент рассмотрения дела по существу, ответчик доказательств достижения значений показателей результативности, установленных условиями Порядка предоставления субсидий и соглашений, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
С учетом положений статьи 1, абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации о соблюдении принципа разумного предпринимательского риска, надлежащей степени осмотрительности, статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе в заключении сделок, суды верно исходили из того, что при подписании спорного соглашения ответчик должен был прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении предпринимателем Главой КФХ Черниязовым Т.Б. условий пункта 4.3.1., 4.3.3. соглашения.
Довод ответчика о том, что по условиям пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии предполагается помимо сохранения площадей и поголовья сельскохозяйственных животных, допускается сохранить один из показателей или поголовья сельскохозяйственных животных или засеянных площадей, судом апелляционной инстанции рассмотрен и правильно отклонен, поскольку основан на неправильном толковании условий соглашения.
Соглашение разработано на основании постановления Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п "Об утверждении порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства" (в ред. от 12.04.2019).
Пункт 21 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п, и пункт 4.3.3. соглашения от 28.05.2019 N 23, предполагают применение союза и (или), исходя из смысла постановления Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п, в соответствии с которым и представлена субсидия ответчику. Так, согласно пункта 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п, субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим на территории Оренбургской области деятельность по возделыванию яровых и (или) озимых зерновых культур и (или) производству продукции животноводства (молока, мяса крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, птицы, шерсти, пуха, яиц).
Таким образом, предполагается, что получателем субсидии может быть сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющий один из видов деятельности либо все указанные виды деятельности.
Оценив по правилам статьи 431 ГК РФ условия пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии, суды пришли к правильному выводу о том, что
при осуществлении деятельности по возделыванию яровых и (или) озимых зерновых культур и производству продукции животноводства (молока, мяса крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, птицы, шерсти, пуха, яиц) предполагается, что получатель субсидии должен обеспечить показатель результативности по обоим видам деятельности.
Подпункт а) пункта 19 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п, предусматривал документы, необходимые к предоставлению в министерство для получения субсидии.
В их перечень входили, в том числе копии отчетов по формам государственного статистического наблюдения N 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" по состоянию за предшествующий год, N 4 -СХ "Сведения об итогах сева под урожай текущего года" по состоянию на последнюю отчетную дату, N П-1 (СХ) "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" по состоянию за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления, N 24-СХ "Сведения о состоянии животноводства" за предшествующий год с копией отметки органа государственной статистики (для сельскохозяйственных организаций).
Таким образом, на основании представленных документов министерством определялось, по какому направлению, на какой вид техники имеет право получить субсидию сельскохозяйственный товаропроизводитель в зависимости от осуществляемой им деятельности и ее объемов.
Ответчик осуществляет деятельность по возделыванию яровых и (или) озимых зерновых культур и производству продукции животноводства.
Таким образом, учитываются оба показателя результативности, и, следовательно, ответчик обязан вернуть в бюджет полученную субсидию в полном объеме.
Установив, что ответчиком существенно снижена площадь засева зерновых, зернобобовых и кормовых культур, что свидетельствует о невыполнении одного из показателей результативности, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для возврата бюджетных средств.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2020 по делу N А47-8849/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Черниязова Тургалея Байжановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
...
С учетом положений статьи 1, абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации о соблюдении принципа разумного предпринимательского риска, надлежащей степени осмотрительности, статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе в заключении сделок, суды верно исходили из того, что при подписании спорного соглашения ответчик должен был прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
...
Оценив по правилам статьи 431 ГК РФ условия пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии, суды пришли к правильному выводу о том, что"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2021 г. N Ф09-2561/21 по делу N А47-8849/2020