Екатеринбург |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А60-22378/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Токмаковой А. Н., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уралбиофарм" (далее - общество "Уралбиофарм") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу N А60-22378/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Уралбиофарм" - Ануфриева В.А. (доверенность от 30.12.2020);
Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Спецавтобаза" (далее - ЕМУП "Спецавтобаза") - Питык П.Р. (доверенность от 18.12.2020 N 5-А).
ЕМУП "Спецавтобаза" обратилось в арбитражный суд к обществу "Уралбиофарм" о взыскании 459 765 руб. 88 коп. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января 2019 по февраль 2020 г. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее - общество "Транссервис").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2020 исковые требования удовлетворены частично в сумме 100 809 руб. 28 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 решение суда первой инстанции изменено, исковые требования удовлетворены, с общества "Уралбиофарм" взыскано 459 765 руб. 88 коп. задолженности.
В кассационной жалобе общество "Уралбиофарм" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, со ссылкой на приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 28.09.2017 N 1110 указывает на необходимость его применения при осуществлении деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; полагает, что сумма к оплате за вывозимый объем отходов ТКО не может превышать 100 809 руб. 28 коп., с учетом сведений ГЛОНАСС; указывает на злоупотребление правом со стороны истца.
В отзыве на кассационную жалобу ЕМУП "Спецавтобаза" указывает, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ЕМУП "Спецавтобаза" является региональным оператором в сфере обращения с отходами на территории Восточного административного округа Свердловской области, в который входит город Екатеринбург.
На основании пункта 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, Правила N 1156) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных, потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Потребитель в течение 15 рабочих дней направляет региональному оператору заявку о заключении договора. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами заключение публичного договора является обязательным для регионального оператора и потребителя.
Сведения на официальном сайте ЕМУП "Спецавтобаза" с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликованы 07.12.2018. Разногласия по договору оказания услуг по обращению с ТКО между сторонами не урегулированы.
Ссылаясь на заключение с ответчиком договора на условиях типового договора от 29.12.2018N 321237, а также оказание в период с января 2019 по февраль 2020 услуг по обращению с ТКО, неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, истец с соблюдением претензионного порядка обратился в суд с настоящим иском.
Изменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 5 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правилами N 1156. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
На основании положений ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 названного закона.
Согласно пункту 8 (18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Принимая во внимание изложенные выше нормы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком является заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Как следует из материалов дела, во исполнение условий типового договора в спорный период надлежащим образом выполнил принятые на себя обязательства, что подтверждается договорами с обществом "Транссервис" на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, навигационными отчетами по системе ГЛОНАСС.
Факт взаимоотношений истца, как регионального оператора по обращению с ТКО и общества "Транссервис", как оператора, подтвержден имеющимися в материалах дела договорами.
В обязанности потребителей, как указано в пункте 13 Правил N 1156, входит осуществлять складирование ТКО в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Из данных положений следует вывод, что даже в отсутствие контейнерной площадки, организованной органом местного самоуправления, ТКО, образующиеся в результате деятельности ответчика, в отсутствие доказательств их транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам (т.е. в случае складирования ТКО на контейнерных площадках, не поименованных в договоре, удаленных от местонахождения юридического лица), в любом случае осуществляет региональный оператор, что предполагает оказание услуг ответчику.
Ответчик не отрицает факт осуществления хозяйственной деятельности в принадлежащих ему помещениях и факт наличия твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности по указанному выше адресу.
При этом ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с иным региональным оператором, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой истцом.
Заключенный между ответчиком и обществом "Транссервис" договор на транспортировку отходов производства и потребления факт оказания услуг истцом в спорный период не исключает и не опровергает. Доказательств того, что между истцом и данным лицом имеются какие-либо договорные отношения по непосредственному сбору твердых коммунальных отходов, о том, что данное лицо является региональным оператором, в материалы дела не представлено.
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Таким образом, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО, то есть, являлся собственником ТКО (статья 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО) в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены соответствующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Поскольку по общему правилу оказывать услуги по обращению с ТКО может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся ТКО потребителя, при этом региональный оператор вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.01.2017 "Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017-2019 годах"); никакое иное лицо не вправе оказывать эти услуги потребителям.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора.
При этом согласно ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Согласно ФККО те виды отходов, на транспортировку которых ответчиком заключен договор с обществом "Транссервис" (смет с территории предприятий малоопасный, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы упаковочной бумаги и картона незагрязненные, спецодежда из натуральных волокон, утратившая потребительские свойства, отходы пленки, полиэтилена и изделий из нее незагрязненные) не являются твердыми коммунальными отходами, следовательно, заключение ответчиком договора с обществом "Транссервис" на транспортировку отходов, не относящихся к ТКО, не освобождает ответчика от оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО.
Согласно пункту 4.2 договора в случае осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО сбор и транспортирование ТКО потребителя может осуществляться на основании письменных заявок на транспортирование ТКО, оформленных в соответствии с формой, указанной в приложении N 3 к настоящему договору.
В пункте 12 Правил N 1156 установлено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 25 Правил N 1156 существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО является периодичность и время вывоза ТКО.
В связи с изложенным оснований для освобождения ответчика от обязанности оплатить услуги по обращению с ТКО, оказанные в спорный период региональным оператором, не имеется.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), в соответствии с пунктом 5 которых коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
В данном случае расчет произведен истцом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, установленных Постановлением РЭК Свердловской области от 30.08.2017 N 78-ПК "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования "город Екатеринбург".
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
В силу пункта 2 статьи 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Кроме того, исходя из п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 следует, что применение учета объема твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, возможно лишь при раздельном накоплении сортированных отходов.
Руководствуясь положениями пунктов 22, 28, 29 Методических рекомендаций по организации и эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Свердловской области, утвержденных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 22.04.2019 N 161, суд апелляционной инстанции указал, что в отсутствие доказательств фактического выполнения ответчиком требований о раздельном накоплении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО в спорный период, истец правомерно осуществил учет ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
При рассмотрении данного судом также приняты во внимание положения статьи 1, 6, части 2, 7, 8 статьи 18, части 1 статьи 24.8, части 2 статьи 24.10-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 1 Приказа Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подпункта 4 пункта 1 Положения о РЭК Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13.10.2010 N 1067-УГ, учитывая которые суд заключил, что РЭК является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области.
Постановлением РЭК СО N 78-ПК утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, которые определяются, исходя из установленного в постановлении вида деятельности, и именно названные нормативы применяются в целях коммерческого учета и осуществления расчетов с собственниками ТКО.
Указанные нормативы накопления твердых коммунальных отходов не отменены, являются действующими, а, следовательно, вопреки доводам ответчика, расчет, проведенный истцом с их применением, является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, вывод апелляционного суда о взыскании испрашиваемой суммы в полном объеме является верным.
Кассационная жалоба общества не содержит доводов, свидетельствующих о несоответствии вывода суда установленным им обстоятельствам по делу, а изложенные в ней доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2921 по делу N А60-22378/2020 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уралбиофарм" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Кроме того, исходя из п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 следует, что применение учета объема твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, возможно лишь при раздельном накоплении сортированных отходов.
...
При рассмотрении данного судом также приняты во внимание положения статьи 1, 6, части 2, 7, 8 статьи 18, части 1 статьи 24.8, части 2 статьи 24.10-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 1 Приказа Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подпункта 4 пункта 1 Положения о РЭК Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13.10.2010 N 1067-УГ, учитывая которые суд заключил, что РЭК является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2021 г. N Ф09-2951/21 по делу N А60-22378/2020