Екатеринбург |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А47-8850/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Тороповой М.В., Полуяктова А.С.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - Главы крестьянского (сельского) хозяйства Иткулова Вильдана Талгатовича (далее - предприниматель, ответчик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2020 по делу N А47-8850/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыли представители:
предпринимателя - Ахмедов А.М. (доверенность от 16.12.2020);
министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - министерство, истец) - Мигунова Т.В. (доверенность от 26.05.2020).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к предпринимателю о взыскании 955 556 руб. 79 коп. субсидии из которых 161 016 руб. 95 коп. - за приобретение оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов; 794 539 руб. 84 коп. - за приобретение технологического оборудования для молочного скотоводства.
Решением суда от 22.10.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Предприниматель полагает, что право на получение субсидии на компенсацию затрат на определенный вид техники возникает при наличии определенного количества вида животных, а при отсутствии животных и наличии только засевов возникает право на компенсацию затрат только на тракторы. Заявитель не согласен с толкованием судами пунктов 4.3.3 соглашений, отмечает, что в указанном пункте установлена безальтернативность исполнения показателей результативности использования субсидии, получатель обязан сохранить достижения результативности как в отношении площади посевов, так и поголовья животных. По мнению заявителя, оснований для применения к спорным отношениям измененной редакции Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249 - п (далее - Порядок), в которой предоставляются документы для получения субсидии, без употребления формулировки "или", не имеется. Заявитель считает, что поскольку министерство, как лицо, профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, подготовило проекты соглашений, суды должны были истолковать условия соглашений в пользу ответчика.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между министерством и предпринимателем заключено соглашение от 28.05.2019 N 100, предметом которого является предоставление из областного бюджета получателю субсидий компенсации части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов,
технологического оборудования для молочного скотоводства (п. 1.1 соглашения).
В силу пункта 2.1 соглашения субсидия предоставляется министерством в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 842, раздел 04, подраздел 05, целевая статья: 1830292190 вид расходов 811 в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 918-пп, на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения в 2019 году в размере: 794 539 руб. 84 коп.
Пунктом 3.1.7 соглашения предусмотрено наличие у получателя сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади) по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 200 и более условных голов животных в целях получения субсидии в соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Порядка предоставления субсидий.
Наличие у получателя поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности, в том числе молочных коров, по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 1000 и более голов в соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Порядка предоставления субсидий (пункт 3.1.8 соглашения).
Согласно пункту 4.1 соглашения министерство обязуется: - рассмотреть в порядке и в сроки, установленные порядком предоставления субсидии, представленные получателем документы. - обеспечить предоставление субсидии в порядке и при соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных настоящим соглашением. - обеспечить в установленном порядке перечисление субсидии. - определить показатели результативности использования субсидии. - осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. - в случае если получателем допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренные порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии с указанием срока и денежной суммы, подлежащей возврату в областной бюджет. - выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком и настоящим соглашением.
В соответствии с пунктом 4.3 соглашения получатель обязуется: - обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных Порядком, настоящим соглашением; - предоставить необходимые для предоставления субсидии документы в соответствии с требованиями, установленными пунктами 7 и 8 Порядка; - обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии: сохранить на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур на уровне 1544 гектаров и сохранив поголовье сельскохозяйственных животных на уровне голов, имеющихся на 1 января года, в котором предоставляются документы для получения субсидии (крупнорогатый скот - 433 голов, 170 коров); - обеспечить представление министерству не позднее 1 апреля года, следующего за годом получения субсидии необходимых отчетов и сведений о достижении значений показателей результативности, предусмотренных пунктом 19 Порядка.
Предприниматель направил в министерство заявление от 26.04.2019 N 100/20 с документацией о предоставлении субсидии.
После проверки документов министерством принято решение о выплате субсидий, платежным поручением от 29.05.2019 N 301537 денежные средства в размере 794 539 руб. 84 коп. перечислены ответчику.
Между министерством и предпринимателем заключено соглашение от 28.05.2019 N 102, предметом которого является предоставление из областного бюджета получателю субсидий компенсации части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства (п. 1.1).
В силу пункта 2.1 субсидия предоставляется министерством в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 842, раздел 04, подраздел 05, целевая статья: 1830292180 вид расходов 811 в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 918-пп, на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения в 2019 году в размере: 161 016 руб. 95 коп.
Пунктом 3.1.7 соглашения предусмотрено наличие у получателя сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади) по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 200 и более условных голов животных в целях получения субсидии в соответствии с
подпунктом 5.1 пункта 5 Порядка.
Наличие у получателя поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности, в том числе молочных коров, по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 1000 и более голов в соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Порядка (пункт 3.1.8 соглашения).
Согласно пункту 4.1 соглашения, министерство обязуется: - рассмотреть в порядке и в сроки, установленные Порядком, представленные получателем документы. - обеспечить предоставление субсидии в порядке и при соблюдении
получателем условий предоставления субсидии, установленных настоящим соглашением. - обеспечить в установленном порядке перечисление субсидии. - определить показатели результативности использования субсидии. - осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. - в случае если получателем допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренные Порядком и настоящим соглашением, направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии с указанием срока и денежной суммы, подлежащей возврату в областной бюджет. - выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком и настоящим соглашением.
В соответствии с пунктом 4.3 соглашения получатель обязуется: - обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных Порядком, настоящим соглашением; - предоставить необходимые для предоставления субсидии документы в соответствии с требованиями, установленными пунктами 7 и 8 Порядка; - обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии: сохранить на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур на уровне 1544 гектаров и сохранив поголовье сельскохозяйственных животных на уровне голов, имеющихся на 1 января года, в котором предоставляются документы для получения субсидии (крупнорогатый скот - 433 голов, 170 коров); - обеспечить представление министерству не позднее 1 апреля года, следующего за годом получения субсидии необходимых отчетов и сведений о достижении значений показателей результативности, предусмотренных пунктом 19 Порядка предоставления субсидии.
Предприниматель направил в министерство заявление от 26.04.2019 N 102/20 с документацией о предоставлении субсидии.
После проверки документов, министерством принято решение о выплате субсидий, платежным поручением N 301506 от 29.05.2019 от 29.05.2019 денежные средства в размере 161 016 руб. 95 коп. перечислены ответчику.
Согласно сведениям о посевных площадях яровых и (или) озимых зерновых и (или) о наличии поголовья сельскохозяйственных животных за 2019 год не сохранены посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур их площадь составила 655 гектаров, вместо предусмотренных 1544 гектаров.
Таким образом, как указывает истец, предпринимателем не исполнены обязательства, предусмотренные пунктами 4.3.3 соглашений.
Поскольку предпринимателем не выполнены показатели результативности, сумма полученной субсидии, в соответствии с пунктом 21 Порядка N 249-п, подлежит возврату в полном объеме - в общей сумме 955 556 руб. 79 коп.
В целях исполнения пункта 4.1.6. соглашения от 28.05.2019 и п. 21 Порядка N 249-п министерство в адрес ответчика направило требование от 20.04.2020 N 01-04-06/997 о возврате в добровольном порядке суммы субсидии в размере 955 556 руб. 79 коп.
Поскольку ответчиком данная сумма в областной бюджет не возвращена, министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
На основании ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу абз. 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подп. 3 п. 3 названной нормы права).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
С учетом положений ст. 1, 2, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды верно указали, что ответчик, как субъект предпринимательской деятельности должен действовать с разумной степенью заботливости и осмотрительности. Заключая соглашение, ответчик, действуя в своем интересе в силу свободы договора, осознавал особый характер правоотношений, в которые вступает, а также то, что приобретение им тех или иных прав и преимуществ возлагает на него определенные обязанности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе сведения, представленных истцом в министерство, пояснения министерства и предпринимателя, суды установили факт нарушения ответчиком условия пунктов 4.3.1, 4.3.3 соглашений в силу недостижения результативности в соответствии с условиями предоставления субсидии, поскольку ответчиком не сохранены площади засеянных площадей и качества посевов, и пришли к обоснованному выводу о том, что предоставленная субсидия подлежит возврату.
При этом судами в соответствии с нормами статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации дано верное толкование условий пунктов 4.3.1, 4.3.3 соглашений, в соответствии с которым соглашение является нарушенным а субсидия подлежит возврату при не обеспечении получателем одного из обязательств ( сохранение посевных площадей и сохранение поголовья с/х животных).
Иск удовлетворен правомерно, а доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.10.2020 по делу N А47-8850/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя -Главы крестьянского (сельского) хозяйства Иткулова Вильдана Талгатовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.С.Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе сведения, представленных истцом в министерство, пояснения министерства и предпринимателя, суды установили факт нарушения ответчиком условия пунктов 4.3.1, 4.3.3 соглашений в силу недостижения результативности в соответствии с условиями предоставления субсидии, поскольку ответчиком не сохранены площади засеянных площадей и качества посевов, и пришли к обоснованному выводу о том, что предоставленная субсидия подлежит возврату.
При этом судами в соответствии с нормами статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации дано верное толкование условий пунктов 4.3.1, 4.3.3 соглашений, в соответствии с которым соглашение является нарушенным а субсидия подлежит возврату при не обеспечении получателем одного из обязательств ( сохранение посевных площадей и сохранение поголовья с/х животных)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2021 г. N Ф09-2553/21 по делу N А47-8850/2020