Екатеринбург |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А50-24209/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Лазарева С.В., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта Пермского края (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2020 по делу N А50-24209/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайство министерства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к министерству о признании незаконным отказа, изложенного в пункте 2.2 приказа от 15.07.2020 N 44-01-02-21, с учетом изменений, внесенных приказом от 22.07.2020 N 44-01-02-91, в предоставлении обществу субсидии из бюджета Пермского края.
Решением суда от 23.11.2020 требования удовлетворены. Признан незаконным отказ министерства, изложенный в пункте 2.2 приказа от 15.07.2020 N 44-01-02-21, с учетом изменений, внесенных приказом от 22.07.2020 N 44-01-02-91, в предоставлении обществу субсидии из бюджета Пермского края. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что при подаче заявки в министерство бухгалтерские (финансовые) документы заявителем представлены не были, в связи с эти министерство не могло сделать вывод о том, что деятельность, связанная с перевозками пассажиров и багажа, осуществляемая обществом является фактически основной и единственной, как утверждает заявитель; при этом на момент подачи заявки на получение субсидии в качестве основного вида деятельности согласно выписки из ЕГРЮЛ была указана иная деятельность. По мнению заявителя, Федеральные правила не имеют большей юридической силы, чем краевой порядок. Министерство считает, что судами неверно истолкованы положения п. 2.1.2 Порядка, указывает, что субсидии предоставляются перевозчикам, осуществляющим по состоянию на 01.03.2020, а не в случае указания вида деятельности в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности. Министерство отмечает также, что постановлением Правительства Пермского края от 28.10.2020 N 822-п постановление Правительства Пермского края от 17.06.2020 N 435-п, утверждающее Порядок, в соответствии с которым министерством принят Приказ, признано утратившим силу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Пермского края от 17.06.2020 N 435-п "О предоставлении субсидии из бюджета Пермского края юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением ими регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, в апреле и мае 2020 года", утвержден Порядок, а также Норматив бюджетной субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением ими регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, в апреле и мае 2020 года в расчете на 1 работника в месяц.
Общество обратилось в министерство с заявкой от 06.07.2020 на предоставление указанной субсидий из бюджета Пермского края, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, в апреле и мае 2020 года в сумме 372 067,74 руб.
Приказом министерства от 15.07.2020 N 44-01-02-21 обществу отказано в предоставлении субсидий из бюджета Пермского края в связи с несоответствием требованиям, установленным пунктом 2.1.1 Порядка (пункт 2.2 приказа от 15.07.2020 N 44-01-02-21).
Приказом министерства от 22.07.2020 N 44- 01-02-91 в приказ от 15.07.2020 N 44-01-02-21 внесены изменения, в соответствии с которыми в пункте 2.2 этого приказа слова "пунктом 2.1.1" заменены словами "пунктом 2.1.2".
Получив отказ в предоставлении субсидии, общество направило в министерство претензию.
В письме о рассмотрении претензии от 13.08.2020 N 44-04-03исх-160 министерство пояснило, что согласно представленной выписке ЕГРЮЛ основной вид деятельности общества - "Строительство автомобильных дорог и
автомагистралей" (42.11), что является нарушением требований, установленных пунктом 2.1.2 Порядка.
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете
субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Пермского края от 17.06.2020 N 435-п утверждены Порядок, а также Норматив бюджетной субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением ими регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, в апреле и мае 2020 года в расчете на 1 работника в месяц.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам.
Исполнительным органом государственной власти, до которого всоответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год, является министерство (пункт 1.3 Порядка).
Пунктом 1.4 Порядка установлено, что субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников, в апреле и мае 2020 года по следующему направлению: заработная плата, фактически начисленная за апрель и май 2020 года водителям и кондукторам, непосредственно занятым в осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам (без уплаты страховых взносов и начисленного
районного коэффициента).
Согласно пункту 2.1 Порядка субсидии предоставляются перевозчикам: 2.1.1 осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, указанным в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в Пермском крае, опубликованном на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на последнюю дату марта и последнюю дату мая 2020 года по соответствующим маршрутам; 2.1.2 осуществляющим по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности основной вид экономической деятельности 49.31.21 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении" или вид 49.39.11 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении", подкласс 49.3 "Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта", класс 49 "Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта", раздел Н "Транспортировка и хранение"; 2.1.3 сохранившим в месяце, за который предоставляется субсидия, не менее 90% от количества работников на 1 апреля 2020 года; 2.1.4 соответствующим на 1 марта 2020 года следующим требованиям: не иметь просроченной задолженности по возврату в бюджет Пермского края субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом Пермского края (пункт 2.1.4.1 Порядка); не являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов (пункт 2.1.4.2 Порядка); не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность перевозчиков не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а перевозчики - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 2.1.4.3 Порядка); не получать средства из бюджета Пермского края на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка (пункт 2.1.4.4 Порядка).
Пунктом 2.11 Порядка установлено, что основаниями для отказа перевозчикам в предоставлении субсидии являются: - несоответствие перевозчика требованиям, указанным в пунктах 2.1.1- 2.1.4.4 Порядка; - непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2.5 Порядка; - несоответствие представленных перевозчиком документов требованиям, установленным пунктом 2.7 настоящего Порядка; - наличие арифметических ошибок, содержащихся в представленных перевозчиком документах; - несоответствие форм представленных перевозчиком документов формам, установленным приложениями к Порядку; - недостоверность представленной перевозчиком информации.
В обоснование отказа в предоставлении субсидии министерством указано на несоответствие основного вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ, видам деятельности, предусмотренным пунктом 2.1.2 Порядка.
Вместе с тем, как установлено судами и не оспорено Министерством, в качестве одного из дополнительных видов деятельности общества в ЕГРЮЛ был указан код 49.31.2 (регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении), что охватывается видами деятельности, поименованными в пункте 2.1.2 Порядка.
В подтверждение факта осуществления обществом в качестве основного вида деятельности регулярных перевозок пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении в материалы дела представлены: - упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах) за 2018-2019 годы, в которой указан код вида экономической деятельности общества 49.31.2 (регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении),- свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 00001 N 000493, серии 000001 N 000495, серии 000001 N 000496; - карты маршрутов регулярных перевозок серии 000059 N 000561, 000562, 000563, 000564, 000565, 000566, 000567, 000568, 000569, 000570, 000571, 000572, 000573, 000574, 000575, 000576, 000577, 000578; - расписание маршрутов N 104, 111, 339/1, 431 регулярных перевозок.
Судами принят во внимание установленный решением Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2017 по делу N А50-18506/2016 факт осуществления обществом деятельности по регулярным перевозкам пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.
Как установлено судами, исходя из буквального толкования пункта 2.1.2 Порядка, следует, что лицо, претендующее на получение субсидии, имеет право на ее получение в случае фактического осуществления предусмотренного настоящим пунктом вида деятельности по состоянию на 01.03.2020, а не в случае указания вида деятельности в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности.
Установив факт осуществления обществом перевозок в пригородном сообщении в качестве основного вида деятельности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявитель вправе претендовать на получение субсидии, предусмотренной Порядком.
Доводы министерства о том, что при подаче заявки бухгалтерские (финансовые) документы заявителем представлены не были, и министерство не могло сделать вывод о том, что деятельность общества, связанная с перевозками пассажиров и багажа, является основной и единственной, отклоняются, так как не являются основанием для отмены судебных актов.
Общество не может быть лишено права доказывать в суде наличие оснований для получения субсидии. Бремя доказывания правомерности оспоренного решения об отказе возлагается на уполномоченный орган.
Само по себе отсутствие указания в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности одного из видов деятельности, указанных в пункте 2.1.2 Порядка, не является основанием для отказа в выдаче субсидии. Это следует из самого Порядка, независимо от федеральных норм о порядке предоставления аналогичной субсидии из федерального бюджета, на что верно указано судом.
С учетом изложенного заявление удовлетворено правомерно.
Иные доводы заявителя были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, отклоняются судом округа как основанные на неправильном толковании закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.11.2020 по делу N А50-24209/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В.Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете
...
В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
...
Судами принят во внимание установленный решением Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2017 по делу N А50-18506/2016 факт осуществления обществом деятельности по регулярным перевозкам пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2021 г. N Ф09-2737/21 по делу N А50-24209/2020