г. Пермь |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2021 г. N Ф09-2737/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А50-24209/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от заявителя - Колясникова Л.В. по доверенности от 25.09.2020,предъявлено
удостоверение адвоката;
от Министерства транспорта Пермского края - Строкоус И.О., паспорт, доверенность от 29.12.2020, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 ноября 2020 года по делу N А50-24209/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д" (ОГРН 1065904112746, ИНН 5904144164)
к Министерству транспорта Пермского края (ОГРН 1035900070678, ИНН 5902291090)
о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству транспорта Пермского края (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа, изложенного в пункте 2.2 приказа от 15.07.2020 N 44-01-02-21, с учетом изменений, внесенных приказом от 22.07.2020 N 44-01-02-91, в предоставлении обществу субсидии из бюджета Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 ноября 2020 года требования ООО "Бизнес-Д" удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства транспорта Пермского края, изложенный в пункте 2.2 приказа от 15.07.2020 N 44-01-02-21, с учетом изменений, внесенных приказом от 22.07.2020 N 44-01-02-91, в предоставлении обществу субсидии из бюджета Пермского края. На Министерство транспорта Пермского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что при подаче заявки в Министерство транспорта Пермского края бухгалтерские (финансовые) документы заявителем представлены не были. Министерство не располагало перечисленными выше документами на момент рассмотрения заявки и прилагаемых документов от заявителя, соответственно, не могло сделать вывод о том, что деятельность, связанная с перевозками пассажиров и багажа, осуществляемая ООО "Бизнес-Д", является фактически основной и единственной, как утверждает заявитель. В связи с этим единственным возможным подтверждением осуществления перевозок в качестве основного вида деятельности на момент рассмотрения заявки заявителя является указание его в качестве основного в выписке из ЕГРЮЛ, представленной им в составе заявки. На момент подачи заявки на получение субсидии в качестве основного вида деятельности согласно выписки из ЕГРЮЛ была указана иная деятельность. Федеральные правила не имеют большей юридической силы, чем краевой порядок, и устанавливать этот порядок в соответствии с федеральными нормами Правительство Пермского края не обязано.. В решении суда не нашел отражение довод Министерства, что постановлением Правительства Пермского края от 28.10.2020 N 822-п постановление Правительства Пермского края от 17.06.2020 N 435-п, утверждающее Порядок, в соответствии с которым Министерством принят Приказ, признано утратившим силу.
В судебном заседании представитель Министерства на доводах жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Пермского края от 17.06.2020 N 435-п "О предоставлении субсидии из бюджета Пермского края юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением ими регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, в апреле и мае 2020 года", утверждены Порядок, а также Норматив бюджетной субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением ими регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, в апреле и мае 2020 года в расчете на 1 работника в месяц.
Общество обратилось в Министерство с заявкой от 06.07.2020 на предоставление указанной субсидий из бюджета Пермского края, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, в апреле и мае 2020 года в сумме 372 067,74 руб.
Приказом Министерства транспорта Пермского края от 15.07.2020 N 44-01-02-21 обществу отказано в предоставлении субсидий из бюджета Пермского края в связи с несоответствием требованиям, установленным пунктом 2.1.1 Порядка (пункт 2.2 приказа от 15.07.2020 N 44-01-02-21).
Приказом Министерства транспорта Пермского края от 22.07.2020 N 44-01-02-91 в приказ от 15.07.2020 N 44-01-02-21 внесены изменения, в соответствии с которыми в пункте 2.2 этого приказа слова "пунктом 2.1.1" заменены словами "пунктом 2.1.2".
Получив отказ в предоставлении субсидии, общество направило в Министерство претензию (получена ответчиком 07.08.2020).
В письме о рассмотрении претензии от 13.08.2020 N 44-04-03исх-160 Министерство пояснило, что согласно представленной выписке ЕГРЮЛ основной вид деятельности общества - "Строительство автомобильных дорог и автомагистралей" (42.11), что является нарушением требований, установленных пунктом 2.1.2 Порядка.
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, заявитель обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт осуществления обществом перевозок в пригородном сообщении, соответственно, заявитель вправе претендовать на получение субсидии, предусмотренной Порядком.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Пермского края от 17.06.2020 N 435-п утверждены Порядок, а также Норматив бюджетной субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением ими регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, в апреле и мае 2020 года в расчете на 1 работника в месяц.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам.
Исполнительным органом государственной власти, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год, является Министерство транспорта Пермского края (пункт 1.3 Порядка).
Пунктом 1.4 Порядка установлено, что субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников, в апреле и мае 2020 года по следующему направлению: заработная плата, фактически начисленная за апрель и май 2020 года водителям и кондукторам, непосредственно занятым в осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам (без уплаты страховых взносов и начисленного районного коэффициента).
Согласно пункту 2.1 Порядка субсидии предоставляются перевозчикам:
2.1.1 осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, указанным в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в Пермском крае, опубликованном на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), на последнюю дату марта и последнюю дату мая 2020 года по соответствующим маршрутам;
2.1.2 осуществляющим по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности основной вид экономической деятельности 49.31.21 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении" или вид 49.39.11 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении", подкласс 49.3 "Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта", класс 49 "Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта", раздел Н "Транспортировка и хранение";
2.1.3 сохранившим в месяце, за который предоставляется субсидия, не менее 90% от количества работников на 1 апреля 2020 года;
2.1.4 соответствующим на 1 марта 2020 года следующим требованиям:
не иметь просроченной задолженности по возврату в бюджет Пермского края субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом Пермского края (пункт 2.1.4.1 Порядка);
не являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов (пункт 2.1.4.2 Порядка);
не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность перевозчиков не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а перевозчики - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (пункт 2.1.4.3 Порядка);
не получать средства из бюджета Пермского края на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка (пункт 2.1.4.4 Порядка).
Пунктом 2.11 Порядка установлено, что основаниями для отказа перевозчикам в предоставлении субсидии являются:
- несоответствие перевозчика требованиям, указанным в пунктах 2.1.1-2.1.4.4 Порядка;
- непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2.5 Порядка;
- несоответствие представленных перевозчиком документов требованиям, установленным пунктом 2.7 настоящего Порядка;
- наличие арифметических ошибок, содержащихся в представленных перевозчиком документах;
- несоответствие форм представленных перевозчиком документов формам, установленным приложениями к Порядку;
- недостоверность представленной перевозчиком информации.
Из материалов дела установлено, что основанием для отказа в предоставлении обществу субсидии явился вывод Министерства о несоответствии основного вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ, видам деятельности, предусмотренным пунктом 2.1.2 Порядка.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспорено Министерством, в качестве одного из дополнительных видов деятельности общества в ЕГРЮЛ был указан код 49.31.2 (регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении). Осуществление обществом в качестве основного вида деятельности регулярных перевозок пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении подтверждается представленными в материалы дела документами:
- упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетностью (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах) за 2018-2019 годы, в которой указан код вида экономической деятельности общества 49.31.2 (регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении), что охватывается видами деятельности, поименованными в пункте 2.1.2 Порядка;
- свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 00001 N 000493, серии 000001 N 000495, серии 000001 N 000496;
- картами маршрутов регулярных перевозок серии 000059 N N 000561, 000562, 000563, 000564, 000565, 000566, 000567, 000568, 000569, 000570, 000571, 000572, 000573, 000574, 000575, 000576, 000577, 000578;
- расписанием маршрутов N N 104, 111, 339/1, 431 регулярных перевозок.
Более того, факт осуществления обществом "Бизнес-Д" деятельности по регулярным перевозкам пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении установлен решением Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2017 по делу N А50-18506/2016.
Из буквального толкования пункта 2.1.2 Порядка следует, что лицо, претендующее на получение субсидии, имеет право на ее получение в случае фактического осуществления предусмотренного настоящим пунктом вида деятельности по состоянию на 01.03.2020, а не в случае указания вида деятельности в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности.
Поскольку материалами дела подтверждается факт осуществления обществом перевозок в пригородном сообщении в качестве основного вида деятельности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявитель вправе претендовать на получение субсидии, предусмотренной Порядком.
Доводы Министерства о том, что при подаче заявки бухгалтерские (финансовые) документы заявителем представлены не были, Министерство не располагало этими документами на момент рассмотрения заявки, соответственно, не могло сделать вывод о том, что деятельность общества, связанная с перевозками пассажиров и багажа, является основной и единственной, отклоняются, так как не влекут отмену судебного акта. Общество не может быть лишено права доказывать в суде наличие оснований для получения субсидии.
Вопреки доводам Министерства, само по себе неотражение в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности одного из видов деятельности, указанных в пункте 2.1.2 Порядка, не является основанием для отказа в выдаче субсидии. Это следует из самого Порядка, независимо от федеральных норм о порядке предоставления аналогичной субсидии из федерального бюджета.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 ноября 2020 года по делу N А50-24209/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24209/2020
Истец: ООО "БИЗНЕС-Д"
Ответчик: Министерство транспорта Пермского края