Екатеринбург |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А60-73214/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Поротниковой Е. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - общество "ОГК-2") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2020 по делу N А60-73214/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ОГК-2" - Демидов Р.А. (доверенность от 17.02.2020 N 78 АБ 8082667);
закрытого акционерного общества "Инжиниринговый центр ГОЧС "Базис" (далее - общество "Инжиниринговый центр ГОЧС "Базис") - Никифоров С.Б. (доверенность от 20.10.2020);
Министерства общественной безопасности Свердловской области (далее - Министерство) - Артемьева В.В. (доверенность от 20.01.2021 N 5), Таркин А.С. (доверенность от 20.01.2021 N 7).
Общество "ОГК-2" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству о признании недействительным предписания от 11.10.2019 N 44/1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное бюджетное учреждение "Управление Гражданской Защиты Серовского Городского Округа" (далее - учреждение), общество "Инжиниринговый центр ГОЧС "Базис".
Решением суда первой инстанции от 20.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ОГК-2" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной инстанции указывает на нарушение судом апелляционной инстанции порядка формирования состава суда, поскольку постановление суда апелляционной инстанции было принято коллегией судей при участии находящегося в отставке председательствующего судьи - Риб Л.Х.
Общество "ОГК-2" также ссылается на то, что в технических условиях разработки подраздела "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений Серовской ГРЭС", выданных Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ГУ МЧС по Свердловской области) 16.05.2013 N 07-3-3/СМИС отсутствует указание на обязательность сопряжения систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС) Серовской ГРЭС с системой оповещения Серовского городского округа.
Кроме того, общество "ОГК-2" полагает, что судами необоснованно применен пункт 6.45 Свода правил 165.1325800.2014 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне" (далее - СП 165.1325800.2014), поскольку предусмотренное названным пунктом обязательство относится к сопряжению исключительно систем оповещения, а не систем СМИС.
По мнению общества "ОГК-2", оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку его исполнение зависит от воли третьих лиц и в частности от учреждения.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство и учреждение просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества "ОГК-2" - без удовлетворения.
Общество "Инжиниринговый центр ГОЧС "Базис" в отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы общества "ОГК-2".
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, ГУ МЧС России по Свердловской области в адрес общества "ОГК-2" выдано предписание от 05.08.2016 N 39/4-2, которым было предписано в срок до 01.08.2017 устранить нарушение, выразившееся в том, что структурированная СМИС зданий и сооружений Серовской ГРЭС не сопряжена с единой дежурно-диспетчерской службой (далее - ЕДДС) города Серова.
В связи с перераспределением полномочий и субъектов надзора между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Главное управление МЧС России по Свердловской области передало контрольно-наблюдательное дело общества "ОГК-2" Министерству для осуществления надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для контроля исполнения ранее выданных предписаний. По результатам проверки исполнения ранее выданного предписания ГУ МЧС России по Свердловской области от 05.08.2016 N 39/4-2, Министерством в адрес общества "ОГК-2" выдано предписание от 10.10.2017 N 37, которым предписано устранить нарушение в срок до 10.09.2018.
По результатам проверки исполнения предписания от 10.10.2017 N 37 установлено, что предписание не исполнено, обществу "ОГК-2" вновь выдано предписание от 08.10.2018 N 40-1 об устранении нарушения в срок до 10.09.2019.
В период с 07.10.2019 по 11.10.2019 Министерством проведена внеплановая документарная проверка выполнения требования выданного обществу "ОГК-2" предписания от 08.10.2018 N 40-1. По результатам проверки составлен акт проверки от 11.10.2019 N 44, выдано предписание N 44/1 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предписанием от 11.10.2019 N 44/1 обществу предписано устранить нарушения пунктов 4, 9 статьи 15, пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ), ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие условия" (далее - ГОСТ Р 22.1.12-2005); в срок до 01.09.2020 обеспечить сопряжение структурированной СМИС зданий и сооружений организации с ЕДДС города Серова в соответствии с пунктом 1.1. рабочего проекта 41.01.-90-000-73-7AS-ACD от 2014 г. и техническими условиями для разработки подраздела "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений в составе раздела "ИТМ ГО", выданными Главным управлением МЧС России по Свердловской области от 16.05.2013 N 07-3-3/СМИС.
Полагая, что названное предписание Министерства недействительно, общество "ОГК-2" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС создают для предупреждения чрезвычайных ситуаций в целях недопущения потерь, ущерба здоровью людей, материального ущерба в условиях действия дестабилизирующих факторов, а также информационной поддержки принятия решений органами повседневного управления РСЧС по предупреждению и ликвидации аварий.
Положения ГОСТ Р 22.1.12-2005 относятся к организациям, чья деятельность связана с рисками причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и наряду с другими нормативными актами устанавливают обязательные требования создания на опасных объектах структурированной системы мониторинга и управления зданиями и сооружениями.
В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов: возникновения пожара; нарушения в системе теплоснабжения, отопления, подачи горячей и холодной воды; нарушения в подаче электроэнергии; нарушения в подаче газа; отказа в работе лифтового оборудования; несанкционированного проникновения в служебные помещения; повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей; затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков; утечки газа; отклонений от нормативных параметров технологических процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изменения состояния основания, строительных (инженерно-технических) конструкций зданий и сооружений; нарушение работоспособности систем противоаварийной защиты, безопасности и противопожарной защиты; сооружений инженерной защиты; изменения состояния участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта мониторинга.
На основании пункта 4.6 ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС должны обеспечивать: прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных; непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов; формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в дежурные и диспетчерские службы объекта; формирование и передачу формализованного сообщения о чрезвычайных ситуациях на объектах, в том числе вызванных террористическими актами, в органы повседневного управления РСЧС; автоматизированное оповещение о произошедшей аварии чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации; автоматизированное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов; документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий дежурных и диспетчерских служб объектов.
В силу пункту 4.7 ГОСТ Р 22.1.12-2005 в состав СМИС объекта должны входить следующие подсистемы: система сбора данных и передачи сообщений (СОТ); система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС); система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК).
Согласно пункту 5.1.1. ГОСТ Р 22.1.12-2005 предусмотрено, что в СМИС должны входить: - программный комплекс сбора, обработки данных мониторинга, формирования и передачи информации; - серверы СМИС для обеспечения сопряжения с инженерными системами объекта, информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС; - АРМ СМИС, включающий мониторы оперативного мониторинга и поддержки принятия решения; - оборудование автоматической передачи коротких сообщений (SMS); - оборудование приема и передачи видеоинформации; - локальная вычислительная сеть СМИС; - комплекс средств связи с органами повседневного управления РСЧС.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Серовская ГРЭС относится к объектам, на которых подлежат обязательной установке СМИС (пункт 4.9 ГОСТ Р 22.1.12-2005).
До внесения в октябре 2014 г. изменений в Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении опасных производственных объектов Серовской ГРЭС осуществляло Главное управление МЧС России по Свердловской области, которое в соответствии со своими полномочиями 16.05.2013 выдало филиалу общества "ОГК-2" Серовской ГРЭС технические условия для разработки подраздела "СМИС" рабочего проекта "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" Серовской ГРЭС. При этом разработанный обществом "ОГК-2" проект, прошедший государственную экспертизу, предусматривал возможность информационного обмена СМИС Серовской ГРЭС с ЕДДС Серовского городского округа.
Однако при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по Свердловской области установило, что созданная на основании этого проекта структурированная СМИС зданий и сооружений Серовской ГРЭС не сопряжена с ЕДДС города Серова. В связи с этим система не обеспечивает надлежащий контроль основных дестабилизирующих факторов на территории городского округа, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде вследствие несвоевременного оповещения в условиях действия дестабилизирующих факторов.
При этом судами верно указано, что общество "ОГК-2" обязано выполнять требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе по системе связи и оповещения о чрезвычайных ситуациях на объектовом уровне единой системы. Судами также отмечено, что ранее выданные обществу "ОГК-2" предписания аналогичного содержания были предметом судебной проверки в рамках дела N А60-64004/2018, признаны обоснованными, соответствующими требованиям законодательства.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания Министерства недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "ОГК-2" требований.
Довод общества "ОГК-2" о нарушении судом апелляционной инстанции порядка формирования состава суда, поскольку постановление суда апелляционной инстанции было принято коллегией судей при участии находящегося в отставке председательствующего судьи - Риб Л.Х., судом кассационной инстанции отклоняется.
Согласно заключению Высшей Квалификационной коллегии Судей Российской Федерации от 26.11.2020 дано согласие на привлечение судьи в отставке Риб Л.Х. к осуществлению правосудия в качестве судьи Семнадцатого арбитражного апелляционного суда на срок до одного года в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Приказом Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2020 N 4КД/113 судья в отставке Риб Л.Х. привлечена в качестве судьи Семнадцатого арбитражного апелляционного суда сроком до одного года.
Поскольку иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2020 по делу N А60-73214/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.