Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2021 г. N Ф09-3079/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А60-73214/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя, публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии": Демидов Р.А., паспорт, доверенность от 17.02.2020, диплом;
от заинтересованного лица, Министерства общественной безопасности Свердловской области: Таркин А.С. удостоверение, доверенность от 20.01.2021 N 7, диплом; Артемьева В.В. паспорт, доверенность от 20.01.2021 N 5;
от третьего лица, закрытого акционерного общества "Инжиниринговый центр ГОЧС "Базис": Никифоров С.Б. паспорт, доверенность от 20.10.2020, диплом;
от третьего лица, муниципального бюджетного учреждения "Управление гражданской защиты Серовского Городского Округа": не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 ноября 2020 года по делу N А60-73214/2019,
принятие судьей Хачевым И.В.
по заявлению публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН 2607018122, ОГРН 1052600002180)
к Министерству общественной безопасности Свердловской области (ИНН 6671065279, ОГРН 1176658003400),
третье лицо: муниципальное бюджетное учреждение "Управление гражданской защиты Серовского Городского Округа" (ИНН 6680001345, ОГРН 1126680001249), закрытое акционерное общество "Инжиниринговый центр ГОЧС "Базис",
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству общественной безопасности Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным предписания N 44/1 от 11.10.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Управление Гражданской Защиты Серовского Городского Округа", закрытое акционерное общество "Инжиниринговый центр ГОЧС "Базис".
Решением арбитражного суда от 20.11.2020 (резолютивная часть объявлена 19.11.2020) в удовлетворении требований отказано.
Заявитель с принятым по делу судебным актом не согласился, обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права и неполное исследование обстоятельств дела, приводит доводы о том, что при рассмотрении дела суд неправомерно применил положения пункта 6.45 СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне, поскольку предусмотренное указанным пунктом обязательство относится к сопряжению исключительно систем оповещения, а не систем СМИС (структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений); на объекте филиала ПАО "ОГК-2" - Серовская ГРЭС установлена система СМИС, которая не является системой оповещения.
Заявитель указывает, что возложение на него обязанности по сопряжению СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой влечет дополнительные материальные затраты для общества, кроме того, оборудование ЕДДС не имеет технической возможности сопряжения с СМИС
Серовской ГРЭС.
По мнению апеллянта, оспариваемое предписание является неисполнимым, неправомерно возлагает на общество обязанность по безвозмездной установке на ЕДДС города Серова оборудования. Между тем, собственник оборудования, установленного в ЕДДС города Серова должен самостоятельно нести расходы по его содержанию, в том числе обеспечить надлежащее техническое состояние.
Третье лицо, закрытое акционерное общество "Инжиниринговый центр ГОЧС "Базис", представило пояснения, в которых поддерживает позицию заявителя, просит отменить решение суда и удовлетворить апелляционную жалобу.
Министерство общественной безопасности Свердловской области представило отзыв с мотивированными возражениями на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - муниципальное бюджетное учреждение "Управление гражданской защиты Серовского Городского Округа" также представило отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в судебном заседании представители заявителя, заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на жалобу (письменных пояснениях).
Третье лицо, МБУ "Управление Гражданской Защиты Серовского Городского Округа" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ранее ГУ МЧС России по Свердловской области в адрес ПАО "ОГК-2" было выдано предписание от 05.08.2016 N 39/4-2, которым было предписано в срок до 01.08.2017 устранить нарушение, выразившееся в том, что структурированная система мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) зданий и сооружений Серовской ГРЭС не сопряжена с единой дежурно-диспетчерской службой (ЕДДС) города Серова.
В связи с перераспределением полномочий и субъектов надзора между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Главное управление МЧС России по Свердловской области передало контрольно-наблюдательное дело ОАО "ОГК-2" (в настоящее время ПАО "ОГК-2") Министерству общественной безопасности Свердловской области для осуществления надзора в области защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для контроля исполнения ранее выданных предписаний.
По результатам проверки исполнения ранее выданного предписания ГУ МЧС России по Свердловской области от 05.08.2016 N 39/4-2, Министерством общественной безопасности Свердловской области в адрес ПАО "ОГК-2" выдано предписание от 10.10.2017 N 37, которым предписано устранить нарушение в срок до 10.09.2018.
По результатам проверки исполнения предписания от 10.10.2017 N 37 установлено, что предписание не исполнено, ПАО "ОГК-2" вновь выдано предписание от 08.10.2018 N 40-1 об устранении нарушения в срок до 10.09.2019.
В период с 07.10.2019 по 11.10.2019 Министерством проведена внеплановая документарная проверка выполнения требования выданного ПАО "ОГК-2" предписания от 08.10.2018 N 40-1.
По результатам проверки составлен акт проверки N 44 от 11.10.2019, выдано предписание N 44/1 от 11.10.2019 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основанием для выдачи предписания послужили выводы о том, что система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений Серовской ГРЭС не сопряжена с ЕДДС города Серова.
Предписанием от 11.10.2019 N 44/1 обществу предписано устранить нарушения пунктов 4, 9 статьи 15, пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие условия"; в срок до 01.09.2020 обеспечить сопряжение структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений организации с единой дежурно-диспетчерской службой города Серова в соответствии с пунктом 1.1. рабочего проекта 41.01.-90-000-73-7AS-ACD от 2014 года и техническими условиями для разработки подраздела "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений в составе раздела "ИТМ ГО", выданными Главным управлением МЧС России по Свердловской области от 16.05.2013 N 07-3-3/СМИС.
Не согласившись с данным предписанием, ПАО "ОГК-2" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу статьи 27 указанного Федерального закона государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418, государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции, при этом должностные лица органов государственного надзора вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.07.2016 N 496-ПП установлен Порядок осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Свердловской области, под которым понимается деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, посредством организации и проведения проверок субъектов надзора, проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанного уполномоченного органа государственной власти Свердловской области по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора.
Предметом регионального государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций является оценка соблюдения субъектами надзора обязательных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, при этом региональный государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется, в том числе, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор.
Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, является Министерство общественной безопасности Свердловской области.
Как следует из материалов дела, до внесения в октябре 2014 года изменений в Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении опасных производственных объектов Серовской ГРЭС осуществляло Главное управление МЧС России по Свердловской области, которое в соответствии со своими полномочиями 16.05.2013 выдало филиалу ПАО "ОГК-2" Серовской ГРЭС технические условия для разработки подраздела "СМИС" рабочего проекта "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" Серовской ГРЭС. Разработанный ПАО "ОГК-2" проект, прошедший государственную экспертизу, предусматривал возможность информационного обмена СМИС Серовской ГРЭС с ЕДДС Серовского городского округа.
При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по Свердловской области установило, что созданная на основании этого проекта структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений Серовской ГРЭС не сопряжена с единой дежурно-диспетчерской службой города Серова.
Порядок создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС урегулирован ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления зданиями и сооружениями", разработанный в обеспечение реализации Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24.03.1997 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Основными целями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС создают для предупреждения чрезвычайных ситуаций в целях недопущения потерь, ущерба здоровью людей, материального ущерба в условиях действия дестабилизирующих факторов, а также информационной поддержки принятия
решений органами повседневного управления РСЧС по предупреждению и
ликвидации аварий.
Таким образом, положения ГОСТ Р 22.1.12-2005 относятся к организациям, чья деятельность связана с рисками причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и наряду с другими нормативными актами устанавливают обязательные требования создания на опасных объектах структурированной системы мониторинга и управления зданиями и сооружениями.
В соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов: возникновения пожара; нарушения в системе теплоснабжения, отопления, подачи горячей и холодной воды; нарушения в подаче электроэнергии; нарушения в подаче газа; отказа в работе лифтового оборудования; несанкционированного проникновения в служебные помещения; повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей; затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков; утечки газа; отклонений от нормативных параметров технологических процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изменения состояния основания, строительных (инженерно-технических) конструкций зданий и сооружений; нарушение работоспособности систем противоаварийной защиты, безопасности и противопожарной защиты; сооружений инженерной защиты; изменения состояния участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта мониторинга.
Согласно пункту 4.6 ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС должны обеспечивать: прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных; непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов; формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в дежурные и диспетчерские службы объекта; формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в том числе вызванных террористическими актами, в органы повседневного управления РСЧС; автоматизированное оповещение о произошедшей аварии чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации; автоматизированное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов; документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий дежурных и диспетчерских служб объектов.
Согласно пункту 4.7 ГОСТ Р 22.1.12-2005 в состав СМИС объекта должны входить следующие подсистемы: система сбора данных и передачи сообщений (СОТ); система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС); система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК).
В пункте 5.1.1. ГОСТ Р 22.1.12-2005 предусмотрено, что в СМИС должны входить: - программный комплекс сбора, обработки данных мониторинга, формирования и передачи информации; - серверы СМИС для обеспечения сопряжения с инженерными системами объекта, информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС; - АРМ СМИС, включающий мониторы оперативного мониторинга и поддержки принятия решения; - оборудование автоматической передачи коротких сообщений (SMS); - оборудование приема и передачи видеоинформации; - локальная вычислительная сеть СМИС; - комплекс средств связи с органами повседневного управления РСЧС.
В соответствии с пунктом 4.9 ГОСТ Р 22.1.12-2005 Серовская ГРЭС относится к объектам, на которых подлежат обязательной установке СМИС.
В силу пункта 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов также должна содержать перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.
В подпункте "б" пункта 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" предусмотрено, что иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами, должна содержать документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, в том числе перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов.
Материалами дела подтверждается, что проект "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" Серовской ГРЭС, прошедший государственную экспертизу, предусматривает возможность информационного обмена СМИС Серовской ГРЭС с ЕДДС Серовского городского округа; условие об обязательности сопряжения СМИС Серовской ГРЭС с системой оповещения городского округа было предусмотрено техническими условиями ГУ МЧС России по Свердловской области на разработку этого проекта, в связи с чем решение технических задач по сопряжению системы является обязанностью общества.
Надзорным органом установлено и подтверждается материалами дела, что СМИС Серовской ГРЭС не сопряжена с ЕДДС города Серова, в силу чего не обеспечивает надлежащий контроль основных дестабилизирующих факторов на территории городского округа, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде вследствие несвоевременного оповещения в условиях действия дестабилизирующих факторов.
Доводы заявителя ПАО "ОГК-2" о неисполнимости предписания со ссылкой на невозможность сопряжения СМИС Серовской ГРЭС с ЕДДС города Серова ввиду того, что оборудование ЕДДС города Серова (аппаратно-программный комплекс "Грифон") не имеет технической возможности сопряжения с СМИС Серовской ГРЭС, в предписании не прописаны технические решения для исполнения предписания, судом отклоняются, поскольку опровергаются, в том числе, письмом разработчика КПТСО "Грифон" НИИ Автоматики и электромеханики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники исх. N 395 от 06.06.2016; необходимость несения материальных затрат на приобретение необходимого оборудования не свидетельствует о неисполнимости предписания. При выдаче предписания надзорный орган не вправе вмешиваться в деятельность предприятия.
Кроме того, из пояснений представителя общества не следует, что заявителю неясно как выполнить предписание. В данном случае общество не согласно с возложенной на него обязанностью, указанной в предписании.
Довод ПАО "ОГК-2" о том, что в компетенцию Администрации Серовского городского округа входят вопросы осуществления мероприятий по организации и защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а единая дежурно-диспетчерская служба Серовского городского округа является органом повседневного управления и в соответствии с этим должна обеспечить прием информации от структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений был рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В соответствии с пунктом 6 указанного Постановления на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, ПАО "ОГК-2" обязано выполнять требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе по системе связи и оповещения о чрезвычайных ситуациях на объектовом уровне единой системы.
Доводы апеллянта о том, что оборудование ЕДДС города Серова (аппаратно-программный комплекс "Грифон") не предусмотрено техническими условиями ГУ МЧС России по Свердловской области от 16.05.2013, не предназначено для сопряжения и приема сообщений от ПТК СМИС Серовской ГРЭС судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены по следующим основаниям.
Письмами разработчика КПТСО "Грифон" - НИИ Автоматики и электромеханики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники исх. N 395 от 06.06.2016, N 951 от 18.11.2020, N 101 от 10.02.2020 подтвердило, что сопряжение возможно при выполнении разработки технических условий. Техническая возможность сопряжения СМИС филиала ПАО "ОГК-2" Серовская ГРЭС и КПТСО "Грифон" ЕДДС МБУ "УГЗ СГО" имеется при условии дополнительно установить модуль СМИС и разработать программное обеспечение.
ПАО "ОГК-2" при проектировании и вводе в эксплуатацию СМИС Серовской ГРЭС за согласованием и техническими условиями не обращалось.
Вместе с тем пунктами 2.1., 2.2., 2.3 технического задания от 18.05.2013 N 07-3-3/СМИС определены рекомендации застройщику по порядку реализации технических условий, а именно необходимо получить технические условия на организацию канала связи СМИС объекта с ЕДДС МБУ "УГЗ СГО" у поставщика услуг связи, технические условия и полученные у поставщика услуг связи ТУ приложить к проектной документации СМИС объекта, включить в проектную ведомость, необходимого оборудования, программного обеспечения и материалов, в локальный сметный расчет-затрат на строительно-монтажные работы, разработать и согласовать с руководителем ЕДДС МБУ "УГЗ СГО" и утвердить у застройщика объекта регламент действий дежурной службы ДДС объекта и ЕДДС МБУ "УГЗ СГО" при получении сообщений СМИС; разработать в соответствии с СТУ, техническим заданием, проектными решениями и согласовать с застройщиком объекта и руководителем ЕДДС МБУ "УГЗ СГО" программу и методику испытаний СМИС объекта; осуществить пусконаладочные работы по организации подключения СМИС объекта к "ПТК СМИС/СМИК" ЕДДС МБУ "УГЗ СГО".
Требования и условия технического задания, а также проектные решения принимались ПАО "ОГК-2" самостоятельно, согласование с ЕДДС МБУ "УГЗ СГО" не проводилось и запрос на получение технических условий при проектировании, а также при введении в эксплуатацию не запрашивался.
В соответствии с пунктом 1.6 технических условий СМИС, выданных Главным управлением МЧС России по Свердловской области указано, что подключение к ЕДДС МБУ "УГЗ СГО" должно осуществляться организацией, эксплуатирующей СМИС, также данный порядок перечислен в рабочем проекте ССП СМИС, который прошел экспертизу.
При рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать, что ранее выданные заявителю предписания аналогичного содержания были предметом судебной проверки в рамках дела N А60-64004/2018, признаны обоснованными, соответствующими требованиям законодательства.
При рассмотрении указанного дела суды пришли к выводу, что обязательность сопряжения СМИС Серовской ГРЭС с системой оповещения городского округа была предусмотрена техническими условиями ГУ МЧС России по Свердловской области на разработку проекта, в связи с чем решение технических задач по сопряжению системы является обязанностью общества.
В целом все доводы заявителя и третьего лица сводятся к несогласию с выводами суда о законности предписания. Однако данное обстоятельство основанием для отмены судебного акта не является.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Министерства имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, оснований для признания предписания недействительным не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом результата рассмотрения дела, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 ноября 2020 года по делу N А60-73214/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-73214/2019
Истец: ЗАО "ИЦГ "БАЗИС", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ПАО ВТОРАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСП МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ