Екатеринбург |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А47-13112/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Тороповой М.В., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" (далее - общество "ЗападноАбдулинО") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2020 по делу N А47-13112/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании через Арбитражный суд Оренбургской области приняли участие представители:
общества "ЗападноАбдулинО" - Шатилова А.С. (доверенность от 01.10.2020);
федерального государственного учреждения культуры и искусства "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Министерства обороны Российской Федерации - Нейфельд В.А. (доверенность от 06.04.2021);
Администрации города Оренбурга - Старых Ю.А. (доверенность от 30.12.2020 N 269).
Федеральное государственное учреждение культуры и искусства "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "ЗападноАбдулино" об обязании ответчика ликвидировать котлован на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Оренбурга, инспекция Государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области (далее - третьи лица, Администрация, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами общество "ЗападноАбдулинО" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе общество "ЗападноАбдулинО" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы в рассматриваемом деле не доказано, что объект незавершенного строительства - торгово-административного комплекса "Атриум" оказывает негативное влияние на здание истца или создает угрозу его состоянию. Общество "ЗападноАбдулинО" указывает на то, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А47-7274/2014 установлено, что регистрация права собственности осуществлена на оба блока спорного объекта недвижимости, то есть на весть объект недвижимости в целом и, оспаривая такое право, истец намерен прекратить право собственности ответчика на часть, принадлежащего ему имущества, право на которое зарегистрировано. Заявитель кассационной жалобы считает, что проведенная в рамках данного дела судебная экспертиза является необъективной в части ее назначения и выводов. Общество "ЗападноАбдулинО" настаивает на том, что судами необоснованно отказано в назначении повторной экспертизы по ходатайству ответчика. Заявитель жалобы полагает, что обжалуемые судебные акты направлены на переоценку ранее вынесенных судебных актов по делам N А47-11213/2012, N А47-14642/2012. Податель кассационной жалобы ссылается на то, что судами, не учтено преюдициально установленные обстоятельства застройки земельного участка с кадастровым номером 56:44:0220001:9, объектом недвижимого имущества ответчика. Судом не разрешен вопрос правовых последствий "ликвидации" и о судьбе объекта недвижимого имущества (части объекта), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9. Общество "ЗападноАбдулинО" обращает внимание на то, что ликвидация "котлована" невозможна, так как фактически это объект недвижимого имущества - блок "А" объекта незавершенного строительства - торгово-административного комплекса "Атриум" и котлованом (землей) не является. Удовлетворение заявленных истцом требований направлено на уничтожение объекта незавершенного строительства, принадлежащего ответчику. В обоснование заявленных доводов общество указывает на то, что причиной состояния объекта культурного наследия "Военное собрание" и его обрушение не связано с действиями (бездействиями) ответчика. Заявитель кассационной жалобы считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, противоречат преюдициально установленным обстоятельствам судебных актов по делам N А47-14642/2012, N А47-7274/2014, основаны только на выводах судебной экспертизы без оценки иных доказательств по делу.
Администрация в своем отзыве просит оставить оспариваемы судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества "ЗападноАбдулинО" - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В отзыве на кассационную жалобу, Инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, обращая внимание на то, что доводы общества "ЗападноАбдулино" несостоятельны, не имеют правового значения в рассматриваемом споре, поскольку для удовлетворения исковых требований в настоящем деле достаточно доказательств наличия угрозы обрушения соседнего с котлованом здания "Военное собрание", наличие угрозы в свою очередь, подтверждено экспертным заключением.
Учреждение "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России в отзыве на кассационную жалобу просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что истец не может приступить к ремонту наружных стен здания, поскольку со стороны котлована доступ к фасаду здания спецтехники и строительного оборудования заблокирован. При этом факт наличия угрозы обрушения соседнего с котлованом здания "Военное собрание" подтвержден экспертным заключением, вместе с тем, засыпка котлована на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9 не причинит ущерб объекту незавершенного строительства" ввиду его фактического отсутствия. Отмечает, что рецензент и представитель ответчика по доверенности Китаев Н.М. в своей рецензии соглашался с выводом эксперта о том, что шпунтовое ограждение, имеющееся в котловане, является временным сооружением, а не частью строящегося объекта.
Обществом "ЗападноАбдулинО" на отзывы сторон представлены возражения, согласно которым, доводы истца и третьего лица не опровергают аргументов, приведенных в кассационной жалобе ответчика. В своих возражениях ответчик указывает на то, что связь между наличием котлована на спорном земельном участке и угрозы жизни и здоровью, имуществу граждан и зданию культурного наследия, не доказана.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, учреждение "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России владеет на праве оперативного управления трехэтажным зданием библиотеки литер Е7, общей площадью 607 кв. м., по адресу город Оренбург, ул. Советская/ул. Пролетарская, д. N . 48/35, о чем в ЕГРН 19.09.2001 внесена запись за номером 56-01/00-1/2001-1739. Право оперативного управления зарегистрировано и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 56-00 N 283609.
Указанное здание на основании Решения Исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов от 13.05.1987 N 179, Постановления Правительства Оренбургской области от 16.04.2012 N 334-п, Постановления Правительства Оренбургской области от 14.01.2013 N 9-п является памятником градостроительства и архитектуры 2 пол. XIX века регионального значения "Военное собрание" за регистрационным номером 561310313300005 в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В рамках осуществления государственного надзора за состоянием объектов культурного наследия на основании приказа и.о. заместителя начальника Инспекции от 05.08.2019 N 42 проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении учреждения "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Министерства обороны Российской Федерации в период с 07 по 23 августа 2019 года.
В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что объект культурного наследия "Военное собрание" имеет ряд сквозных трещин в районе лестничной клетки, свидетельствующих об осадке северо-западной стороны здания (со стороны котлована), трещины в перекрытии второго этажа. Объект культурного наследия находится в недопустимом состоянии. Причиной указанных дефектов является воздействие открытого в течение долгого времени котлована, расположенного в непосредственной близости от фундамента памятника. Состояние стен неудовлетворительное, местами -недопустимое. Со стороны дворового фасада в северной части имеются трещины, шириной раскрытия до 2 см. Характер трещин указывает на значительное проседание северного угла здания, возможность ремонта отсутствует в связи с близко расположенным обрывом в котлован.
По дворовым фасадам наблюдается отслоение красочного и местами штукатурного покрытия, загрязнения.
Инспекцией 23.08.2019 начальнику учреждения "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России А.В. Краснокуцкому выдано предписание исх. N 55-2-1195 об устранении нарушений законодательства в области сохранения и содержания объектов культурного наследия регионального значения "Дом купца В. Трошина" и "Военное собрание", расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 48. В целях устранения выявленных нарушений предписано установить информационные надписи и обозначения; разработать проекты реставрации и провести работы по сохранению объектов культурного наследия в срок до 31.12.2022.
В связи с поступившем обращением руководителя учреждения "Дом офицеров" в прокуратуру города Оренбурга комиссией в составе: департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, председателя комитета по управлению имуществом города Оренбурга, Главного специалиста государственного строительного надзора Оренбургской области, начальника хозяйственной части учреждения "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" МО РФ, главного инженера акционерного общества НПО ПИ "Оренбурггражданпроект", главного специалиста инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, старшего помощника прокурора города Оренбурга, заместителя начальника управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, в присутствии участкового уполномоченного отдела полиции N 1 УУП ОУУП ИПДИ ОП N 1 МУ МВД России "Оренбургское" 30.08.2019 произведено визуальное обследование основных конструкций здания библиотеки (литер Е), расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 48 (объект культурного наследия регионального значения "Военное собрание"), и прилегающей к зданию территории, включая расположенные в непосредственной близости от объекта конструкции недостроенного здания торгово-административного комплекса "Атриум" и котлована недостроенного здания.
В ходе осмотра выявлены ряд трещин в районе лестничной клетки, трещины в стенах, свидетельствующие об осадке северо-западной стороны здания, трещины в перекрытии второго этажа, отставание гипсовой лепнины потолка. В непосредственной близости от стен здания расположен котлован глубиной около 12 метров, откосы которого укреплены стенкой из досок на металлическом каркасе. Подпорная конструкция находится на расстоянии 1,5-2 метра от края котлована, грунт вблизи фундаментов объекта осыпается, подпорная конструкция находится в деформированном, частично разрушенном состоянии, между деревянными щитами и стенками котлована вследствие воздействия ливневых и талых вод образовались зазоры, достигающие 1 м. На отдельных участках, где деревянные щиты отсутствуют, произошло локальное обрушение грунта стенок котлована, канатная арматура наклонных анкеров существенно повреждена коррозией, часть канатной арматуры в местах сопряжения со шпунтовой стенкой не закреплена.
При визуальном обследовании объекта культурного наследия "Военное собрание" уполномоченные органы пришли к выводу, что объект находится в неудовлетворительном состоянии.
По результатам совместного осмотра специалистом акционерного общества НПО ПИ "Оренбурггражданпроект" составлено заключение по обследованию участка здания "Военного собрания" находящегося в непосредственной близости от подземных конструкций недостроенного здания "Атриума" и котлована.
Согласно данному заключению, практически все вертикальные стенки котлована не закреплены, возможно, их внезапное локальное обрушение. Наиболее опасным является незакрепленный участок вертикальной стенки котлована, расположенный в непосредственной близости от стен здания (литера Е7) библиотеки "Дома офицеров Оренбургского гарнизона". На этом участке может произойти внезапное обрушение большой массы грунта и части здания библиотеки, расположенной на данном грунте. Шпунтовая стенка предназначенная для сдерживания бокового давления грунта и предотвращения его обрушения, не выполняет эту функцию в силу того, что между вертикальными стенками котлована и шпунтовым ограждением нет плотного контакта. Между ними образовались зазоры, достигающие 1 м в зоне расположения стен библиотеки. Данные зазоры образовались вследствие постепенного размывания грунта вертикальных стенок котлована дождевыми и талыми водами. Несущая способность шпунтового ограждения существенно снизилась в результате возникновения многочисленных повреждений дощатых настилов и отдельных досок между трубами шпунтового ограждения, через которые смываемый грунт перемещается в котлован, образовывая зазоры; повреждения коррозией канатной арматуры наклонных анкеров; отсутствие надежного сопряжения с отдельными стержнями канатной арматуры наклонных анкеров. В некоторых цанговых зажимах отсутствуют специальные зубчатые элементы (цанги), обеспечивающие закрепление канатной арматуры в зажиме. Возможность внезапного обрушения участка грунта, залегающего под фундаментами здания (литера Е7) библиотеки "Дома офицеров Оренбургского гарнизона" и обследованной части библиотеки, расположенной на данном участке грунта, с высокой степенью достоверности подтверждается незатухающим процессом увеличения ширины раскрытия трещин, имеющихся в стенах лестничной клетки библиотеки. Постоянное увеличение ширины раскрытия данных трещин является следствием продолжающейся осадки и сползания грунта вместе с обследованной частью библиотеки в котлован. В сложившейся ситуации техническое состояния грунтов, являющихся основанием обследованного участка библиотеки, оцениваются как аварийное. С целью предотвращения обрушения грунтов основания и части конструкций библиотеки необходимо незамедлительно разработать и выполнит комплекс мероприятий по обеспечению их сохранности. Для их разработки следует выполнить детальное (инструментальное) обследование несущих конструкций и провести инженерно-геологические изыскания грунтового основания под подошвой фундаментов здания. До проведения указанных мероприятий необходимо запретить доступ людей к опасному участку здания. По периметру данного участка необходимо незамедлительно выставить ограждение и предупреждающие таблички "Опасная зона".
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А47-5695/2019, N А47-9903/2016, N А47-11113/2019, N А47-13114/2019 установлено, что общество "ЗападноАбдулинО" является собственником объекта незавершенного строительства Торгово- административного комплекса "Атриум.
По результатам проведения открытых торгов в форме аукциона 03.10.2006 между обществом "Атриум" в лице конкурсного управляющего Ершова С.Н. (продавец) и обществом "ЗападноАбдулинО" (покупатель) заключен договор N 1 купли-продажи недвижимого имущества, согласно которому покупателем в собственность приобретены, в том числе, незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум", расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 50.
Строительство объекта предполагалось на двух земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0220001:9 площадью 3 053 кв. м. (Блок А) и единое землепользование с кадастровым номером 56:44:0000000:12 площадью 6 946 кв. м. (Блок В).
Право собственности общества "ЗападноАбдулинО" на незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 03.10.2006 N 1 зарегистрировано за ответчиком 03.04.2013, о чем сделана запись регистрации N 56-56-01/141/2006-346 и выдано свидетельство о государственной регистрации серии 56-АБ N 884423.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.02.2016 по делу N А47-7180/2015 по заявлению общества "ЗападноАбдулинО" к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании незаконными уведомлений (решений) департамента градостроительства и земельных отношений Администрации об отказе в заключении договоров аренды земельных участков от 15.05.2015 N 4724/15, N 4722/15 и об обязании департамента заключить с обществом "ЗападноАбдулинО" договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0000000:12 и 56:44:0220001:9, суд обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, заключив с обществом "ЗападноАбдулинО" договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0220001:9 и 56:44:0000000:12.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.12.2019 по делу N А47-13113/2019 удовлетворены исковые требования Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга к обществу "ЗападноАбдулинО" о расторжении договора аренды земельного участка от 30.03.2016 N 16/л-99юр с кадастровым номером 56:44:0000000:12.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Оренбургской области от 04.12.2019 по делу N А47-13114/2019 удовлетворены исковые требования Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга к обществу "ЗападноАбдулинО" о расторжении договора аренды земельного участка от 30.03.2016 N 16/л-101юр с кадастровым номером 56:44:0220001:9. Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0220001:9 является смежным с земельным участком, на котором располагается памятник "Военное собрание".
В обоснование заявленных требований учреждение "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России указывало на следующие обстоятельства. Работы на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9, обществом "ЗападноАбдулино" не производились с 2007 года, фактически на земельном участке находится только вырытый котлован, стенки которого постоянно осыпаются, оползание стенок котлована вызывает неравномерные подвижки и просадки грунта на прилегающих земельных участках, в том числе и на земельном участке под объектом культурного наследия "Военное собрание". Сохранение котлована на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9, по мнению истца, влечет разрушение памятника культуры и создает угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в этом здании.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, учреждение "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования учреждения "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума от 29.04.2010 N 10/22), в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Таким образом, негаторный иск может быть удовлетворен при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наличия у истца права собственности или иного права, предусмотренного статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, наличия препятствий в осуществлении этого права, а также наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся указанные препятствия.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22).
Из материалов дела усматривается, что строительство торгово-административного комплекса "Атриум" предполагалось на двух земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0220001:9 и 56:44:0000000:12. На земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9 в настоящий момент располагается котлован с временными строительными сооружениями.
Судами установлено, что длительное бездействие ответчика по не проведению строительных работ (с 2007 по 2020) привело к ненадлежащему состоянию временных строительных конструкций, сооруженных на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9.
В соответствии с частью 1 статьи 82 и частью 3 статьи 86 Кодекса арбитражный суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. Заключение эксперта исследуется и оценивается наряду с другими доказательствами по делу.
В ходе судебного разбирательства, по ходатайству общества "ЗападноАбдулино" по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Промтехнология" Столповскому Г.А. и Романюк П.В.
Согласно экспертному заключению от 29.06.2020 N НПП-007/02-2020 эксперты пришли к следующим выводам.
В соответствии с требованиями нормативно-технической документации в частности, с СП 45.13330.2017 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" при разработке грунта вблизи существующих зданий "...необходимо принять меры против возможных деформаций существующих сооружений и коммуникаций, а также нарушений устойчивости откосов котлованов". В качестве такой меры была предусмотрена ограждающая стена в грунте, однако с учетом срока ее эксплуатации, выявленных дефектов и аварийного состояния в целом, данная ограждающая стена не выполняет своей функции, вследствие чего высока вероятность внезапного сдвига грунта внутрь котлована по призме обрушения, в результате чего находящиеся на берме котлована здания, сооружения, люди также попадут под обрушение, что приведет соответственно к разрушению зданий и сооружений (включая находящиеся в непосредственной близости здание объекта культурного наследия "Военное собрание"), угрозе жизни и здоровью, а также имуществу граждан.
В соответствии с п. 11.21 СП 45.13330.2017 "Земляные сооружения, основания и фундаменты": "При разработке котлованов непосредственно около фундаментов существующих сооружений, а также действующих подземных коммуникаций необходимо принять меры против возможных деформаций существующих сооружений и коммуникаций, а также нарушений устойчивости откосов котлованов".
Также эксперты указали, что ликвидация котлована путем его засыпки в пределах земельного участка с кадастровым номером 56:44:0220001:9 не может нанести ущерб никаким объектам незавершенного строительства за их отсутствием на данном земельном участке. Вместе с тем, согласно указанному экспертному заключению, Принятые меры в виде ограждающей стены в грунте не обеспечивают выполнения требований, предъявляемых к котлованам, в силу дефектов, приводящих к её аварийному состоянию и неспособности выполнять свои функции.
Согласно экспертному заключению от 29.06.2020 N НПП-007/02-2020 ограждающая стена, находящаяся в котловане в связи с условиями эксплуатации не выполняет своей защитной функции и как следствие существует возможность внезапного сдвига грунта внутрь котлована по призме обрушения, в результате чего находящиеся на берме котлована здания, сооружения, люди также попадут под обрушение.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пункт 6 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суды двух инстанций на основании экспертного заключения, а также иных доказательств, в том числе заключения акционерного общества НПО ПИ "Оренбурггражданпроект" от 30.08.2019 пришли к выводу о том, что котлован, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9, не подвергался консервации и в его текущем состоянии не соответствует требованиям действующей нормативно-технической документации.
Судами первой и апелляционной инстанций, принято во внимание, представленное в материалы дела ответчиком заключение Самарской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2012 N 741/5-4 (внесудебная экспертиза), согласно которого, при визуальном осмотре территории в апреле 2012 года установлено наличие котлована с элементами конструкции подземной части блока "А", представляющего собой шпунтовое ограждение с использованием труб и деревянной обшивкой. Однако, технологией предусмотрен следующий хронологический порядок: выполнение шпунтованного ограждения из стальных свай и выполнением горизонтальных анкеров; разработка грунта до отметки низа фундаментной стены; устройство песчаной, бетонной подготовки и монолитной фундаментной плиты; установка инвентарной опалубки и выполнение внутреннего каркаса - монолитных железобетонных наружных ограждающих и внутренних стен, колон, перекрытий и покрытий технологией было предусмотрено перед выемкой грунта ниже отметки 0 бурение скважин ниже отметки уровня так называемой технологически нижней границы основания "ванны", образованной основанием - нижней армированной бетонной плоскости и стенами, выполненными из армированного бетона на глубину порядка 5 метров для установки труб с последующей заливкой бетоном.
Проведение соответствующих работ ответчиком, судами не установлено, материалами дела не подтверждено, ввиду чего правомерно отклонен довод заявителя кассационной жалобы о том, что удовлетворение заявленных истцом требований направлено на уничтожение объекта незавершенного строительства, принадлежащего ответчику.
Судами установлено, что требования правомерно предъявлены к обществу "ЗападноАбдулино" - владельцу временных конструкций, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9, в результате длительного бездействия которого допущена угроза причинения вреда соседнему зданию. При этом, несмотря на расторжение договора аренды земельного участка, доказательств его возврата арендодателю материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, всесторонне, полно и объективно исследовав все представленные сторонами по делу доказательства, установив, наличие реальной угрозы обрушения соседнего с котлованом здания "Военное собрание" и как следствие возможности причинения вреда, приняв во внимание экспертное заключение, согласно которому ограждающая стена, находящаяся в котловане в связи с условиями эксплуатации не выполняет своей защитной функции и существует возможность внезапного обрушения указанного здания, пришли к правомерному выводу о необходимости ликвидации котлована на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9.
Таким образом, заявленные учреждением "Дом офицеров Оренбургского гарнизона" Минобороны России требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что вступившими в законную силу судебными актами установлено, что регистрация права собственности осуществлена на оба блока спорного объекта недвижимости, то есть на весть объект недвижимости в целом и оспаривая такое право, истец намерен прекратить право собственности ответчика на часть, принадлежащего ему имущества, право на которое зарегистрировано, судом кассационной инстанции отклоняется как не имеющий правового значения в данном споре.
Действительно, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А47-7274/2014 Арбитражного суда Оренбургской области, отказано в удовлетворении иска Администрации города Оренбурга к обществу "ЗападноАбдулинО" о признании отсутствующим права собственности на незавершённый строительством объект. В рамках указанного дела суда установлено, что спорный объект относится к объектам недвижимого имущества и является объектом незавершенного строительства 33 % готовности, состоящим из двух составных и неотъемлемых частей - блоков "А" и "Б", расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 56:44:0220001:9 и 56:44:0000000:12.
Однако, в рамках настоящего дела право собственности ответчика на незавершенный строительством торгово-административный комплекс "Атриум" 33% готовности, состоящий из котлована блока "А" и подземной части блока "В" не оспаривается, ввиду чего не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего спора.
Доводы кассационной жалобы относительно того, что объект незавершенного строительства - торгово-административного комплекса "Атриум" не оказывает негативного влияния на здание истца и не создает угрозу его состоянию, а также причины состояния объекта культурного наследия "Военное собрание" и его обрушение не связано с действиями (бездействиями) ответчика, судом округа не принимается, как противоречащий материалам дела.
Кроме того, как разъяснено в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" для констатации нарушения права истца нет необходимости дожидаться наступления соответствующего события, в данном случае разрушения строения, достаточно доказательств наличия угрозы нарушения права. Для констатации нарушения права истца нет необходимости дожидаться наступления соответствующего события, в данном случае разрушения строения, достаточно доказательств наличия угрозы нарушения права.
Таким образом, для удовлетворения заявленных требований достаточно установления потенциальной угрозы обрушения котлована на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9, что может привести к внезапному обрушению здания "Военное собрание", находящегося в непосредственной близости с котлованом, созданию угрозы жизни и здоровью граждан и объекту культурного наследия.
Вместе с тем, сама по себе потребность проведения ремонтных работ в отношении здания не отменяет и не исключает угрозы обрушения котлована и вместе с ним стены здания. Из пояснений представителей Администрации и Учреждения, следует, что дистанция между котлованом и стенкой здания с 2003года до настоящего времени сократилась с 5 метров до 2 метров, также существует угроза обрушения в котлован части автомобильной дороги с пешеходным тротуаром. При этом, не представляется возможным приступить к ремонту наружных стен здания со стороны котлована ввиду невозможности подъезда спецтехники и строительного оборудования. Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе заключением экспертов от 29.06.2020 N НПП-007/02-2020.
Довод кассационной жалобы о том, что судами необоснованно отклонено ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы подлежит отклонению судом кассационной инстанции на основании статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку вопрос о необходимости проведения экспертизы находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу.
Суды пришли к верному выводу о том, что представленные в материалы дела заключение экспертов от 29.06.2020 N НПП-007/02-2020 является полными и обоснованными, соответствует требованиям статей 82, 83 и 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержит все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, противоречий в выводах экспертов, иных обстоятельств, вызывающих сомнения в достоверности проведенной экспертизы не имеется. Квалификация экспертов подтверждена, в связи с чем отсутствуют основания считать данное заключение ненадлежащим доказательством по делу.
Несогласие с выводами экспертов, а также с выводами суда, сделанными по результатам оценки экспертного заключения, не является основанием для его признания ненадлежащим доказательством.
Ссылка подателя кассационной жалобы на то, что судом не разрешен вопрос правовых последствий "ликвидации" и о судьбе объекта недвижимого имущества (части объекта), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0220001:9 является несостоятельной.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Оренбургской области от 04.12.2019 по делу N А47-13114/2019 удовлетворены исковые требования Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга к обществу "ЗападноАбдулинО" о расторжении договора аренды земельного участка от 30.03.2016 N 16/л-101юр с кадастровым номером 56:44:0220001:9.
Решением арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-3071/2020 у общества "ЗападноАбдулино" изъят объект незавершённого строительства "Торгово-административный комплекс "Атриум", расположенный по адресу Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская д.50, путём продажи с публичных торгов по начальной цене продажи объекта незавершённого строительства, равной 58 952 000 руб.
С учетом названных обстоятельств, принимая во внимание, что договоры аренды расторгнуты, разрешение на строительство с 2009 года отсутствует, в настоящее время у общества "ЗападноАбдулино" изъят объект незавершённого строительства "Торгово-административный комплекс "Атриум", суд кассационной инстанции полагает, что вопрос правовых последствий "ликвидации" и о судьбе объекта недвижимого имущества значения в рассматриваемом споре не имеет, поскольку отсутствуют перспективы дальнейших правоотношений.
Изложенные в кассационной жалобе иные доводы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Кроме того, указанные доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2020 по делу N А47-13112/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗападноАбдулинО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы относительно того, что объект незавершенного строительства - торгово-административного комплекса "Атриум" не оказывает негативного влияния на здание истца и не создает угрозу его состоянию, а также причины состояния объекта культурного наследия "Военное собрание" и его обрушение не связано с действиями (бездействиями) ответчика, судом округа не принимается, как противоречащий материалам дела.
Кроме того, как разъяснено в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" для констатации нарушения права истца нет необходимости дожидаться наступления соответствующего события, в данном случае разрушения строения, достаточно доказательств наличия угрозы нарушения права. Для констатации нарушения права истца нет необходимости дожидаться наступления соответствующего события, в данном случае разрушения строения, достаточно доказательств наличия угрозы нарушения права.
...
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Оренбургской области от 04.12.2019 по делу N А47-13114/2019 удовлетворены исковые требования Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга к обществу "ЗападноАбдулинО" о расторжении договора аренды земельного участка от 30.03.2016 N 16/л-101юр с кадастровым номером 56:44:0220001:9."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2021 г. N Ф09-3396/21 по делу N А47-13112/2019