Екатеринбург |
|
09 июня 2021 г. |
Дело N А60-46124/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Токмаковой А. Н., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ридингер Анастасии Сергеевны (далее - заявитель, предприниматель, ИП Ридингер А.С.) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2020 по делу N А60-46124/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ИП Ридингер А.С. обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Камышловского городского округа (далее - финансовое управление) в период с 12.01.2020 по настоящее время, выразившиеся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 031486485 от 29.07.2019 по делу N А60-523/2019, неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Администрации Камышловского городского округа (далее - администрация) в связи с неисполнением ею указанного исполнительного документа, а также в неинформировании взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит обязать финансовое управление приостановить в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до полного исполнения требований исполнительного листа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Ридингер А.С. просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Полагает, суды неправомерно отказали в применение к спорным отношениям пункта 7 статьи 242.5 БК РФ, несмотря на непогашения должником исполнительного листа в течение 3-х месяцев, а применили положения статьи 242.2 БК РФ, поскольку должником является не Камышловский городской округ, как муниципальное образование, а администрации, выполняющая функции юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением. При этом, в нарушение статей 15, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суды не указали мотивов, по которым они отказали в применение к спорным правоотношениям пункта 7 статьи 242.5 БК РФ. Указывает, что суды необоснованно отказали в признании незаконным бездействий финансового управления, несмотря на нарушением таким бездействием прав истца на своевременное удовлетворение денежных требований к должнику.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2019 по делу N А60-523/2019 с администрации за счет казны муниципального образования Камышловский городской округ в пользу ИП Ридингер А.С. взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 697 482 руб. 24 коп. за период с 09.01.2016 по 01.02.2018.
На основании вступившего в законную силу судебного акта арбитражным судом выдан взыскателю исполнительный лист серии ФС N 031486485 от 29.07.2019 о взыскании денежных средств, который направлен взыскателем в финансовое управление для исполнения и получен последним 19.10.2019.
Письмом от 30.12.2019 ИП Ридингер А.С. уведомлена о принятии исполнительного документа к исполнению Финансовым управлением.
Поскольку решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2019 по делу N А60-523/2019 в полном объеме до настоящего времени не исполнено, полагая, что финансовое управление незаконно бездействует, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что финансовое управление в рамках своих полномочий предпринимало все необходимые меры к исполнению исполнительного документа, виновного бездействия с его стороны не допущено, а исполнительный документ не исполнен по причине недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов в бюджете Камышловского городского округа.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласился.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В силу пункта 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в управление).
Согласно пункту 3 статьи 217 БК РФ, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Согласно части 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Камышловский городской округ является дотационной территорией и относится к муниципальным образованиям, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года.
В соответствии с требованиями статьи 136 БК РФ такие муниципальные образования, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Таким образом, как верно отмечено судами, законодатель установил в качестве ключевой задачи соблюдение принципа сбалансированности бюджетов муниципальных образований, а также эффективности использования бюджетных средств, поступающих в виде как налоговых, так и неналоговых доходов. При этом муниципальные образования не вправе принимать на себя дополнительные расходные обязательства, поскольку увеличение расходов в режиме дефицита бюджета является недопустимым.
Судами установлено, что Камышловский городской округ в течение с 2011-2019 годов обращался в Министерство финансов Свердловской области (далее - министерство финансов) с письмами об увеличении объема оценки расходных полномочий, необходимых для решения вопросов местного значения, не учтенных при оценке расходных полномочий Камышловскому городскому округу (как дотационной территории), ежегодно в указанное ведомство направляются письма о выделении дополнительных средств на оплату исполнительных листов.
Думой Камышловского городского округа утверждено решение от 06.12.2018 N 323 "О бюджете Камышловского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов", согласно которому в бюджете на 2019 год по исполнению судебных актов по искам к Камышловскому городскому округу предусмотрена сумма 2 735 365 руб.
В период с 11 сентября по 28 октября 2019 года министерством финансов был вынесен протокол согласования исходных данных к проекту бюджета на 2020 год Камышловского городского округа, в соответствии с которым на исполнение судебных актов в бюджете данного округа предусмотрено 25 млн. руб., где к суммарной оценке расходных полномочий муниципалитетов применен коэффициент оптимизации 15%, в связи с чем сумма по дополнительным средствам составила 21,25 млн. руб. на исполнение судебных актов по искам к Камышловскому городскому округу.
Решением Думы Камышловского городского округа 05.12.2019 N 440 "О бюджете Камышловского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" на 2020 год на исполнение судебных актов по искам к Камышловскому городскому округу предусмотрена сумма 24 751 800 руб.
Решение Думы Камышловского городского округа от 20.02.2020 N 458 "О внесении изменений в решение Думы Камышловского городского округа от 05.12.2019 N 440 "О бюджете Камышловского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" в бюджете на 2020 год предусмотрены средства на исполнение судебных актов в сумме 31 451 800 руб.
Судами установлено, что на исполнении по взысканиям с муниципального образования Камышловский городской округ к моменту поступления исполнительного листа предпринимателя в финансовом управлении в порядке очередности уже находилось 8 исполнительных документов на общую сумму 31 501 435,77 руб.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 855 ГК РФ и учитывая, что на момент поступления спорного исполнительного листа на исполнении в финансовом органе находились исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, оснований для погашения задолженности перед предпринимателем по указанному выше исполнительному листу не имелось.
Действующий механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагает фактическое наличие бюджетных средств на едином счете местного бюджета и достаточность соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа.
Отсутствие финансовой возможности является препятствием для выделения главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.
Таким образом, суды пришли к правильным выводам, что финансовое управление в рамках своих полномочий предпринимало необходимые меры к исполнению исполнительных документов в порядке календарной очередности их поступления в финансовое управление, объективно было лишено возможности единовременно исполнить судебный акт из-за фактического отсутствия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на счете казны муниципального образования Камышловский городской округ на исполнение исполнительного листа.
Для осуществления бюджетного процесса на территории Камышловского городского округа принято решение Думы Камышловского городского округа от 18.06.2015 N 491 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Камышловском городском округе"
Составление проекта бюджета - исключительная прерогатива администрации Камышловского городского округа. Администрация Камышловского городского округа обеспечивает исполнение бюджета Камышловского городского округа, (подпункт 1, подпункт 3 пункта 1 статьи 13 Положения о бюджетном процессе в Камышловском городском округе).
Финансовое управление составляет проект бюджета, представляет его с необходимыми документами и материалами в администрацию Камышловского городского округа для внесения в Думу и организует исполнение утвержденного бюджета Камышловского городского округа, (подпункт 1, подпункт 2, подпункт 3 пункта 1 статьи 14 Положения о бюджетном процессе в Камышловском городском округе).
Заявитель считает, что абзацем 5 пункта 3 статьи 217 и пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ предусмотрена обязанность начальника финансового управления внести изменения в сводную бюджетную роспись Камышловского городского округа в целях исполнения исполнительного документа.
В силу части 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но только в пределах объема бюджетных ассигнований, установленных решением о бюджете.
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать, внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования (определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1312-О-О).
Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета. Соответственно, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования который обязан обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Судами установлено, что финансовое управление при исполнении исполнительного документа действовало в пределах своей компетенции: своевременно (в течение пяти рабочих дней) Финансовое управление в Камышловском городском округе уведомило главу Камышловского городского округа о поступлении исполнительного документа и сроках его исполнения; представляло главе Камышловского городского округа информацию об исполнении исполнительных документов, сумме, необходимой для погашения задолженности по исполнительным документам; производило анализ задолженности, организовывали совещания по выработке мер для погашения задолженности по исполнительным документам; планировало включение в бюджет на очередной финансовый год бюджетных ассигнований в объеме, необходимом для погашения всей задолженности по исполнительным документам; готовило запросы о выделении бюджетных ассигнований в виде межбюджетных трансфертов на погашение задолженности по исполнительным документам; организовывало погашение задолженности по исполнительным листам.
Таким образом, фактов незаконного бездействия финансового управления по исполнению требований исполнительного документа не установлено.
С учетом вышесказанного суды также обоснованно указали на то, что у руководителя финансового органа не возникло право на внесение изменений в сводную бюджетную роспись, предусмотренное пунктом 3 статьи 217 БК РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2020 по делу N А60-46124/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ридингер Анастасии Сергеевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать, внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования (определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1312-О-О).
...
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования который обязан обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
...
С учетом вышесказанного суды также обоснованно указали на то, что у руководителя финансового органа не возникло право на внесение изменений в сводную бюджетную роспись, предусмотренное пунктом 3 статьи 217 БК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2021 г. N Ф09-3212/21 по делу N А60-46124/2020