г. Пермь |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2021 г. N Ф09-3212/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А60-46124/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Ридингер Анастасии Сергеевны,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 ноября 2020 года
по делу N А60-46124/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Ридингер Анастасии Сергеевны (ИНН 390513368081, ОГРНИП 318392600018156)
к Финансовому управлению администрации Камышловского городского округа (ИНН 6613009902, ОГРН 1106613000361)
третье лицо - Администрация Камышловского городского округа (ИНН 6613002150, ОГРН 1026601077733)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ридингер Анастасия Сергеевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Камышловского городского округа (далее - финансовое управление) в период с 12.01.2020 по настоящее время, выразившиеся в неисполнении исполнительного листа серии ФС N 031486485 от 29.07.2019 по делу N А60-523/2019, неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Администрации Камышловского городского округа в связи с неисполнением ею указанного исполнительного документа, а также в неинформировании взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просил обязать финансовое управление приостановить в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до полного исполнения требований исполнительного листа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на доводах о допущенном Финансовым управлением, его начальником незаконном бездействии, выразившемся в неисполнении исполнительного документа в установленный срок, не информировании об этом взыскателя и невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования "Камышловский городской округ" в целях исполнения исполнительного листа, что повлекло нарушение прав и законных интересов взыскателя на своевременное исполнение судебного акта.
Финансовое управление с доводами жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация Камышловского городского округа представила письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От финансового управления и администрации поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2019 по делу N А60-523/2019 с Администрации Камышловского городского округа за счет казны муниципального образования Камышловский городской округ в пользу индивидуального предпринимателя Ридингер Анастасии Сергеевны взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 697 482 руб. 24 коп. за период с 09.01.2016 по 01.02.2018.
На основании вступившего в законную силу судебного акта арбитражным судом выдан взыскателю исполнительный лист серии ФС N 031486485 от 29.07.2019 о взыскании денежных средств, который направлен взыскателем в Финансовое управление администрации Камышловского городского округа для исполнения и получен последним 19.10.2019.
Письмом от 30.12.2019 за исх.N 714 ИП Ридингер А.С. уведомлена о принятии исполнительного документа к исполнению Финансовым управлением.
Поскольку решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2019 по делу N А60-523/2019 в полном объеме до настоящего времени не исполнено, полагая, что финансовое управление незаконно бездействует, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что финансовое управление в рамках своих полномочий предпринимало все необходимые меры к исполнению исполнительного документа, виновного бездействия со стороны финансового управления не допущено, исполнительный документ не исполнен по причине недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов в бюджете Камышловского городского округа, отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством РФ.
Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В силу пункта 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в управление).
Согласно пункту 3 статьи 217 БК РФ, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Из приведенных норм следует, что при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в Финансовое управление администрации муниципального образования.
С учетом даты получения Финансовым управлением администрации Камышловского городского округа спорного исполнительного листа срок его исполнения за счет средств бюджета муниципального образования на момент обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением истек.
Между тем данное обстоятельство само по себе не является достаточным основанием для удовлетворения заявления, поскольку представленными документами подтверждается, что заинтересованные лица исполнили все возложенные на них Бюджетным кодексом Российской Федерации обязанности, в связи с чем незаконного бездействия не допустили, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Судом первой инстанции правильно установлено и материалами дела подтверждается, что исполнительный лист полностью не исполнен по причине отсутствия денежных средств по данной статье расходов.
Согласно пункта 3 статьи 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Этим же пунктом установлено, что в случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Согласно части 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Камышловский городской округ является дотационной территорией и относится к муниципальным образованиям, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года.
В соответствии с требованиями статьи 136 БК РФ такие муниципальные образования, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Таким образом, законодатель установил в качестве ключевой задачи соблюдение принципа сбалансированности бюджетов муниципальных образований, а также эффективности использования бюджетных средств, поступающих в виде как налоговых, так и неналоговых доходов. При этом муниципальные образования не вправе принимать на себя дополнительные расходные обязательства, поскольку увеличение расходов в режиме дефицита бюджета является недопустимым.
Учитывая указанные требования бюджетного законодательства, Камышловский городской округ в течение с 2011-2019 гг. обращался в Министерство финансов Свердловской области с письмами об увеличении объема оценки расходных полномочий, необходимых для решения вопросов местного значения, не учтенных при оценке расходных полномочий Камышловскому городскому округу (как дотационной территории).
Ежегодно в Министерство финансов Свердловской области направляются письма о выделении дополнительных средств на оплату исполнительных листов.
6 декабря 2018 года Думой Камышловского городского округа утверждено решение N 323 "О бюджете Камышловского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов". В соответствии с данным решением в бюджете на 2019 год по исполнению судебных актов по искам к Камышловскому городскому округу предусмотрена сумма 2 735 365 руб.
В период с 11 сентября по 28 октября 2019 года Министерством финансов Свердловской области был вынесен протокол согласования исходных данных к проекту бюджета на 2020 год Камышловского городского округа, в соответствии с которым на исполнение судебных актов в бюджете данного округа предусмотрено 25 млн. руб., где к суммарной оценке расходных полномочий муниципалитетов применен коэффициент оптимизации 15%, в связи с чем сумма по дополнительным средствам составила 21,25 млн. руб. на исполнение судебных актов по искам к Камышловскому городскому округу.
5 декабря 2019 года Думой Камышловского городского округа утверждено решение N 440 "О бюджете Камышловского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов". В соответствии с данным решением в бюджете на 2020 год на исполнение судебных актов по искам к Камышловскому городскому округу предусмотрена сумма 24 751 800 руб.
20 февраля 2020 года Думой Камышловского городского округа утверждено решение N 458 "О внесении изменений в решение Думы Камышловского городского округа от 05.12.2019 N 440 "О бюджете Камышловского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов". В соответствии с данным решением в бюджете на 2020 год предусмотрены средства на исполнение судебных актов по искам к Камышловскому городскому округу в сумме 31 451 800 руб.
На исполнении по взысканиям с муниципального образования Камышловский городской округ к моменту поступления исполнительного листа от ИП Ридингер А.С. (11.10.2019) в финансовом управлении в порядке очередности уже находилось 8 исполнительных документов на общую сумму 31 501 435,77 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 855 ГК РФ списание средств со счетов по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Очередность исполнения исполнительного листа ИП Ридингер А.С. на момент его поступления в финансовое управление была четырнадцатой, в связи с чем оснований для погашения задолженности перед ИП Ридингер А.С. по указанному выше исполнительному листу не имелось.
Действующий механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагает фактическое наличие бюджетных средств на едином счете местного бюджета и достаточность соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа.
Отсутствие финансовой возможности является препятствием для выделения главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.
На основании вышеизложенного суд пришел к правильным выводам, что финансовое управление администрации Камышловского городского округа в рамках своих полномочий предпринимало необходимые меры к исполнению исполнительных документов в порядке календарной очередности их поступления в Финансовое управление администрации Камышловского городского округа, объективно было лишено возможности единовременно исполнить судебный акт из-за фактического отсутствия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на счете казны муниципального образования Камышловский городской округ на исполнение исполнительного листа.
Для осуществления бюджетного процесса на территории Камышловского городского округа принято решение Думы Камышловского городского округа от 18.06.2015 N 491 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Камышловском городском округе".
Составление проекта бюджета - исключительная прерогатива администрации Камышловского городского округа. Администрация Камышловского городского округа обеспечивает исполнение бюджета Камышловского городского округа, (подпункт 1, подпункт 3 пункта 1 статьи 13 Положения о бюджетном процессе в Камышловском городском округе).
Финансовое управление администрации Камышловского городского округа составляет проект бюджета, представляет его с необходимыми документами и материалами в администрацию Камышловского городского округа для внесения в Думу и организует исполнение утвержденного бюджета Камышловского городского округа, (подпункт 1, подпункт 2, подпункт 3 пункта 1 статьи 14 Положения о бюджетном процессе в Камышловском городском округе).
Заявитель считает, что абзацем 5 пункта 3 статьи 217 и пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ предусмотрена обязанность начальника финансового управления внести изменения в сводную бюджетную роспись Камышловского городского округа в целях исполнения исполнительного документа.
Действительно, в соответствии со статьей 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, а при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Однако в силу части 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но только в пределах объема бюджетных ассигнований, установленных решением о бюджете.
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать, внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования (Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года N 1312-О-О).
Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета. Соответственно, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования который обязан обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Финансовое управление администрации Камышловского городского округа при исполнении исполнительного документа действовало в пределах своей компетенции: своевременно (в течение пяти рабочих дней) Финансовое управление в Камышловском городском округе уведомило главу Камышловского городского округа о поступлении исполнительного документа и сроках его исполнения; представляло главе Камышловского городского округа информацию об исполнении исполнительных документов, сумме, необходимой для погашения задолженности по исполнительным документам; производило анализ задолженности, организовывали совещания по выработке мер для погашения задолженности по исполнительным документам; планировало включение в бюджет на очередной финансовый год бюджетных ассигнований в объеме, необходимом для погашения всей задолженности по исполнительным документам; готовило запросы о выделении бюджетных ассигнований в виде межбюджетных трансфертов на погашение задолженности по исполнительным документам; организовывало погашение задолженности по исполнительным листам.
Таким образом, фактов незаконного бездействия финансового управления по исполнению требований исполнительного документа судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышесказанного суд также обоснованно указал на то, что у руководителя финансового органа не возникло право на внесение изменений в сводную бюджетную роспись, предусмотренное пунктом 3 статьи 217 БК РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 ноября 2020 года по делу N А60-46124/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46124/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КАМЫШЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ИП Ридингер Анастасия Сергеевна
Ответчик: ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КАМЫШЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА