Екатеринбург |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А07-43115/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.11.2020 по делу N А07-43115/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Судебное разбирательство определением от 24.05.2021 отложено на 15.06.2021.
Судебное разбирательство возобновлено 15.06.2021.
От акционерного общества "НПО "Микроген" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании принял участи представитель управления - Зубарев С.В. (доверенность от 25.01.2021).
Акционерное общество "НПО "Микроген" (далее - заявитель, общество, общество "Микроген") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 16.12.2019 N 10-11/29Ю/2019 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Пермфармснаб" (общество "Пермфармснаб").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.11.2020 заявленные требования удовлетворены, постановление управления от 16.12.2019 N 10-11/29Ю/2019 признано незаконным и отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, ссылаясь на то, что судами были сделаны неверные выводы относительно классификации фармацевтической субстанции как лекарственного препарата.
Заявитель жалобы указывает на то, что к лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, но Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" разграничивает эти понятия; считает, что общество осознавало необходимость фиксации продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), но не осуществило предписанных законом действий.
В отзывах на кассационную жалобу заявитель и "Пермфармснаб" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением проведен анализ организаций, осуществляющих производство и оборот фармацевтической субстанции этилового спирта, по результатам которого установлено, что общество по адресу осуществления деятельности: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Новороссийская, 105, осуществляет закупку фармацевтической субстанции "Спирт этиловый 95%", приемка которой производится с применением автоматических средств измерения и учёта (далее - АСИиУ). При этом общество не фиксирует в ЕГАИС информацию о закупке этилового спирта.
По результатам административного расследования, управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.11.2019 N 10-11/29Ю/2019, вынесено постановление от 16.12.2019 N 10-11/29Ю/2019 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 75 000 руб.
Полагая, что указанное постановление вынесено с нарушением требований законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требований, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушению, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и установленным фактическим обстоятельствам.
Согласно статье 14.19 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Законом N 171-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (пункт 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в том числе: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции, за исключением алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза).
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (пункт 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Исходя из статьи 14 Закона N 171-ФЗ лица, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны осуществлять учет и декларирование объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ установлено, что действие данного Закона не распространяется на обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих лекарственных препаратов.
Согласно статье 2 Закона N 171-ФЗ фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол) - фармацевтическая субстанция, определенная в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и содержащая этиловый спирт; спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции; спиртосодержащие лекарственные препараты - лекарственные препараты для медицинского и ветеринарного применения в жидкой форме выпуска, определенные в соответствии с Законом N 61-ФЗ и содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол).
Исходя из положений статьи 4 Закона N 61-ФЗ лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты; фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность; лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности; лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта; регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата.
Частью 1 статьи 33 Закона N 61-ФЗ определено, что государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и соответствующую информацию в отношении лекарственных препаратов и в отношении фармацевтических субстанций.
Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения и порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 33 Закона N 61-ФЗ).
Как следует из материалов дела, общество "Микроген" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 16.01.2018 N 00313-ЛС, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения"
В период с 01.01.2019 по 30.06.2019 обществом "Пермфармснаб" в адрес общества "Микроген" на основании договора от 25.04.2018 N 188-230/АО была осуществлена поставка лекарственного препарата для медицинского применения "Этиловый спирт, концентрат для приготовления раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%", произведенного закрытым акционерным обществом "РФК" на основании лицензии на осуществление производства лекарственных средств от 20.10.2014 N 00053-ЛС, выданной Минздравом России, и регистрационного удостоверения лекарственного препарата для медицинского применения от 04.12.2009 N ЛСР-009896/09, выданного Минздравом России.
В оспариваемом постановлении управлением обществу вменяется нарушение требований статьи 14 Закона N 171-ФЗ, пункта 7 Правил N 472, выразившееся в осуществлении закупки фармацевтической субстанции "Спирт этиловый 95%" в количестве 4 715,9 дал без учета указанной продукции в ЕГАИС.
Однако судами, установлено, что общество закупает лекарственный препарат для медицинского применения "Этиловый спирт, концентрат для приготовления раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%" в целях использования его в качестве вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях.
Таким образом, продукция, приобретенная обществом, является лекарственным препаратом, а не фармацевтической субстанцией в значении пункта 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ.
Обратного административным органом не доказано.
На основании изложенного, выводы судов о том, что заявитель не являлся лицом, на которого распространяются требования об оснащении оборудования для учета объема закупки и использования для собственных нужд этилового спирта техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, является обоснованным.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о том, что материалами дела в действиях общества не доказан состав вменяемого административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.11.2020 по делу N А07-43115/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В оспариваемом постановлении управлением обществу вменяется нарушение требований статьи 14 Закона N 171-ФЗ, пункта 7 Правил N 472, выразившееся в осуществлении закупки фармацевтической субстанции "Спирт этиловый 95%" в количестве 4 715,9 дал без учета указанной продукции в ЕГАИС.
Однако судами, установлено, что общество закупает лекарственный препарат для медицинского применения "Этиловый спирт, концентрат для приготовления раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%" в целях использования его в качестве вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях.
Таким образом, продукция, приобретенная обществом, является лекарственным препаратом, а не фармацевтической субстанцией в значении пункта 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ.
...
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 июня 2021 г. N Ф09-2590/21 по делу N А07-43115/2019