Екатеринбург |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А76-30021/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леддел-Сервис" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2020 по делу N А76-30021/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Челябинской области (далее - административный орган, Управление) об отмене постановления от 30.07.2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на следующее: Управлением допущены нарушения в части порядка надзора, надзорной и территориальной подведомственности; определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела не выносилось; права общества нарушены, так как проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля" не проводились, акты проверок, фиксирующие нарушения со стороны общества требований технических регламентов не составлялись; нарушение безопасности продукции в ветеринарном отношении Управлением не доказано; в случае невозможности отмены административного штрафа рассмотреть возможность назначения административного штрафа в размере ниже минимального размера.
В связи с этим общество полагает, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения к ответственности послужили выводы административного органа о нарушении обществом норм Технических Регламентов Таможенного Союза: пункта 30, пункта 36 главы VII ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденными Решением Совета ЕЭК от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013), статьи 7, пункта 13, пункта 14, пункта 17 ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" утвержденными Решением Совета ЕЭК от 20.07.2012 N 58 (далее - ТР ТС 029/2012), пункта 5.1.7 ГОСТ 32261-2013.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к этой статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации.
В статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
ТР ТС 033/2013 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
Физико-химические и микробиологические показатели идентификации молочной продукции установлены в приложении N 1 к Техническому регламенту (пункт 36 ТР ТС 033/2013).
Пунктом 30 ТР ТС 033/2013 установлено, что молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего Технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно пункту 47 ТР ТС 033/2013 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей молока и молочной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы молоко и молочная продукция соответствовали требованиям настоящего Технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В соответствии с подпунктами 1, 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 - пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 7 главы II ТРТС 021/2011 - пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В силу пункта 5.1.7 ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия" жировая фаза масла должна содержать только молочный жир коровьего молока. Жировую фазу масла по содержанию молочного жира коровьего молока устанавливают по ГОСТ 32261-2013 путем сравнения полученных соотношений массовых долей метиловых эфиров жирных кислот (или их сумм) с показателями, указанными в таблице 4. Если значение хотя бы одного из соотношений массовых долей метиловых эфиров жирных кислот (или их сумм) выходит за установленные границы соотношений, указанных в таблице 4 ГОСТ 32261-2013, то это свидетельствует о фальсификации жировой фазы масла жирами немолочного происхождения.
Согласно пункту 13 статьи 7 ТР/ТС 029/2012 содержание пищевых добавок, биологически активных веществ в составе ароматизаторов и неудаляемых остатков технологических вспомогательных средств в пищевой продукции должно соответствовать требованиям, установленным в Приложениях 3-8, 10-18, 20-27, 29 к настоящему Техническому регламенту, в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Суммарное содержание в пищевой продукции пищевых добавок из всех источников поступления не должно превышать максимально допустимых уровней, установленных настоящим Техническим регламентом (пункт 14 статьи 7 ТР/ТС 029/2012).
Из материалов дела следует, что по результатам лабораторных испытаний продукции - масло несоленое сладко-сливочное Крестьянское 72,5%, дата изготовления 02.06.2020, срок годности 29.11.2020, производитель: RU-074/SK37003, общество с ограниченной ответственностью "Велда" установлено: в пробе молочной продукции обнаружена фальсификация жировой фазы масла и масляной пасты из коровьего молока жирами немолочного происхождения; несоответствие продукции по показателям качества соотношение массовой доли деценовой (С10:1) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 0,2-0,4 - факт менее 0,1); массовая доля каприловой (С8:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 1,0-2,0 - факт 0,1); массовая доля каприновой (С10:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 2,0-3,8 - факт 0,2); массовая доля капроновой (С6:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 1,5-3,0 - факт 0,1); массовая доля лауриновой (С12:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 2,0-4,4 - факт 0,4); массовая доля линолевой (С18:2 кислоты от суммы жирных кислот (при норме 2,2-5,5 - факт 21,2); массовая доля масляной (С4:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 2,4-4,2 - факт 0,2); массовая доля миристиновой (С14:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 8,0-13,0 - факт 1,3); массовая доля миристолеиновой (С14:1) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 0,6-1,5 - факт 0,1); массовая доля олеиновой (С18:1) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 20,0-32,0 - факт менее 37,7); массовая доля пальмитиновой (С 16:1) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 1,5-2,4 - факт 0,2); массовая доля стеариновой (С18:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 8,0-13,5 - факт 5,0); прочие кислоты (при норме 4,0-6,5 - факт 1,4); выявлено недопустимое соотношение метиловых эфиров жирных кислот: линолевой (С18:2) к миристиновой (при норме 0,1-0,5 - факт 16,3), олеиновой (С18:1) к миристиновой (С14:0) (при норме 1,6-3,6 - факт 29,0), пальмитиновой (С16:0) к лауриновой (С12:0) (при норме 5,8-14,5 - факт 80,3), стеариновой (С18:0) к лауриновой (С12:0) (при норме 1,9-5.9 - факт 12,5), суммы олеиновой и линолевой к сумме лауриновой, миристиновой, пальмитиновой и стеариновой (при норме 0,4-0,7 - факт 1,5).
В связи с этим судами установлен и материалами дела подтвержден факт изготовления и выпуска обществом в обращение молочная продукция (масло несоленое сладко-сливочное Крестьянское 72,5% с нарушением норм Технических Регламентов Таможенного Союза: пункта 30, пункта 36 главы VII ТР ТС 033/2013, статьи 7, пункта 13, пункта 14, пункта 17 ТР ТС 029/2012, пункта 5.1.7 ГОСТ 32261-2013, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суды верно указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2020 по делу N А76-30021/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леддел-Сервис" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что по результатам лабораторных испытаний продукции - масло несоленое сладко-сливочное Крестьянское 72,5%, дата изготовления 02.06.2020, срок годности 29.11.2020, производитель: RU-074/SK37003, общество с ограниченной ответственностью "Велда" установлено: в пробе молочной продукции обнаружена фальсификация жировой фазы масла и масляной пасты из коровьего молока жирами немолочного происхождения; несоответствие продукции по показателям качества соотношение массовой доли деценовой (С10:1) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 0,2-0,4 - факт менее 0,1); массовая доля каприловой (С8:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 1,0-2,0 - факт 0,1); массовая доля каприновой (С10:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 2,0-3,8 - факт 0,2); массовая доля капроновой (С6:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 1,5-3,0 - факт 0,1); массовая доля лауриновой (С12:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 2,0-4,4 - факт 0,4); массовая доля линолевой (С18:2 кислоты от суммы жирных кислот (при норме 2,2-5,5 - факт 21,2); массовая доля масляной (С4:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 2,4-4,2 - факт 0,2); массовая доля миристиновой (С14:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 8,0-13,0 - факт 1,3); массовая доля миристолеиновой (С14:1) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 0,6-1,5 - факт 0,1); массовая доля олеиновой (С18:1) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 20,0-32,0 - факт менее 37,7); массовая доля пальмитиновой (С 16:1) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 1,5-2,4 - факт 0,2); массовая доля стеариновой (С18:0) кислоты от суммы жирных кислот (при норме 8,0-13,5 - факт 5,0); прочие кислоты (при норме 4,0-6,5 - факт 1,4); выявлено недопустимое соотношение метиловых эфиров жирных кислот: линолевой (С18:2) к миристиновой (при норме 0,1-0,5 - факт 16,3), олеиновой (С18:1) к миристиновой (С14:0) (при норме 1,6-3,6 - факт 29,0), пальмитиновой (С16:0) к лауриновой (С12:0) (при норме 5,8-14,5 - факт 80,3), стеариновой (С18:0) к лауриновой (С12:0) (при норме 1,9-5.9 - факт 12,5), суммы олеиновой и линолевой к сумме лауриновой, миристиновой, пальмитиновой и стеариновой (при норме 0,4-0,7 - факт 1,5).
В связи с этим судами установлен и материалами дела подтвержден факт изготовления и выпуска обществом в обращение молочная продукция (масло несоленое сладко-сливочное Крестьянское 72,5% с нарушением норм Технических Регламентов Таможенного Союза: пункта 30, пункта 36 главы VII ТР ТС 033/2013, статьи 7, пункта 13, пункта 14, пункта 17 ТР ТС 029/2012, пункта 5.1.7 ГОСТ 32261-2013, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 июня 2021 г. N Ф09-3965/21 по делу N А76-30021/2020