Екатеринбург |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А60-43786/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Беляевой Н. Г., Тороповой М. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссети" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2020 по делу N А60-43786/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) - Кобяшева Е.Ю. (доверенность от 13.01.2021 N 04-13100375); Шокин Е.С. (доверенность от 09.01.2020 N 04-1315457).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене решения инспекции об отказе в предоставлении субсидии от 18.05.2020, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576), обязании включить общество в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства для перечисления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и передать данные реестры в Федеральное казначейство в сроки, утвержденные данным постановлением.
Исковые требования изложены в соответствии с принятым судом изменением предмета заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель жалобы указывает на то, что общество с 2019 года ведет деятельность, которая относится к отрасли по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) коду 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги перевозки", расчет взносов на социальное страхование от несчастных случаев обществом осуществлен и страховые взносы уплачены по коду ОКВЭД 49.41. По мнению заявителя жалобы, судами не дана оценка буквальному толкованию решения инспекции об отказе в выдаче субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней несостоятельными.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество 15.05.2020 направило в инспекцию заявление о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576.
Инспекция 18.05.2020 отказала в предоставлении субсидии в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, включенным в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
Не согласившись с указанным решением инспекции, общество 17.07.2020 обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Согласно ответу Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области на обращение общества от 17.07.2020 по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности общества в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) указан код по ОКВЭД 52.29 "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками". В соответствии с постановлением Правительства N 434 по состоянию на 01.03.2020 вид деятельности с кодом 52.29 не входит в перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения короновирусной инфекции.
Общество, считая решение инспекции об отказе в предоставлении субсидии от 18.05.2020 незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности заявителя по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) указан код "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" (код 52.29), не включенный в Перечень в качестве наиболее пострадавшей отрасли.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал, указав дополнительно на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что у общества с 2019 года фактически основным видом деятельности общества являлась деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги перевозки".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконным решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух условий: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель обжалует решение инспекции об отказе в предоставлении субсидии от 18.05.2020.
Правила N 576 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В Правилах N 576 предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020. Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе, на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В пункте 3 Правил N 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2: б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 данных Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ; д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно пункту 2 постановление Правительства N 409 осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей наиболее пострадавшей сфере определяется по коду ОКВЭД основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основной вид деятельности заявителя по ОКВЭД являлся код "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" (код 52.29).
Постановлением Правительства N 434 утвержден перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В данный перечень код 52.29: "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" не входит. Запись об изменении основного кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ с 52.29 "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" на 49.41 "Организация перевозок грузов" произведена обществом 13.05.2020 на основании заявления общества, то есть изменения внесены после 01.03.2020 и после опубликования Правил N 576.
При указанных обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу о том, что обществом не соблюдены условия пункта 1 Правил N 576 в части соответствия по состоянию на 01.03.2020 кода ОКВЭД, входящего в перечень, утвержденный постановлением Правительства N 434, в связи с чем общество не вправе претендовать на получение субсидии в соответствии с Правилами N 576.
Отклоняя довод общества о ведении им в качестве основной деятельности, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 49.41, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что с 2019 года фактически основным видом деятельности общества стала деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 49.41"Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги перевозки".
Так, в силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Суд апелляционной инстанции указал, что первичные учетные документы, бухгалтерский баланс, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу, отражающая не только размер годовой выручки, но и содержащая информацию о распределении ее по видам экономической деятельности, регистры бухгалтерского отчета, иные документы либо книга учета и доходов, подтверждающие полученные и отраженные налогоплательщиком доходы, согласно которым возможно достоверно установить соотношение полученных сумм денежных средств к конкретным видам деятельности, в том числе заявленному в качестве основного вида деятельности и дополнительного, не представлены в материалы дела. При этом справка с долей выручки более 70 %, представленная обществом в фонд социального страхования 09.04.2020, составлена заявителем в одностороннем порядке, уполномоченными органами не проверялась, данные, отраженные в справке, материалами дела не подтверждены.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного отклоняется судом кассационной инстанции довод общества о том, что с 2019 года оно ведет деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги перевозки", как направленный на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных на их основании обстоятельств.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2020 по делу N А60-43786/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В данный перечень код 52.29: "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" не входит. Запись об изменении основного кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ с 52.29 "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" на 49.41 "Организация перевозок грузов" произведена обществом 13.05.2020 на основании заявления общества, то есть изменения внесены после 01.03.2020 и после опубликования Правил N 576.
При указанных обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу о том, что обществом не соблюдены условия пункта 1 Правил N 576 в части соответствия по состоянию на 01.03.2020 кода ОКВЭД, входящего в перечень, утвержденный постановлением Правительства N 434, в связи с чем общество не вправе претендовать на получение субсидии в соответствии с Правилами N 576.
Отклоняя довод общества о ведении им в качестве основной деятельности, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 49.41, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что с 2019 года фактически основным видом деятельности общества стала деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 49.41"Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги перевозки".
Так, в силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2021 г. N Ф09-3351/21 по делу N А60-43786/2020