г. Пермь |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А60-43786/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заинтересованного лица - Шокин Е.С. паспорт, по доверенности от 09.01.2020, диплом
от иных лиц - представители не явились,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Транссети"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 ноября 2020 года
по делу N А60-43786/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транссети" (ИНН 6679028920, ОГРН 1136679002239)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии от 18.05.2020, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, обязании включить ООО "Транссети" в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства для перечисления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 и передать данные реестры в Федеральное казначейство, в сроки утвержденные данным постановлением,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссети" (далее - Заявитель, Общество, Налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - Заинтересованное лицо, Налоговый орган, Инспекция) об отмене решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области об отказе в предоставлении субсидии от 18.05.2020, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N576, обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области включить ООО "Транссети" в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства для перечисления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N576 и передать данные реестры в Федеральное казначейство, в сроки утвержденные данным постановлением ( с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ)
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суд не учел, что фактически общество ведет деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 49.41, начиная с 2019 года "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги перевозки", что подтверждается справкой с долей выручки более 70%, представленной в фонд 09.04.2020 года. Расчет взносов на социальное страхование от несчастных случаев обществом осуществлен и страховые взносы уплачены по коду ОКВЭД 49.41.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заявитель, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует их материалов дела, Общество 15.05.2020 направило в инспекцию заявление о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила N 576).
18.05.2020 инспекция отказала в предоставлении субсидий в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Не согласившись с указанным решением инспекции, налогоплательщик 17.07.2020 обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Согласно ответу Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области на обращение общества от 17.07.2020 по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности общества в ЕГРЮЛ указан код по ОКВЭД 52.29 "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении Перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 434) по состоянию на 01.03.2020 вид деятельности с кодом 52.29 не входит в перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения короновирусной инфекции.
Общество, считая решение инспекции об отказе в предоставлении субсидии от 18.05.2020 незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В целях Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление); б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409) осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей наиболее пострадавшей сфере определяется по коду ОКВЭД основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основной вид деятельности заявителя по ОКВЭД являлся код "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" (код 52.29).
Постановлением N 434 утвержден перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В данный перечень "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" (код 52.29) не входит.
Запись об изменении основного кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ с 52.29 "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" на 49.41 "Организация перевозок грузов" произведена обществом 13.05.2020 на основании заявления Общества, то есть изменения внесены после 1 марта 2020 года и после опубликования Правил N 576.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, обществом не соблюдены условия пункта 1 Правил N 576 в части соответствия по состоянию на 1 марта 2020 года кода ОКВЭД, входящего в перечень, утвержденный Постановлением N 434, в связи с чем Общество не вправе претендовать на получение субсидии в соответствии с Правилами N 576.
В Письме ФНС России от 07.07.2020 N БС-19-11/148@ сделаны аналогичные выводы о том, что в случае, если осуществляемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) вид деятельности по коду ОКВЭД не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года, установлено невыполнение требований абзаца второго пункта 1 Правил N 576, что исключает возможность получения указанным юридическим лицом субсидии
В Письме ФНС России от 10.07.2020 N БВ-4-3/11186@ обращается внимание на то, что в случае, если осуществляемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вид деятельности по коду ОКВЭД не является его основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года, относящимся к сферам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции, устанавливается невыполнение требований пункта 2 Постановления N 409 и абзаца 2 пункта 1 Правил N 576, что исключает возможность получения соответствующих мер государственной поддержки.
При регистрации юридического лица при создании в регистрирующий орган представляется, в частности, заявление по форме N Р11001.
Согласно пункту 2.16 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7- 6/25@ (далее - требования), в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании в листе заявления "Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" в обязательном порядке подлежат указанию коды ОКВЭД.
В разделах 1 "Код основного вида деятельности" и 2 "Коды дополнительных видов деятельности" указывается не менее четырех цифровых знаков (пункт 2.16.1. Требований).
Таким образом, основным видом деятельности юридического лица является тот вид деятельности, который был указан последним при регистрации при заполнении формы N Р11001.
Впоследствии при внесении изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ в отношении осуществляемых видов деятельности, как связанные с изменением учредительных документов, так и без изменения учредительных документов, в заявлениях N N Р13001 и Р14001 соответственно должны быть также указаны основной и дополнительный виды экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Правил, налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Таким образом, налоговый орган осуществляет проверку соответствия получателя субсидии критериям, указанным в пункте 3 Правил.
Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять получателя субсидии по результатам проверки его экономической деятельности, в том числе с использованием данных фонда социального страхования, и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, Правилами не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно указал, что если сведения об изменении основного вида деятельности своевременно не были внесены в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности в целях получения субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 будет являться основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.
При этом суд учитывает тот факт, что согласно пункту 5 Правил N 576, в компетенцию инспекции входит исключительно осуществление проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр. Инспекция не наделена полномочиями по изменению условий предоставления субсидий, а также законодательной инициативой.
Заявитель жалобы, оспаривая данные выводы суда, указывает, что суд не учел, что фактически общество ведет деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 49.41, начиная с 2019 года "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги перевозки", что подтверждается справкой с долей выручки более 70%, представленной в фонд 09.04.2020 года, заключенными договорами на перевозку. Расчет взносов на социальное страхование от несчастных случаев уплачен обществом также по коду ОКВЭД 49.41.
Суд апелляционной инстанции, оценив данные выводы общества, пришел к выводу, что надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что с 2019 года фактически основным видом деятельности общества стала деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги перевозки", в материалы дела не представлено.
Так, справка с долей выручки более 70%, представленная обществом в фонд 09.04.2020 года, составлена заявителем в одностороннем порядке, уполномоченными органами не проверялась, данные, отраженные в справке, материалами дела не подтверждены.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
При этом, первичные учетные документы, бухгалтерский баланс, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу, отражающая не только размер годовой выручки, но и содержащая информацию о распределении ее по видам экономической деятельности, регистры бухгалтерского отчета, иные документы либо книга учета и доходов, подтверждающие полученные и отраженные налогоплательщиком доходы, согласно которым возможно достоверно установить соотношение полученных сумм денежных средств к конкретным видам деятельности, в том числе заявленному в качестве основного вида деятельности и дополнительного, не представлены.
Таким образом, с целью проверки судом фактически осуществляемого обществом с 2019 года основного вида деятельности, не представлено доказательств, что размер доходов по называемому Обществом основным виду деятельности ОКВЭД 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам" составляет 71,78%, а по коду ОКВЭД 52.29 "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками" 28,21%.
Обществом не представлено пояснений, по каким причинам с 2019 года изменился основной вид деятельности, каким образом исчислялись доходы (каким методом и с применением каких показателей), в результате чего получено превышение выручки от осуществления деятельности автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам над вспомогательной деятельностью от перевозок.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции отклоняет ссылки заявителя на наличие в штате ООО "ТРАНССЕТИ" водителей, большого количества заключенных договоров перевозки грузов в 2019 и 2020 году, что расчет взносов на социальное страхование от несчастных случаев осуществлен и страховые взносы уплачены обществом также по коду ОКВЭД 49.41, подлежат отклонению, как не имеющие самостоятельного правового значения, в отсутствие доказательств осуществления с 2019 года в качестве основного вида деятельности - "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам".
В рассматриваемом случае, судом отклонены доводы заявителя о внесении изменения в ОКВЭД для правильного отражения основного вида деятельности общества, поскольку указанные действия обществом совершены после 1 марта 2020 года и опубликования Правил N 576.
При этом, суд учел, что Правилами N 576 прямо предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором уже содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года, что в данном случае применительно к виду экономической деятельности у общества отсутствует.
В связи с изложенным, судом поддерживается вывод инспекции об отсутствии оснований для предоставления Обществу субсидии, поскольку материалами дела не подтверждено, что Общество относилось к перечню отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии оспариваемого решения налогового органа действующему законодательству и отказал в удовлетворении заявления общества.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 ноября 2020 года по делу N А60-43786/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43786/2020
Истец: ООО "ТРАНССЕТИ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 25 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО