Екатеринбург |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А76-30655/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Клеймёнова Антона Сергеевича (далее - Клейменов А.С., истец) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2020 по делу N А76-30655/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с применением онлайн-связи принял участие представитель Межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) - Денисов М. С. (доверенность от 11.01.2021).
Клейменов А.С. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 29.04.2020 N 18-34/11609.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
Клейменов А.С. просит названные судебные акты отменить, принять новое решение о признании незаконными действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи от 25.05.2020 за ГРН 2207400480857 о прекращении деятельности ООО "Каскад" и действия, выразившиеся в оставлении без рассмотрения возражения Клеймёнова А.С. от 25.04.2020 N 14043А относительно предстоящего исключения, а также обязать налоговый орган устранить нарушения прав истца путём внесения в ЕГРЮЛ записи о признании недействительной записи от 25.05.2020 за ГРН 2207400480857, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Отмечает, что мотивировочные части обжалуемых судебных актов содержат выводы о соответствии Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закона о регистрации) действий инспекции по проверке достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об ООО "Каскад", по внесению в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и действий по принятию решения о предстоящей его ликвидации, включая публикацию принятого решения в органах печати, однако заявитель считает незаконными лишь последствия действий регистрирующего органа, направленные на непосредственное исполнение решения об исключении ООО "Каскад" из ЕГРЮЛ путём внесения в реестр соответствующей записи в нарушение норм данного закона. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
При рассмотрении дела судами установлено поступление в инспекцию от Межрайонной ИФНС России N 21 по Челябинской области заявление по форме Р34002 N 7943А от 20.05.2019 с приложением протокола осмотра объекта недвижимости от 15.05.2019 N 77, протокол опроса от 15.05.2020, согласно которым ООО "Каскад" по указанному адресу отсутствует, актуальных договорных отношений по аренде помещения у данного общества не имеется.
В адрес ООО "Каскад", участника (А.С. Клейменов) и директора (Т.Ю. Маржохов) направлены требования-предписания от 23.05.2019 N 7943А о необходимости предоставления достоверных сведений. Согласно письменным пояснениям директора общества от 12.07.2019, он более не имеет отношения к ООО "Каскад", указанное требование направлено ненадлежащему лицу, кроме того, 08.07.2019 в адрес регистрирующего органа им направлено заявление по форме Р34002 о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Каскад" (входящий N 13489А от 08.08.2019). По данному факту регистрирующий орган также провел мероприятия контроля и внес в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о директоре ООО "Каскад" за ГРН 6197456482900 от 14.10.2019.
От Клейменова А.С. возражений и заявлений о смене места нахождения общества не поступило.
По истечении срока, предусмотренного положением пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ о наличии недостоверности у ООО "Каскад" в сведениях об адресе - 05.07.2019, за ГРН 2197456712880.
В связи с отсутствием заявлений об актуализации сведений об адресе, а также, по истечению срока, предусмотренного положением пункта "б" части 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом 27.01.2020 принято решение N 537 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, которые 29.01.2020 опубликованы в Вестнике государственной регистрации (номер журнала 4 (771)) с указанием на необходимость представления возражений в течении 3-х месяцев, истекающих 29.04.2020.
С заявлением по форме Р38001 (входящий N 14043А) Клейменов А.С. обратился 25.04.2020, указав на возражения против предстоящего исключения общества из ЕГРЮЛ в ответ на которое регистрирующий орган 29.04.2020 на электронный адрес Клейменова А.С. направил официальный ответ N 18-34/11609@, с рекомендацией обратиться с заявлением по форме Р14001 и актуализировать сведения о руководителе и адресе ООО "Каскад" в срок до 11.05.2020, недостоверность которых повлекла предстоящее исключение общества из реестра.
В связи с отсутствием достоверных сведений об адресе ООО "Каскад" в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган 25.05.2020 внес запись о прекращении деятельности общества.
Не согласившись с указанными действиями налогового органа, Клейменов А.С. обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности правовых оснований для признания оспариваемых действий и решений незаконными.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
На основании статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (часть 1). При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 м настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении, часть 2).
В силу подпункта б пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 данного закона), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (пункт 6 статьи 11).
При этом, как верно отмечено судами, положения настоящего закона не разделяют вышеуказанные сведения на существенные и несущественные.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 21.1 данного закона решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Такие заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается. Если в течение срока, предусмотренного пункт 4 статьи 21.1 обозначенного закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 рассматриваемого закона регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений.
В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (пункт 6 статьи 11 Закона о регистрации).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном названным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено вышеуказанное уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
На основании анализа указанных норм права, суды правильно заключили, что внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений предшествует процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Также, юридическое лицо имеет возможность устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 указанного закона. Юридическое лицо также вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 и представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3 и 4 статьи 21.1 Закона о регистрации).
С учетом положений подпунктов 7 и 8 статьи 22 упомянутого закона суды пришли к выводу о том, что обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, и, поскольку в установленный срок возражения не поступили, то оспариваемые действия инспекции правомерны.
Как установлено судами, в рамках контрольных мероприятий инспекцией выявлено, что в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Каскад" содержатся недостоверные сведения как о руководителе, так и об адресе общества, о чем подателю жалобы были известны, что подтверждено материалами дела. Однако каких либо действий, направленных на актуализацию сведений о руководителе и об адресе общества, недостоверность которых повлекла предстоящее исключение общества из реестра, в установленный инспекцией срок (до 11.05.2020) Клейменовым А.С. не предпринято.
Кроме того, судами нижестоящих инстанций выявлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления обществом деятельности как в период проверки сведения об адресе общества, так и в период течения срока для представления возражений против исключения из ЕГРЮЛ.
Ссылки кассатора на направление возражений против исключения ООО "Каскад" из ЕГРЮЛ, с учетом изложенных выше обстоятельств, обоснованно отклонены судами, поскольку не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в жалобе доводы отклоняются судом округа, так как не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой установленных судами обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены судами на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, предусмотренными статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки установленных судами обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд округа не усматривает.
Доводы заявителя о том, что действия регистрирующего органа, являющиеся предметом данного спора, им не оспариваются, а не согласен он лишь с последствиями таких действий, не принимаются судом округа ввиду противоречия позиции, изложенной в заявлении о признании действий незаконными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2020 по делу N А76-30655/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Клеймёнова Антона Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с отсутствием заявлений об актуализации сведений об адресе, а также, по истечению срока, предусмотренного положением пункта "б" части 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом 27.01.2020 принято решение N 537 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, которые 29.01.2020 опубликованы в Вестнике государственной регистрации (номер журнала 4 (771)) с указанием на необходимость представления возражений в течении 3-х месяцев, истекающих 29.04.2020.
...
В силу подпункта б пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
...
Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 рассматриваемого закона регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2021 г. N Ф09-3957/21 по делу N А76-30655/2020