Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2021 г. N Ф09-3957/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А76-30655/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Журавлева Ю.А.,
судей Поздняковой Е.А., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Юлбаевой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Клеймёнова Антона Сергеевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2020 по делу N А76-30655/2020.
В заседании принял участие представитель:
Межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Челябинской области - Горяйнов М.В. (доверенность от 10.08.2020).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие указанных лиц.
Клеймёнов Антон Сергеевич (далее - Клеймёнов А.С., истец) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к МИФНС N 17 по Челябинской области (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 29.04.2020 N 18-34/11609.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2020 (резолютивная часть решения от 10.12.2020) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец (далее также - податель жалобы) обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда от 17.12.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение подлежит отмене, в связи с нарушением норм материального права. Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что возражения Клеймёнова А.С. относительно предстоящего исключения поданы до истечения предельного трёхмесячного срока. В связи с чем прекращение процедуры исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ в случае получения в установленный срок заявления заинтересованного лица является обязанностью, а не правом регистрирующего органа. Согласно ответному письму, представленные истцом возражения оставлены без исполнения, в связи с отсутствием в ЕГРЮЛ достоверных сведений относительно ООО "Каскад". Истец полагает указанные действия регистрирующего органа незаконными, поскольку действующим законодательством не предусмотрен такой результат рассмотрения заявления как оставление без рассмотрения. Также истец полагает ошибочным изложенные судом выводы, что основанием для прекращения процедуры исключения может являться только актуализация недостоверных сведений об ООО "Каскад".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 18.02.2021.
К апелляционной жалобе истцом приложены дополнительные доказательства, в приобщении которых отказано в порядке статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, в регистрирующий орган поступило заявление по форме Р34002 N 7943А от 20.05.2019, заявителем по которому выступил налоговый орган по месту учета ООО "Каскад" - Межрайонная ИФНС России N 21 по Челябинской области, к которому были приложены: протокол осмотра объекта недвижимости N 77 от 15.05.2019, протокол опроса от 15.05.2020.
Из протокола осмотра объекта недвижимости следует, что ООО "Каскад" по указанному адресу отсутствует. Из протокола опроса представителя собственника помещения следует, что актуальных договорных отношений по аренде помещения у ООО "Каскад" нет, подтвердил, что Общество отсутствует по указанному в ЕГРЮЛ адресу.
23.05.2019 в адрес ООО "Каскад", участника (А.С. Клеймёнов) и директора (Т.Ю. Маржохов) направлены требования-предписания N 7943А о необходимости предоставления достоверных сведений. В каждом из списков почтовых отправлений имеется соответствующий номер уведомления, идентификационный номер почтового отправления (заказное письмо) и отметки Почты России о принятии к отправлению корреспонденции.
Директор ООО "Каскад" Т.Ю. Маржохов представил письменные пояснения от 12.07.2019, в которых заявил, что более не имеет отношения к ООО "Каскад", полагает, что требование-предписание N 7943А от 23.05.2019 направлено ненадлежащему лицу. Также Т.Ю. Маржохов пояснил, что 08.07.2019 в адрес регистрирующего органа направил заявление по форме Р34002 о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Каскад" (входящий N 13489А от 08.08.2019).
По данному факту регистрирующий орган также провел мероприятия контроля и внес в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о директоре ООО "Каскад" за ГРН 6197456482900 от 14.10.2019.
При этом, от единственного участника общества А.С. Клеймёнова в адрес регистрирующего органа не поступили ни возражения, ни заявления о смене места нахождения общества.
По истечению срока, предусмотренного положением пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ о наличии недостоверности у ООО "Каскад" в сведениях об адресе - 05.07.2019, за ГРН 2197456712880.
В связи с отсутствием заявлений об актуализации сведений об адресе, а также, по истечению срока, предусмотренного положением пункта "б" части 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, 27.01.2020 регистрирующим органом было принято решение N 537 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ.
29.01.2020 сведения о предстоящем исключении ООО "Каскад" опубликованы в Вестнике государственной регистрации (номер журнала 4 (771)) с указание на необходимость представления возражений в течение 3-х месяцев, истекающих, соответственно, 29.04.2020.
С заявлением по форме Р38001 (входящий N 14043А) А.С. Клеймёнов обратился 25.04.2020, указав на возражения против предстоящего исключения общества из ЕГРЮЛ.
Регистрирующий орган 29.04.2020 на электронный адрес А.С. Клеймёнова направил официальный ответ N 18-34/11609@, в котором рекомендовал обратиться с заявлением по форме Р14001 и актуализировать сведения о руководителе и адресе ООО "Каскад" в срок до 11.05.2020, недостоверность которых повлекла предстоящее исключение общества из реестра.
В связи с отсутствием достоверных сведений об адресе ООО "Каскад" в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган 25.05.2020 внес запись о прекращении деятельности Общества, ГРН 2207400480857.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
В силу подпункта б пункта 5 статьи 21.1 Закона о регистрации предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подп. "д" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (п. 6 ст. 11 Закона о регистрации).
При этом, положения Закона о регистрации не разделяют вышеуказанные сведения на существенные и несущественные.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона о регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается. Если в течение срока, предусмотренного пункт 4 статьи 21.1 Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Нормой статьи 51 Гражданского кодекса РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1); лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2); регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).
В связи с чем, исполнение положения пункта 2 статьи 21.1 Закона о регистрации направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона о регистрации является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Исходя из положений пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений.
Таким образом, представленные для государственной регистрации документы, в том числе, об адресе, руководителе, учредителе организации, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра - федерального информационного ресурса, должны содержать достоверную информацию.
В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подп. "д" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона о регистрации).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о регистрации, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено вышеуказанное уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений предшествует процедура, в рамках которой юридическое лицо имеет возможность устранить возникшие у регистрирующего органа обоснованные сомнения в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Также, юридическое лицо имеет возможность устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подп. "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона о регистрации. Юридическое лицо также вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации и представить в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).
В соответствии с подп. 7 и 8 ст. 22 Закона о регистрации, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации, соответствующие заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
В данном случае, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что все вышеуказанные условия регистрирующим органом соблюдены, о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ принято решение, опубликованное в Вестнике государственной регистрации (с соблюдением установленного законом срока), в установленный срок возражения не поступили, в связи с чем, регистрирующим органом правомерно внесена запись в ЕГРЮЛ.
Судом первой инстанции установлено, что в материалах регистрационного дела общества имеется решение единственного участника общества об избрании Моржохова Т.Ю. директором до 16.05. 2016 года и заявление последнего об увольнении его с 16.05.2016 (л.д.75-76). Указанное заявление имеет отметку о получении его Клейменовым А.С. 15.04.2016 Таким образом, заявителю было известно, что с 16.05.2016 Моржохов Т.Ю. не является руководителем общества и что в ЕГРЮЛ содержаться недостоверные сведения о нем.
В обоснование доводов податель жалобы указывает, что 24.04.2020 истцом принято решение о смене адреса ООО "Каскад". Названным решением Клейменов А.С. назначил себя руководителем (директором) ООО "Каскад".
Однако, заявитель до момента исключения общества из ЕГРЮЛ не подал в регистрирующий орган заявления о смене места нахождения общества.
Из материалов дела следует, почтовая корреспонденция, направленная по адресу: г.Нальчик, пр.Шогенцукова д.21 корпус А, кв.13 - указанному в решении N 6 от 24.04.2020 как адрес места нахождения общества и по которому судом первой инстанции направлены определения суда возвратилась в суд с указанием "истек срок хранения"
Исполнение положения пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
В рамках проведения контрольных мероприятий установлено, что ООО "Каскад" по адресу его государственной регистрации не находится, что подтверждается протоколом осмотра объекта недвижимости от 13.04.2018.
Кроме того регистрирующий орган 29.04.2020 на электронный адрес А.С. Клеймёнова направил официальный ответ N 18-34/11609@ на возражения, в котором рекомендовал обратиться с заявлением по форме Р14001 и актуализировать сведения, как о руководителе, так и об адресе ООО "Каскад", в срок до 11.05.2020, недостоверность которых повлекла предстоящее исключение общества из реестра.
Доводы подателя жалобы о том, что им направлены возражения против исключения ООО "Каскад" из ЕГРЮЛ, с учетом отсутствия доказательств, подтверждающих актуализацию заявителем сведений об адресе общества, по мнению суда, подлежат отклонению и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.
В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления обществом деятельности как в период проверки сведения об адресе общества, так и в период течения срока для представления возражений против исключения из ЕГРЮЛ.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2020 и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм материального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2020 по делу N А76-30655/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Клеймёнова Антона Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Журавлев |
Судьи |
Е.А. Позднякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-30655/2020
Истец: Клейменов Антон Сергеевич, Клеймёнов Антон Сергеевич
Ответчик: МИФНС России N 17 по Челябинской области
Третье лицо: ООО "Каскад", Лукьянов Владимир Валентинович