Екатеринбург |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А60-28298/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2020 по делу N А60-28298/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Уразбаева А.М. (доверенность от 31.01.2020),
Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) - Корольков Е.А. (доверенность от 25.12.2020, диплом).
ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента от 14.02.2020 N 29-09-3314.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
ПАО "Т Плюс" просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда о необходимости расчета платы за отопление в соответствии с пунктами 59,60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) с начала отопительного периода, а не с даты выхода узла учета из эксплуатации противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034). Подробно доводы изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем кассатора в судебном заседании окружного суда.
Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании приказа от 17.01.2020 N 29-29-31-14 и поступивших обращений в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера платы и внесению платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 30А по ул. Горняков пос. Северка.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение Правил N 354, заявитель в платежных документах за период с января по апрель 2019 года при начислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам/пользователям жилых помещений указанного дома не учитывало объемы, зафиксированные ОДПУ тепловой энергии, начисление производилось исходя из норматива потребления коммунального ресурса, а в платежных документах за период с октября по декабрь 2019 года исходя из норматива потребления коммунального ресурса.
По результатам проверки департаментом составлен акт от 14.02.2020 N 29-09-3314 и выдано предписание от 14.02.2020 N 29-09-3314, которым на общество возложена обязанность обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам/пользователям указанного дома в платежных документах за период с января по декабрь 2019 года в соответствии с порядком, предусмотренным части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 42 (1) и пункта 3 приложения N 2 Правил N 354, формула 3.
Не согласившись с указанным ненормативным актом департамента, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Как верно указано судами со ссылкой на положения Постановления Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", жилищного законодательства, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию (отопление).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 Приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3, 3 (1), 3 (3), 3 (4) приложения N 2 к этим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ тепловой энергии за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии, либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Исходя из толкования указанного положения, определенный этим пунктом период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, не включает в себя периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга не оказывалась (в настоящем случае - период с июня по сентябрь 2019 года). Соответственно, расчет платы исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, должен производиться за первые после вывода из эксплуатации прибора учета, расчетные периоды отопительного сезона. При этом, под расчетным периодом следует понимать период для оплаты коммунальных услуг равный календарному месяцу.
В силу пункта 60 (1) Правил N 354 начислять плату за отопление согласно нормативу возможно только в случае истечении указанного в пункте 59 (1) Правил N 354 предельного количества расчетных периодов.
Следовательно, пункт 60 (1) данных Правил применим только в том случае, когда истекло предельное количество расчетных периодов, указанных в пункте 59 (1) рассматриваемых Правил, а в пункте 59 (1) названных Правил указаны расчетные периоды неразрывно связанные с применением среднемесячных объемов.
Согласно Постановлению Администрации г. Екатеринбурга от 10.09.2019 N 2184 "О начале отопительного сезона 2019 - 2020 годов в муниципальном образовании "город Екатеринбург", отопительный период начинается с 16.09.2019.
Согласно Постановлению Администрации г. Екатеринбурга от 06.05.2020 N 852 "Об окончании отопительного сезона 2019 - 2020 годов в муниципальном образовании "город Екатеринбург", отопительный поэтапно заканчивается с 07.05.2020.
Органом государственной власти субъекта Российской Федерации в силу пункта 42 (2) Правил N 354 решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение всего года в отношении города Екатеринбурга не принималось. Соответственно, в силу данного пункта оплата коммунальной услуги по отоплению в городе Екатеринбурге осуществляется в течение отопительного периода.
После выхода из строя УКУТ наступил летний период, когда отопление не предоставляется потребителям, следовательно, начисление по среднемесячному объему следует производить с начала отопительного периода, следующего за летним. Начислять плату за коммунальную услугу следует за те периоды, когда такая услуга предоставлялась. После истечения трех месяцев, когда начисления производились бы согласно среднемесячному объему, возможно было бы начисление согласно нормативному объему. Указанный механизм необходим для того, чтобы при неисправном УКУТ у исполнителя была возможность определить в отопительный период объем тепловой энергии на нужды отопления, подлежащий оплате потребителем, а у потребителя имелся бы льготный период, когда при неисправном УКУТ в течение трех месяцев в отопительный период он мог бы оплатить потребленный объем тепловой энергии на нужды отопления - по среднемесячному объему, в последующем, при неисправности УКУТ - по нормативу.
Среднемесячный объем в данном случае это сложение объемов, определенных по показаниям УКУТ (за количество месяцев работы такого УКУТ, указанных в пункте 59 (1) Правил N 354), а в последующем деление полученных объемов на количество месяцев, за которые такие объемы складывались.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен приоритет использования показаний приборов учета над применением норматива.
Вместе с тем в нарушение указанных норм, обществом начисления размера платы за коммунальную услугу "отопление" в платежных документах за период с января по апрель 2019 года собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома произведены исходя из норматива потребления коммунального ресурса тепловой энергии из-за технической ошибки. Начисление размера платы в платежных документах за период с мая по июнь 2019 года произведены исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии. Поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии был неисправен, следовательно, данные ОДПУ не принимались в расчет при проведении начислений платы с июня 2019 года.
Указанные действия заявителя, как обоснованно заключили суды, приводят к лишению прав потребителя на указанный льготный период, тогда как Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном определении от 20.02.2020 N АПЛ19-555 отметил, что для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59 (1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
Учитывая изложенное, а также неосуществление обществом среднемесячных начислений за период потребления отопления после 16.09.2019 при неисправном УКУТ, а также неприменение показания УКУТ в период его исправности с января по апрель 2019 года, суды пришли к правильному выводу о соответствии предписания департамента закону.
Оспариваемое предписание является исполнимым, формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений.
Доводы заявителя о функционировании прибора учета тепловой энергии в отношении горячего водоснабжения в межотопительный период не имеют отношения к предмету спора, поскольку вопрос о правильности начисления платы за горячее водоснабжения оспариваемым предписанием не разрешался.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами нижестоящих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2020 по делу N А60-28298/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен приоритет использования показаний приборов учета над применением норматива.
Вместе с тем в нарушение указанных норм, обществом начисления размера платы за коммунальную услугу "отопление" в платежных документах за период с января по апрель 2019 года собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома произведены исходя из норматива потребления коммунального ресурса тепловой энергии из-за технической ошибки. Начисление размера платы в платежных документах за период с мая по июнь 2019 года произведены исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии. Поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии был неисправен, следовательно, данные ОДПУ не принимались в расчет при проведении начислений платы с июня 2019 года.
Указанные действия заявителя, как обоснованно заключили суды, приводят к лишению прав потребителя на указанный льготный период, тогда как Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном определении от 20.02.2020 N АПЛ19-555 отметил, что для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59 (1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2021 г. N Ф09-2484/21 по делу N А60-28298/2020