Екатеринбург |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А07-1188/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции (онлайн-заседание), кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2020 по делу N А07-1188/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном онлайн-заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - Нусхутдинов Т.У. (доверенность от 12.03.2020);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан - Цурканова И.А. (доверенность от 26.01.2021 N 03-32/010).
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) N 64325А от 23.12.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Лидер" и обязании территориальный регистрирующий орган зарегистрировать ликвидацию ООО "Лидер" и внести в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что недостоверность сведений в ликвидационном балансе о незавершенных расчетах с кредитором не доказана. Информация, на которую сослался при отказе в регистрации налоговый орган, недостоверна. По мнению общества, судами неверно применены нормы права, так как Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является специальным по отношению к Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в отношении процедуры добровольной ликвидации общества, вследствие чего он является приоритетным и не дает права ликвидатору продолжить ликвидацию после окончания выездной проверки без учета времени данной проверки. Исходя из вывода судов об истекшем 11.05.2019 сроке ликвидации, все последующие обязательные действия общества не могли быть приняты и зарегистрированы налоговым органом, к которым относится представление промежуточного баланса и итогового ликвидационного баланса. Налоговым органом 27.11.2019 было принято от ООО "Лидер" заявление ф.N 15001 и принят промежуточный ликвидационный баланс, который был подан обществом после вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки. Инспекция признала достоверным промежуточный ликвидационный баланс, содержащий аналогичные с отраженными в ликвидационном балансе сведения, о чем была внесена запись за N 6190280186123 от 04.12.2019. ООО "Лидер" 16.12.2019 подало заявление ф.N 16001 о ликвидации юридического лица и составлении ликвидационного баланса и завершении ликвидационных действий, однако ответчиком вынесен отказ в его принятии и ликвидации общества на основании истекшего срока ликвидации, что является взаимоисключающим решением при равных условиях по срокам представленных промежуточного и ликвидационного балансов, а также нарушением требований закона. Утверждение регистрирующего государственного органа о недостоверности ликвидационного баланса не подтверждено проверкой сведений по результатам завершенного налогового периода. Информация Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан о задолженности по налогам представлена за неполный налоговый период, вследствие чего не соответствует действительности. Согласно данным закрытия расчетов при ликвидации и инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности на 31.07.2018, налогового обязательства по итогам ликвидации у общества не возникло, так как налоговая задолженность за 1 квартал 2018 года, по которой представлена налоговой информация, была зачтена в счет полного уменьшения по результатам закрытия расчетов на 31.07.2018 и образования убытков. Налоговый орган не истребовал у общества данные инвентаризации расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по итогам завершения ликвидационных мероприятий для определения налоговой базы за налоговый период при ликвидации общества.
Как следует из материалов дела, 11.05.2018 ООО "Лидер" принято решение о ликвидации общества.
В инспекцию поступило уведомление о ликвидации ООО "Лидер" по форме N Р15001. 18.05.2018 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись N 2180280626910 о принятии решения о ликвидации, которое опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" (часть 1 N 21 (686)).
Решением МИФНС N 33 по РБ от 10.07.2018 принято решение N 12- 40/183 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Лидер".
ООО "Лидер" 02.08.2018 в регистрирующий орган было представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный решением единственного участника N 2 от 31.01.2018 и заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией формы N Р16001 с соответствующими документами. 09.08.2018 регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта х пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Решение УФНС России по РБ N 240/17 от 02.10.2019 по апелляционной жалобе общества на решение по выездной налоговой проверки, течение срока ликвидации общества, установленный законом, не возобновляет.
В регистрирующий орган 27.11.2019 было представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса были внесены в ЕГРЮЛ 04.12.2019 запись N 6190280186123.
В регистрирующий орган 16.12.2019 также было представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией формы N Р16001 и соответствующие документы, предусмотренные статьей 21 Закона о государственной регистрации.
Регистрирующим органом 23.12.2019 принято решение об отказе в государственной регистрации на основании пунктов х, ч пункта 1 статьи Закона о государственной регистрации.
Не согласившись с отказом налогового органа в регистрации ликвидации, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Общий порядок ликвидации юридических лиц и государственной регистрации юридических лиц в связи с их ликвидацией установлены статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20 - 21 Закона о государственной регистрации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 21 Закона о государственной регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу пункта 6 статьи 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
В соответствии с пунктом "х" части 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Исследовав и оценив обстоятельства, дела, имеющиеся доказательства, доводы сторон в совокупности и взаимосвязи, установив, что на момент представления в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного баланса (27.11.2019) срок ликвидации (до 11.05.2019) истек, учитывая, что в судебном порядке срок ликвидации может быть продлен не более чем на шесть месяцев, вместе с тем с таким заявлением ООО "Лидер" не обращалось, а также приняв во внимание, что действующим законодательством не предусмотрено приостановление срока ликвидации общества, установленного пунктом 6 статьи 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, суды пришли к обоснованному выводу о то, что регистрирующим органом правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Лидер".
Судами также установлено, что в регистрирующий орган заявителем был представлен недостоверный ликвидационный баланс, который не содержал сведений о завершенных расчетах с МИФНС N 33 по РБ, решение об отказе в государственной регистрации принято на основании информации, представленной МИФНС N 33 по РБ в письме от 18.12.2019, факт отсутствия задолженности перед бюджетом заявителем не доказан, вместе с тем факт наличия задолженности подтверждается решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 02.102.2019, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2020 по делу N А07-2687/2020.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов судов и установленных ьими фактов, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2020 по делу N А07-1188/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 статьи 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
...
Исследовав и оценив обстоятельства, дела, имеющиеся доказательства, доводы сторон в совокупности и взаимосвязи, установив, что на момент представления в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного баланса (27.11.2019) срок ликвидации (до 11.05.2019) истек, учитывая, что в судебном порядке срок ликвидации может быть продлен не более чем на шесть месяцев, вместе с тем с таким заявлением ООО "Лидер" не обращалось, а также приняв во внимание, что действующим законодательством не предусмотрено приостановление срока ликвидации общества, установленного пунктом 6 статьи 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, суды пришли к обоснованному выводу о то, что регистрирующим органом правомерно принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Лидер"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2021 г. N Ф09-3784/21 по делу N А07-1188/2020