Екатеринбург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А60-49420/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.01.2021 по делу N А60-49420/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по тому же делу по заявлению ООО "Крона" к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании незаконным отказа в рассмотрении дополнительной декларации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: ООО "Крона" - Ахмельдинов Р.Р. (доверенность от 30.09.2020, диплом); Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - Дружинина Е.А. (доверенность от 11.01.2021, диплом), Лютин М.В. (доверенность от 28.12.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Крона" (далее - заявитель, общество, ООО "Крона") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными отказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) в рассмотрении дополнительной лесной декларации N 233 от 11.09.2020 и действий Министерства по возврату данной декларации; о возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Крона" путем согласования использования леса для заготовки древесины в объеме, установленном дополнительной декларацией N 233 от 11.09.2020.
Решением суда первой инстанции от 11.01.2021 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ в рассмотрении и возврат Министерством дополнительной декларации N 233 от 11.09.2020, выраженный в письме от 24.09.2020 N 12-01-82/17378. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Крона" путем выполнения действий, предусмотренных Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе Министерство указывает на то, что ООО "Крона" полностью использовало установленный на 2020 год объем изъятия древесины по договору аренды лесного участка N 233 от 20.10.2008. Отмечает, что письмом N 03 от 14.04.2020 общество обратилось в Министерство за согласованием рубки недоиспользованного объема древесины за предыдущие три года (2017-2019 гг.) по договору аренды; в ответном письме N 12-01-82/7299 от 29.04.2020 Министерство сообщило, что не возражает против подачи дополнительной лесной декларации по договору аренды, в данном письме приведен расчет, который в части рубки хвойного хозяйства значительно сокращал объемы, указанные в расчете общества, общее отклонение по хвойному лесу составило 7751 куб. м; на основании расчета Министерства общество 10.06.2020 направило первую дополнительную лесную декларацию N 233 от 08.06.2020, данная декларация была принята 18.06.2020 без замечаний, на основании декларации началась рубка; впоследствии общество почтовым отправлением 16.09.2020 направило вторую дополнительную лесную декларацию N 233 от 11.09.2020, заявив объем использования лесов в целях заготовки древесины 7751 куб. м по хвойному лесу, декларация с приложениями была получена Министерством 17.09.2020; в письме N 12-01-82/17378 от 24.09.2020 Министерство сообщило, что не принимает к рассмотрению и возвращает дополнительную лесную декларацию, поскольку дополнительные объемы для заготовки были согласованы письмом N 12-01-82/7299 от 29.04.2020 и в полном объеме задекларированы. Ссылаясь на то, что на момент направления второй дополнительной лесной декларации общество реализовало свое право на изменение объемов использования лесов, дополнительные объемы древесины были согласованы письмом от 29.04.2020 N 12-01-82/7299 и в полном объеме задекларированы, дополнительная лесная декларация принята 18.06.2020, заявитель считает, что оснований для принятия к рассмотрению второй дополнительной лесной декларации не имеется.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для обращения общества с настоящим заявлением послужил отказ Министерства в рассмотрении дополнительной лесной декларации N 233 на недоиспользованный объем древесины за 2017-2019 гг. и ее возврат заявителю.
Как следует из представленных в дело документов ООО "Крона" полностью использовало установленный на 2020 год объема изъятия древесины по договору аренды лесного участка N 233 от 20.10.2008.
Письмом N 03 от 14.04.2020 общество обратилось в Министерство за согласованием рубки недоиспользованного объема древесины за предыдущие три года по договору аренды. К письму был приложен расчет.
Ответным письмом N 12-01-82/7299 от 29.04.2020 заинтересованное лицо сообщило, что не возражает против подачи дополнительной лесной декларации по договору аренды. В указанном письме также приведен расчет.
Расчет Министерства в части рубки хвойного хозяйства значительно сокращал объемы, указанные в расчете общества:
- За 2017 год был полностью подтвержден объем рубки.
- За 2018 г. объем сокращен на 866 куб. м (6 885 - 2 387 - 5 364 = -866).
- За 2019 г. объем сокращен на 6 885 куб. м.
Общее отклонение по хвойному лесу составило 7 751 куб. м.
10.06.2020 ООО "Крона" на основании расчета Министерства направило первую дополнительную лесную декларацию N 233 от 08.06.2020, которая была без замечаний принята 18.06.2020. На основании декларации началась рубка.
16.09.2020 общество почтовым отправлением направило вторую дополнительную лесную декларацию N 233 от 11.09.2020, заявив объем использования лесов в целях заготовки древесины 7 751 куб. м по хвойному лесу. Декларация с приложениями была получена Министерством 17.09.2020.
В письме N 12-01-82/173178 от 24.09.2020 заинтересованное лицо сообщило, что не принимает к рассмотрению и возвращает дополнительную лесную декларацию, поскольку дополнительные объемы для заготовки были согласованы письмом N 12-01-82/7299 от 29.04.2020 и в полном объеме задекларированы.
Общество, полагая, что отказ Министерства и возврат дополнительной декларации не соответствуют закону и нарушают принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев спор, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу частей 1, 8, 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса, граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом, правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Согласно пункту 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования). Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год. При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества, лесопарка.
В силу части 3 статьи 26 ЛК РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок N 17).
В пунктах 2, 3 Порядка N 17 определено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов. В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период. При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент).
Регламентом предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1 Регламента).
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации, которыми являются несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в качестве основания отказа в принятии дополнительной лесной декларации Министерство сослалось на превышение обществом объемов лесов, ранее задекларированных (с учетом принятой 18.06.2020 дополнительной лесной декларацией, в которой объем заготовки древесины задекларирован в размере, согласованном в письме N 12-01-82/7299 от 29.04.2020).
По мнению судов, такое основание для отказа в приеме лесной декларации не предусмотрено Регламентом. Министерство не учитывает факт наличия у общества недоиспользованного объема древесины за предыдущие периоды (2017-2019) и реализации последним права на использование дополнительного объема в текущем году (2020) за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, а также положения приведенных норм права.
Доказательств, что при этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве, лесопарке превышает расчетную лесосеку, установленную для лесничества, административным органом не представлено.
Вместе с тем, изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции усматривает основания для отмены решения и постановления судов.
ООО "Крона", как лесопользователь (арендатор), реализует право на заготовку в соответствии с лесной декларацией, в которой указывается конкретный объем заготовки, заявленный к вырубке, и, соответственно, заявив одной или несколькими декларациями весь текущий объем заготовки, арендатор реализует свое право на данный объем заготовки и может вырубать только этот объем в течение срока действия лесной декларации (12 месяцев).
Арендатор вправе заявить недоиспользованный объем заготовки, если с учетом текущего объема (который арендатором заявлен полностью) и дополнительного (ранее недоиспользованного) переруба расчетной лесосеки не будет.
Как следует из заявленных требований общества, заявитель просит признать незаконными отказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в рассмотрении дополнительной лесной декларации N 233 от 11.09.2020 и действий Министерства по возврату данной декларации; о возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Крона" путем согласования использования леса для заготовки древесины в объеме, установленном дополнительной декларацией N 233 от 11.09.2020.
Таким образом, ООО "Крона" считает правомерным свои требования о заготовке древесины в объеме 7 751 куб. м. (Приложение N 1 к лесной декларации N 233 от 11.09.2020).
Вместе с тем, административный орган не признает данное право за обществом, скорректировав объем заготовки на 7 751 куб. м. при согласовании лесной декларации N 233 от 08.06.2020, ссылаясь на письмо от 29.04.2020 N 12-01-82/7299, считает задекларированным весь объем заготовки древесины.
По своей сути отказ административного органа в принятии лесной декларации представляет собой несогласие с данными, указанными в приложении N 1 к лесной декларации N 233 от 11.09.2020, что свидетельствует о недостоверности указанных в ней сведений.
Вывод судов о неправомерности действий административного органа сделан без учета фактических обстоятельств дела, без установления права общества производить заготовку древесины в объеме 7 751 куб. м.
Таким образом, подлежат исследованию обстоятельства связанные с отказом Министерства считать правомерными требования общества производить заготовку древесины в объеме 7 751 куб. м. недоиспользованного объема древесины за предыдущие периоды (2017-2019) и реализации последним права на использование дополнительного объема в текущем году (2020) за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года.
Согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции
Поскольку принятые по делу судебные акты вынесены без учета изложенных выше обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду, с учетом изложенного в мотивировочной части данного постановления, надлежит устранить отмеченные недостатки и по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.01.2021 по делу N А60-49420/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 2, 3 Порядка N 17 определено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов. В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период. При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Регламент)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2021 г. N Ф09-4077/21 по делу N А60-49420/2020
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2749/2021
27.10.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-49420/20
06.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4077/2021
01.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4077/2021
19.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2749/2021
11.01.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-49420/20