Екатеринбург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А34-14996/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ященок Т. П., Токмаковой А. Н.
с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области, при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное); (далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Курганской области от 21.12.2020 по делу N А34-14996/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Курганской области прибыл представитель учреждения - Малова А.А. (доверенность от 12.03.2021 N 33).
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ГПИмясомолпром" (далее - общество) - Павлов И.В. (доверенность от 23.03.2021).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения учреждения от 11.11.2020 N 055S19200002876.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 21.12.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на статью 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) указывает на то, что общество привлечено к ответственности в связи с несвоевременным представлением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на 1 застрахованное лицо за отчетный период июнь 2020 г.
При этом фонд отмечает, что Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н.
В связи с этим фонд полагает, что Приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (далее - Инструкция N 211н) с 27.07.2020 ввел в действие Инструкцию, согласно которой, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Общество 02.07.2020 представило в фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (далее - СЗВ-М) (исходная) за июнь 2020 г. в отношении 16 застрахованных лиц.
По результатам проверки названных сведений каких-либо нарушений учреждением не выявлено. Документ учреждением принят, что зафиксировано в протоколе проверки от 03.07.2020. Уведомление об устранении ошибки в адрес общества фондом не направлялось.
Впоследствии 03.08.2020 общество представило в фонд сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за июнь 2020 г. в отношении 1 застрахованного лица, в отношении которого сведения первоначально не представлялись. Названный документ учреждением принят, что зафиксировано в протоколе проверки от 03.08.2020.
Учреждением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на основе представленного 03.08.2020 обществом отчета по форме СЗВ-М за июнь 2020 г.
В ходе проверки фондом установлен факт несвоевременного представления обществом отчета по форме СЗВ-М за июнь 2020 г. в отношении 1 застрахованного лица (Трифонова А.А.).
По данному факту учреждением 06.10.2020 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18200002791 по пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения названого акта и иных документов, фондом 11.11.2020 принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S19200002876, которым общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федеральный закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500 руб.
Полагая, что названное решение учреждения недействительно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в силу раздела 3 которой "Тип формы", страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество первоначально представило отчетность формы СЗВ-М за июнь 2020 г. 03.07.2020, то есть в установленный законом срок. Документ принят фондом. Обществом 03.08.2020 подана форма СЗВ-М "дополняющая" в отношении 1 застрахованного лица. Названные документы также приняты фондом.
Таким образом, общество воспользовалось своим правом на дополнение или уточнение переданных сведений, предусмотренным статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
При этом судами выявлено, что учреждением не направлено ни одного уведомления об обязании общества устранить имеющиеся расхождения, то есть несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации до предоставления дополняющей формы не выявлялась. Первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные (неполные) сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Суд кассационной инстанции отмечает, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В рассматриваемом случае, общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает возможность не применять к страхователю финансовые санкции.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций по оспоренному решению, являются правомерными.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Довод фонда о том, что по Инструкции N 211н к обществу возможно применение финансовых санкций, судами рассмотрен и ему дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 21.12.2020 по делу N А34-14996/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
...
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество первоначально представило отчетность формы СЗВ-М за июнь 2020 г. 03.07.2020, то есть в установленный законом срок. Документ принят фондом. Обществом 03.08.2020 подана форма СЗВ-М "дополняющая" в отношении 1 застрахованного лица. Названные документы также приняты фондом.
Таким образом, общество воспользовалось своим правом на дополнение или уточнение переданных сведений, предусмотренным статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2021 г. N Ф09-4654/21 по делу N А34-14996/2020