Екатеринбург |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А71-8779/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Сухановой Н. Н.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КомАР" (далее - общество "КомАР", общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2020 по делу N А71-8779/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества "КомАР" - Орлов А.С. (доверенность от 01.07.2021, диплом);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) - Лабунова Т.Ю. (доверенность от 12.01.2021, диплом), Каменских Н.В. (доверенность от 12.04.2021, диплом).
Общество "КомАр" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 04.03.2020 N 07-08-16/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 2 029 306 руб. 59 коп. страховых взносов, пени, штрафа.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономики Удмуртской Республики (далее - министерство), Администрация города Сарапула (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2020 оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 18 032 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов. В остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "КомАр" просит названные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части доначисления страховых взносов в сумме 1 527 209 руб. 26 коп., указывая на отсутствие запрета использования для исполнения Соглашения об осуществлении деятельности работников, принятых на работу до получения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), а до октября 2018 г. данные лица могли получать налоговые льготы, даже если работали не на вновь созданных рабочих местах; полагает, что резидент ТОСЭР вправе применять пониженный тариф взносов с 01 мая по 30 сентября 2018 г. ко всей численности персонала, задействованного в реализации проекта резидентом ТОСЭР; с 01 октября 2018 г. на персонал, занятый на вновь созданных рабочих местах; приводит довод о том, что изменения, внесенные в статью 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Федеральным законом от 03.08.2018 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N300-ФЗ), являются ухудшающими положение плательщика, так как ограничивают применение пониженных тарифов только в отношении вновь созданных рабочих мест.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении "КомАР" проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, о чем составлен акт от 20.01.2020 N 07-7-16/1, и принято оспариваемое решение о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в сумме 1 527 209 руб. 26 коп.
Основанием к доначислению данной суммы страховых взносов послужили выводы налогового органа о неправомерном применении обществом, получившим статус резидента ТОСЭР, в проверяемом периоде пониженных тарифов страховых взносов в отношении работников, занятых не на вновь созданных рабочих местах.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 15.06.2020 N 06-07/11366@ обжалуемое решение инспекции в оспариваемой части оставлено без изменения.
Не согласившись с данным решением налогового органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением, настаивая на том, что вправе было применять пониженный тариф в отношении всех своих работников до внесения законодателем изменений в статью 427 НК РФ Законом N 300-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении данной части требований общества, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу положений подпункта 12 пункта 1, пункта 2 и 10 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ).
Законом N 300-ФЗ положения статьи 427 НК РФ дополнены пунктом 10.1, согласно пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах; под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом ТОСЭР; физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР, и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Из положений статьи 13 Закона N 473-ФЗ, приказа Минвостокразвития России от 02.04.2015 N 42 "Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана" следует, что одним из критериев, по которым управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, как до, так и после вступления в силу Закона N300-ФЗ, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом, с целью увеличения объема производства товаров (работ, услуг), а также создания новых производств, объектов инфраструктуры ТОСЭР. Если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, не предполагает создания новых рабочих мест, бизнес-плану баллы не присваиваются и соответственно в отношении такого бизнес-плана может быть принято решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.
Таким образом, нормативные положения, предусматривающие применение плательщиками страховых взносов пониженных тарифов, изначально вводились в целях создания благоприятных условий для резидентов ТОСЭР и стимулирования их к созданию новых рабочих мест в рамках соглашений об осуществлении деятельности.
На основании изложенного, учитывая правовую позицию, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 N АКПИ19-935 "Об отказе в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@", суды при толковании статьи 427 НК РФ пришли к обоснованному выводу о том, что пункт 10.1 статьи 427 НК РФ, по существу, уточняет условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов: такие тарифы применяются резидентами ТОСЭР исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.
Применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР, не связанной с реализацией упомянутого соглашения, не соответствует цели создания ТОСЭР и не способствует экономической эффективности развития такой территории.
Доводы общества о том, что изменения, внесенные в статью 427 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 300-ФЗ, являются ухудшающими положение плательщика, так как ограничивают применение пониженных тарифов только вновь созданными рабочими местами, основаны на неправильном толковании рассматриваемой нормы.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2020 по делу N А71-8779/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КомАР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений статьи 13 Закона N 473-ФЗ, приказа Минвостокразвития России от 02.04.2015 N 42 "Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана" следует, что одним из критериев, по которым управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, как до, так и после вступления в силу Закона N300-ФЗ, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом, с целью увеличения объема производства товаров (работ, услуг), а также создания новых производств, объектов инфраструктуры ТОСЭР. Если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, не предполагает создания новых рабочих мест, бизнес-плану баллы не присваиваются и соответственно в отношении такого бизнес-плана может быть принято решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.
Таким образом, нормативные положения, предусматривающие применение плательщиками страховых взносов пониженных тарифов, изначально вводились в целях создания благоприятных условий для резидентов ТОСЭР и стимулирования их к созданию новых рабочих мест в рамках соглашений об осуществлении деятельности.
На основании изложенного, учитывая правовую позицию, изложенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 N АКПИ19-935 "Об отказе в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@", суды при толковании статьи 427 НК РФ пришли к обоснованному выводу о том, что пункт 10.1 статьи 427 НК РФ, по существу, уточняет условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов: такие тарифы применяются резидентами ТОСЭР исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.
...
Доводы общества о том, что изменения, внесенные в статью 427 НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 300-ФЗ, являются ухудшающими положение плательщика, так как ограничивают применение пониженных тарифов только вновь созданными рабочими местами, основаны на неправильном толковании рассматриваемой нормы."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2021 г. N Ф09-4678/21 по делу N А71-8779/2020