Екатеринбург |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А47-8833/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тандем ДМА" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2020 по делу N А47-8833/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В Арбитражный суд Оренбургской области для участия в судебном заседании прибыл представитель Государственной жилищной инспекции Оренбургской области - Давыдов И.В. (доверенность от 13.04.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тандем ДМА" (далее - ООО УК "Тандем ДМА", заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Оренбургской области (далее - инспекция, ГЖИ) Н.С. Колесникова от 10.01.2019 N 51 по проверке обращения жителя многоквартирного дома N 6 по ул. Солженицына г. Соль-Илецка Оренбургской области по ненадлежащему содержанию системы вентиляции в кв. 4 (кухня, туалет, ванная) как общего имущества дома, а также об отмене акта проверки инспекции от 14.01.2019 N 51.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Указывает, что согласно ответу Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Оренбургской области осуществление контроля за наличием либо отсутствием дурнопахнущих веществ (запахов) в жилых и нежилых помещениях к компетенции ГЖИ не относится. Данный ответ подтверждает заявителя о том, что в заявлении собственника, на основании которого изначально проводилась проверка ГЖИ 14.01.2019, отсутствуют прямые или косвенные претензии на нерабочее состояние вентиляционных и дымовых каналов в кв. N 4 многоквартирного дома N 6 по ул. Солженицына г. Соль-Илецка Оренбургской области. По мнению заявителя, судами не дана оценка тому факту, что фактически инспектором ГЖИ не была проведена проверка по распоряжению от 10.01.2019 N 51, проведены лишь осмотр и замер.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора управления многоквартирным домом от 29.12.2016 является управляющей организацией в отношении дома N 6 по ул. Солженицына г. Соль-Илецк Оренбургской области. Из обращений гражданки Скрипниковой Н.Ф. в адрес управляющей компании от 21.08.2018 и от 05.12.2018 в адрес Прокурора Соль-Илецкого района следует, что в квартире N 4 спорного МКД по причине ненадлежащей работы внутридомовой системы вентиляции присутствуют посторонние запахи, Управляющей компанией неисправность не устранена.
Заместителем начальника инспекции издано распоряжение (приказ) от 0.01.2019 N 51 о проведении в отношении ООО "УК "Тандем ДМА" внеплановой выездной проверки, целью проведения которой явилась проверка изложенных в обращении вх. 38/7015 от 28.12.2018 фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований, 14.01.2019 копия указанного распоряжения вручена представителю общества, о чем имеется отметка.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 14.01.2019 N А-51, из которого следует, что в сезонных актах осмотра в весенний/осенний периоды информация о состоянии вентиляционных дымовых каналов отсутствует, обществом проводится периодическая проверка технического состояния вентиляционных и дымовых каналов согласно актам от 16.04.2018 и 22.11.2018, в которых отсутствуют подписи собственников квартир N 4 и N 13, заявителем в журнале учета заявок граждан зарегистрирована заявка 15.06.2018 с отметкой об исполнении, согласно акту о приемке выполненных работ от 16.06.2018, подписанного собственником кв. N 4, произведена чистка вентиляционного канала, в ответах от 29.06.2018 N 63 и от 03.10.2018 N 92 общество сообщало об отсутствии возможности обязать собственника квартиры N 8 демонтировать принадлежащее ему принудительное вытяжное устройство, являющееся причиной поступающих запахов в квартиру N 4 и предлагало Скрипниковой Н.Ф. обратиться в суд.
ООО "УК "Тандем ДМА" с ИП Уздяевым С.А. заключен договор подряда от 07.09.2018, предметом которого являлось обследование вентиляционного канала с привлечением специалиста ООО "Сервис ОПБ", действующего согласно лицензии N 63-б/00177 от 28.11.2014, для установления причин обратной тяги по заявлению собственника помещения Скрипниковой Н.Ф., актом зафиксирован факт выполнения указанных работ.
Инспекцией на основании подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), части 2.3 статьи 161, пункта 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), выдано предписание N ПР-51 от 14.01.2019 со сроком исполнения 11.02.2019 с указанием на неисполнение обществом технического обслуживания и сезонного управления оборудования систем вентиляции, определения работоспособности оборудования и элементов систем в кв. N 4 при управлении МКД и обязанием предоставить акт проверки исправного (работоспособного) состоянии внутридомовой системы вентиляции в кв. N 4 (кухня, ванная, туалет).
Полагая, что распоряжение и акт проверки являются незаконными и нарушают его права, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: его несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения N 493).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 10 Положения N 493).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, в которой установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294- ФЗ, являются поступления, в частности, посредством системы, в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в числе прочего, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (пункты 4, 5, 6, 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ).
Суды установили, что внеплановая документарная проверка проводилась инспекцией в связи с поступлением обращения потребителя - гражданки Скрипниковой Н.Ф., зарегистрированной по адресу: г. СольИлецк Оренбургской области, ул. Солженицына, д. 6, кв. 4, по причине ненадлежащей работы внутридомовой системы вентиляции (присутствуют посторонние запахи); распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 10.01.2019 N 51 подписано заместителем начальника инспекции Колесниковым Н.С.. Результаты проверки зафиксированы в акте от 14.01.2019 N А-51; по результатам проверки обществу выдано предписание N ПР-51 от 14.01.2019 со сроком исполнения 11.02.2019 с указанием на неисполнение Обществом технического обслуживания и сезонного управления оборудования систем вентиляции, определения работоспособности оборудования и элементов систем в кв. N 4 при управлении МКД и обязанием предоставить акт проверки исправного (работоспособного) состоянии внутридомовой системы вентиляции в кв. N 4 (кухня, ванная, туалет). Названное предписание было обжаловано в Арбитражный суд Оренбургской области - решением суда от 30.10.2019 по делу N А47-11095/2019 в удовлетворении требований о признании предписания незаконным обществу было отказано. Постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанции решение суда оставлено без изменения.
Судами также установлено, что совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждено, что внеплановая документарная проверка проводилась инспекцией в связи с поступлением обращения гражданина, в пределах предоставленных ей полномочий; действия инспекции по рассмотрению заявления потребителя, вынесении распоряжения о проведении проверки, а также составлению акта проверки соответствуют Положению N 493, требованиям, установленным ЖК РФ.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов и отклонены как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства. Эти доводы выводов судов не опровергают, направлены на их переоценку, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 руб. относятся на заявителя (ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2020 по делу N А47-8833/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тандем ДМА" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Тандем ДМА" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294- ФЗ, являются поступления, в частности, посредством системы, в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в числе прочего, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (пункты 4, 5, 6, 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2021 г. N Ф09-4196/21 по делу N А47-8833/2020