Екатеринбург |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А60-53432/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Кравцовой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свинокомплекс "Полевской" (далее - заявитель, общество, ООО "Свинокомплекс "Полевской") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2021 по делу N А60-53432/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) - Милков И.Г. (доверенность от 11.11.2020).
ООО "Свинокомплекс "Полевской" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене приказа управления от 17.08.2020 N 854 об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также об обязании управления выдать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду "Площадка N 1" (код 65-0166-000461-П) без норматива на отход образования отхода "Навоз свиней свежий" (код 1 12 510 01 33 3), принять положительное решение и включить в документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду "Площадка N 1" (код 65-0166-000461-П) норматив на отход образования отхода "навоз свиней свежий" (код 1 12 510 01 33 3).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Свинокомплекс "Полевской" просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Настаивает на отсутствии оснований для отказа в предоставлении услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указывает, что он не производит совокупности действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета), прибыли от такой деятельности не получает, соответственно, получение лицензии по обращению с опасными отходами не требуется (письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782). Отмечает, что обезвреживание навоза свиного в целях размещения получившегося удобрения на собственных полях общества не является предпринимательской деятельностью, преобразование навоза в удобрение происходит естественным путем, не носит характер самостоятельного вида деятельности, общество не занимается приемом органических отходов от иных лиц с целью дальнейшей переработки (утилизации) за соответствующую плату. При этом, обществом разработаны технические условия и технологический регламент получения и применения удобрения, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы, получен сертификат соответствия.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Как установлено судами при рассмотрении дела, ООО "Свинокомплекс "Полевской" обратилось в управление с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории, "Площадка N 1" по адресу Свердловская обл., г. Полевской, территория Восточный промышленный район, дом 5/3.
В адрес общества поступило уведомление о приостановлении предоставления государственной услуги от 04.08.2020 N 02-02-21/13820 с указанием на выявленные неточности и неполноту содержащихся в проекте сведений, а именно в разделе "Сведения о предлагаемом ежегодном использовании навоза отходов и (или) обезвреживании отходов проекта отсутствуют сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода "навоз свиней свежий" (код 1 12 510 01 33 3), обоснование количества предлагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода, сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В ответ на уведомление заявитель направил в адрес управления исправленный Проект ПНООЛР, а также пояснения по использованию навоза свиного (сопроводительное письмо от 13.08.2020 N ЕЧ/13-46).
В связи с тем, что замечания к Проекту, изложенные в уведомлении от 04.08.2020, заявителем устранены не были, управлением издан приказ от 17.08.2020 N 854 об отказе в предоставлении услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Не согласившись с указанным ненормативным актом управления, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого приказа и его отмены.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, в соответствии с пунктом 6 которого Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
В соответствии с постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности"), с 01.08.2014 на отходы I - IV классов опасности, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным Постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1). Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Закон N 109-ФЗ) агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.
Допуском к обороту (ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, производство, реализация, реклама, применение, хранение, транспортировка, уничтожение) пестицидов и агрохимикатов является их государственная регистрация с последующим внесением в каталог (статья 3 Закона N 109-ФЗ).
Сведения об агрохимикате "удобрение органическое на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной", изготовленном на объекте Площадка 1 (основная) общества, отсутствуют в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Каталог размещен в сети Интернет (http://www.mcx.ru) является общедоступной информацией. Таким образом, удобрение органическое на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной, изготовленное обществом, не имеет допуска к обороту на территории Российской Федерации, а значит, не может применяться в качестве агрохимиката.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение указанного нормативного регулирования рассматриваемых правоотношений, в представленном обществом Проекте отсутствуют сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода "навоз свиней свежий" (код 1 12 510 01 33 3), его предполагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода, сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
С учетом изложенного, и, поскольку указанные нарушения, изложенные в уведомлении от 04.08.2020 N 02-02-21/13820, обществом фактически устранены не были, управление, руководствуясь пунктами 29, 88 Административного регламента Росприроднадзора предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437, на законным основаниях издало оспариваемый Приказ об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17.08.2020 N 854.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, фактические обстоятельства, суды нижестоящих инстанций установили, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, в связи с чем у заявителя имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету в инвентаризации отходов всех видов отходов производства и потребления, установлению нормативов образования и лимита на размещение на все виды образующих и размещаемых/накапливаемых отходов производства и потребления, а также по составлению паспортов опасных отходов, образующихся в производственной деятельности.
Факт того, что общество использует "навоз свиной" в виде органического удобрения в соответствии с полученным сертификатом, не опровергает факт образования в процессе деятельности общества спорного отхода и не освобождает общество от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 27.05.2020 N 309-ЭС20-6698).
Ссылка заявителя на письмо Минприроды России N 19/4339 от 10.10.2017 "О государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов" рассмотрена и отклонена судами, поскольку указанное письмо не отменяет и не изменяет вышеуказанные требования Закона N 89-ФЗ, Закона N 7-ФЗ и носит информационно-разъяснительный характер.
Кроме того, судами при разрешении спора учтено, что решением Свердловского областного суда от 14.02.2018 по делу N 73-40/2018 оставлено в силе постановление органов Роспотребназора о назначении административного наказания по статье 6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Свинокомплекс "Полевской" и установлено, что навоз свиной отвечает понятию отхода, данному в статье 1 Закона N 89-ФЗ, включен в Федеральный классификационный каталог отходов и является отходом, а его вовлечение в хозяйственный оборот не освобождает общество от обязанности соблюдать санитарные правила и гигиенические нормы.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда округа отсутствуют.
При этом, несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2021 по делу N А60-53432/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Свинокомплекс "Полевской" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт того, что общество использует "навоз свиной" в виде органического удобрения в соответствии с полученным сертификатом, не опровергает факт образования в процессе деятельности общества спорного отхода и не освобождает общество от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 27.05.2020 N 309-ЭС20-6698).
Ссылка заявителя на письмо Минприроды России N 19/4339 от 10.10.2017 "О государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов" рассмотрена и отклонена судами, поскольку указанное письмо не отменяет и не изменяет вышеуказанные требования Закона N 89-ФЗ, Закона N 7-ФЗ и носит информационно-разъяснительный характер.
Кроме того, судами при разрешении спора учтено, что решением Свердловского областного суда от 14.02.2018 по делу N 73-40/2018 оставлено в силе постановление органов Роспотребназора о назначении административного наказания по статье 6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Свинокомплекс "Полевской" и установлено, что навоз свиной отвечает понятию отхода, данному в статье 1 Закона N 89-ФЗ, включен в Федеральный классификационный каталог отходов и является отходом, а его вовлечение в хозяйственный оборот не освобождает общество от обязанности соблюдать санитарные правила и гигиенические нормы."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2021 г. N Ф09-4809/21 по делу N А60-53432/2020